Понятие «стратегия» компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является повышение конкурентоспособности и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии развития компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию развития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая газпром.doc

— 980.00 Кб (Скачать файл)

- условие «бери или плати», распространяющееся на значительные контрактные объёмы и предусматривающее частичную оплату покупателем объёмов газа, которые были отобраны в течение года, меньше зафиксированного в контракте минимального годового количества. Впоследствии это количество может быть отобрано с соответствующей доплатой после отбора минимального годового объёма, предусмотренного контрактом в соответствующем году поставки.

Таким образом, Газпром работает по правилам европейского рынка, которые и прежде, и сейчас помогают решать ряд проблем организации взаимодействия между поставщиком и потребителем.

Для всех компаний одной из главных проблем, которые, прежде всего, решают долгосрочные контракты, является вопрос о возвратности инвестиций в добычу и транспортировку газа.

От получения  лицензии на разведку до выхода крупного месторождения на проектную мощность по добыче проходит 20 лет. Период разработки газовых месторождений составляет, как правило, более 30 лет. Этот срок и определяет длительность инвестиционного цикла, а получение возврата инвестиций происходит спустя многие годы.

Планируя  инвестиции на такой период, Компания должна быть уверена в том, что произведенный газ будет продан потребителю. Газпром считает долгосрочные контракты фундаментом устойчивого развития отношений с партнёрами и потребителями в странах Европы, поскольку эти контракты обеспечивают стабильность европейского газового рынка.

При этом в  долгосрочных контрактах предусмотрены  возможности для некоторой корректировки условий с целью их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры.

Италия является одним из основных импортеров российского природного газа. Страна относится к числу крупнейших промышленно развитых стран Европы: по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку в мире и международной торговле. Италия является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Рынок природного газа Италии является третьим по величине среди европейских стран после Великобритании и Германии. Доля газа в энергетическом балансе Италии – более 30 %. В 2009 г. практически всю потребность в природном газе Италия покрыла за счет импорта.

В период 2000–2009 гг. при падающей добыче в стране отмечен значительный рост потребления и импорта газа (рис. 9).

Рис. 9. Изменение основных характеристик газового рынка Италии в 2000–2009 гг. в млрд. куб. м и в %%

 

В общем объеме потребления газа наибольшую долю занимает коммунально-бытовой сектор (37,5 %), на втором месте электроэнергетика (35,5 %), на долю промышленности приходится 23,8 %, транспорт – 0,5 %, собственные нужды – 1,2 %, прочие – 1,4 %.

Наибольшие  объемы газа импортируются из России и Алжира (рис. 10). В 2008 г. на долю СПГ приходилось лишь 2 % от всего объема импорта газа.

 

Рис. 10. Объемы и структура импорта газа Италией  в 2000–2008 гг. в млрд. куб. м (основные импортирующие страны)

 

Крупнейшими газовыми компаниями Италии являются Eni, Edison и Gas Plus. Эти компании занимаются также электроэнергетическим бизнесом.

Газовый рынок  Италии является олигопольным и развивающимся. При разработке конкурентоспособной внешней стратегии поведения ОАО «Газпром» на рынке Италии был использован SWOT–анализ. Его результаты приведены на рис. 11.

С использованием методики были проведены расчеты  оценки потребности в российском газе итальянского газового рынка на долгосрочную перспективу. Так, к 2025 г. потребность в новых контрактах может достигнуть 21,9 – 32,7 млрд. куб. м (таблица 6).

По приведенной  выше методике оценки потенциальной  рыночной доли нами был рассчитан возможный прирост потребности в российском газе сверх законтрактованных объемов. В долгосрочной перспективе доля рынка ОАО «Газпром» в Италии будет сохранена, потребность в российском газе в перспективе будет расти.

Рис. 11. SWOT–анализ  потенциала ОАО «Газпром» на рынке  Италии

 

Рассмотрим  также вопросы ценообразования  на газ в Италии по секторам потребления, сделана оценка netback стоимости газа на границе (таблица 6), дана характеристика развития рынка сжиженного природного газа в Италии.

Прогнозные  показатели оценки конкурентных возможностей экспорта российского газа (таблица 7) позволяют сделать ряд выводов:

1. По соотношению  netback стоимостей газа на границе, определенных с учетом затрат российской стороны и цены газа на внутреннем рынке Италии за вычетом стоимости национальной транспортировки до границы, можно оценить эффективность поставок российского газа на экспорт, выделив те страны и те периоды, где это соотношение наибольшее.

Таблица 7

 Показатели  прогнозного баланса газа Италии  в млрд. куб. м  [44]

*ГКК –  годовые контрактные количества

 

2. В ценовой  цепочке при поставках газа  потребителям Италии образуются  значительные уровни прибыли. Местные транспортирующие и распределительные компании имеют чрезмерную доходность, а импортируемый газ недооценен. Приведенные оценки можно использовать в качестве доводов при переговорах об экспортной цене в контрактах, в частности для возможности ее повышения для тех стран, где рассматриваемое соотношение стоимостей наиболее высоко. Это относится и к рынку газа в Италии.

3. В Италии  сверхприбыль газотранспортных  и газораспределительных компаний будет постепенно снижаться к 2014 г., а затем вновь ожидается ее рост (таблица 8). Это связано с прогнозируемым ростом цен на энергоносители на внутреннем рынке Италии, начиная с 2014 г. [45]

 

Таблица 8

Прогнозные  показатели оценки конкурентных возможностей экспорта российского газа в Италию в долл. США/тыс. куб. м

* Объем экспорта по ГКО ООО «Газпром экспорт» с потенциальными поставками

** NCV (net calorific value – используется  для оценки потребления по  секторам) = 0,9 GCV (gross calorific value – используется  в международной торговле). Данное  соотношение приводится для сопоставимости.

 

4. Сопоставление  цен показывает, что мазут на  рынке Италии более конкурентоспособен по сравнению с газом.

5. Производители  газа имеют возможность увеличить  свою прибыль за счет прямых  договоров на поставки газа, повысив при этом цены поставки газа и получив выгоду от участия в сверхприбыли газотранспортных и газораспределительных организаций, а также за счет увеличения объема поставок по прерываемым контрактам, осуществляемым через механизмы биржевой спотовой торговли.

6. При росте затрат на добычу и транспортировку наблюдается тенденция к повышению цен, темпы которого будут учитываться при ценовой политике.

7. Цены на  внутреннем рынке Италии у  конечного потребителя примерно  в два раза превышают экспортные  цены поставляемого российского газа.

 

Таблицу 8 иллюстрирует рис. 12.

 

Рисунок 12 – Соотношение  стоимостей газа страны-поставщика (Россия) и страны-покупателя (Италия)

 

В условиях глобализации мирового рынка газа вопрос международной  конкурентоспособности компании заключается в способности компании производить и реализовывать продукцию при приемлемом уровне затрат.

Основными видами рисков при осуществлении внешнеэкономической  деятельности ОАО «Газпром» на рынке Италии являются:

  • риск увеличения конкуренции со стороны производителей альтернативных видов топлива, а также других производителей и поставщиков природного газа в Италию;
  • риск, связанный с транзитом газа через третьи страны;
  • риск снижения цен на газ вследствие снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты.

Мы считаем необходимым отметить следующее:

1. Стратегия  поведения ОАО «Газпром» на  итальянском газовом рынке должна  быть направлена на формирование  конкурентоспособной политики на  основе продуманного комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компании. Нарастающая зависимость от импорта увеличивает возможности субъектов газового рынка Италии по привлечению поставщиков. В Италии ОАО «Газпром» предполагает участвовать в перерабатывающей деятельности ипроизводстве электроэнергии в рамках соглашения с компанией Eni об обмене активами.

2. В целях  укрепления позиций ОАО «Газпром»  на розничном рынке Италии логично выглядит создание ряда совместных предприятий. В частности, целесообразно создать совместное предприятие, которое займется строительством и эксплуатацией подземных хранилищ газа, а также реализацией газа конечным потребителям на итальянском рынке.

3. ОАО «Газпром»  необходимо активизировать возможности  доступа к зарубежным ПХГ для повышения надежности экспортных поставок, а также укрепления позиции на розничном рынке. Учитывая, что спрос на газ со стороны конечных потребителей имеет ярко выраженную сезонность, ОАО «Газпром» следует законтрактовать или построить мощности по хранению газа для обеспечения потребностей итальянских потребителей в российском газе в периоды пикового спроса (например, в осенне-зимний отопительный период).

Мы выделяем следующие наиболее важные соответствующие  мероприятия, направленные на реализацию целей политики ОАО «Газпром» на рынке Италии (таблица 9).

 

Таблица 9

Меры, направленные на реализацию целей политики ОАО  «Газпром» на рынке Италии

Экономические меры

Реализация конкурентоспособной  ценовой стратегии; проведение переговоров и установление конкурентоспособной цены; минимизация рисков в различных сферах деятельности

Организационные меры

Создание альянсов с  итальянскими компаниями, покупка активов (например, в электроэнергетической области); рост гарантий выполнения долгосрочных обязательств, которые должны подкрепляться  постоянным совершенствованием условий контрактов; использование возможностей доступа к газотранспортной  и газораспределительной  системам страны

Маркетинговые меры

Модификация контрактных  обязательств, в т.ч. защита потребителя, производителя, ценовая модификация; дистрибьюция, в частности, поставка газа мелким потребителям;

Дивертификация  продуктов, рынка сбыта и видов деятельности, которая предусматривает возможные поставки российского СПГ, расширение поставок  трубопроводного газа, участие в ПХГ;

Расширение участи в  оптовых поставках, своповых сделках


 

Мы выделяем следующие стратегические приоритеты ОАО «Газпром» на рынке Италии (табл. 10).

Таблица 10

Стратегические  приоритеты ОАО «Газпром» на рынке  Италии

 

Таким образом, стратегическая цель ОАО «Газпром» – выход на лидирующие позиции среди глобальных энергетических компаний посредством реализации тщательно выстроенной маркетинговой стратегии.

Приоритетной  задачей «Газпрома» в рамках данной стратегии является сохранение достигнутой доли на традиционных рынках (Европа), что означает безусловное выполнение существующих обязательств по поставкам газа, повышение их надежности, развитие отношений с традиционными и новыми партнерами, а также дальнейшее наращивание объемов экспорта.

К задачам  «Газпрома» на европейском рынке  также относится повышение эффективности реализации природного газа за счет участия в сегментах распределения газа, производства электроэнергии и выхода на конечного потребителя.

В соответствии со стратегией расширения деятельности, предложили стратегию поведения ОАО «Газпром» на рынке Италии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования, позволили сделать  следующие выводы и предложения:

1. Необходимость  совершенствования конкурентоспособной  стратегии ОАО «Газпром» в  настоящее время связана с  возрастающей конкуренцией на  газовых рынках, появлением новых  альтернативных проектов и поставщиков. Основными факторами, определяющими конкурентоспособность газовых компаний, имеющих свои особенности, являются: доля рынка, цена, уровень издержек.

2. Предложен  ряд количественных инструментов  для разработки конкурентоспособной стратегии: новые методические подходы определения рыночной доли российского газа, которые позволяют объективно выявить потребность в российском газе на рынках зарубежных стран с учетом большого числа факторов; использование метода netback для оценки стоимости газа на границах стран и возможного выявления потенциала повышения цены в контрактах.

3. На основе  методики оценки потенциальной  рыночной доли российского газа  на рынках зарубежных стран  сделана оценка потребности рынка  Италии в поставках газа из России. Она позволила определить долю рынка, которую в перспективе сможет занять объем поставок газа из России среди других стран, экспортирующих газ в Италию, и является определяющей для формирования эффективной и конкурентоспособной экспортной стратегии ОАО «Газпром» на рынке данной страны.

Информация о работе Понятие «стратегия» компании