Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:46, курсовая работа
Целью исследования является повышение конкурентоспособности и укрепление позиций нефтяных российских компаний на внутреннем и внешнем мировом нефтяном рынках.
Достижение поставленной цели определяет комплекс конкретных задач, решение которых обусловливает структуру исследования:
1. Проанализировать теоретические основы разработки стратегии развития компании.
2. Рассмотреть вопросы формирования конкурентных стратегий российских нефтяных компаний и их международной конкурентоспособности, стратегию развития ОАО «Газпром».
3. Совершенствование методов формирования конкурентных стратегий ОАО «Газпром».
оценку конкурентной позиции корпорации в отрасли (прочности бизнеса);
оценку стратегических альтернатив;
формирование образа будущего корпорации.
Разработка стратегических целей и задач;
комплекс работ по внедрению стратегии.
Представленные этапы тесно взаимосвязаны друг с другом и поэтому могут опираться на единые методические и научные подходы для их реализации. Это проявляется особенно ярко при разработке конкурентной стратегии устойчивого развития предприятия.
В качестве инструментария разработки стратегии устойчивого развития корпорации в работе предлагается использовать систему экономической диагностики. В понятие экономической диагностики целесообразно включать не только качественные и количественные, но и направляющие аспекты. Под этим мы понимаем задачи, стоящие перед экспертами при проведении комплексной экономической диагностики. При этом на практике, на наш взгляд, целесообразно различать глобальную диагностику, функциональную диагностику и экспресс-диагностику. Такое подразделение обусловлено различием задач, поставленных для оценки и различием принимаемых стратегических решений на основе проведенного анализа. Таким образом, применительно к промышленной корпорации система экономической диагностики есть взаимосвязь подсистем, включающих в себя элементы оценки как отдельных управленческих и производственных функций, так и работу предприятия в целом, включая его взаимодействие с внешним информационным пространством (рис. 1).
В этой связи диагностика корпорации, и, тем более, экономическая диагностика, на наш взгляд, должна быть сориентирована на: определение дисфункций и трудностей, сдерживающих развитие хозяйственного объекта; выявление внутренних и внешних причин, ухудшающих деятельность предприятия, их исследование; выработка программы действий, связанных с восстановлением функций и структурной перестройкой предприятия; внедрение в практику на новом качественном уровне принятых решений в виде разработанных планов текущего, среднесрочного и перспективного развития хозяйственной деятельности предприятия и контроль за их реализацией.
Рис. 1. Элементы системы экономической диагностики промышленной корпорации
Мы предлагаем в качестве базовых этапов, фаз и составных частей экономической диагностики предприятия рассматривать следующие. Этапы - анализ внешних и внутренних факторов; фазы - финансово-экономический анализ, функциональная диагностика и стратегическая диагностика; составные части - составляющие фаз, например, для функциональной диагностики - маркетинг, производство, снабжение, персонал и т.п. На рис. 2 предложена схема фаз и составных частей модели комплексной диагностики деятельности предприятия.
Представляется целесообразным в качестве базы разработки стратегии устойчивого развития корпорации опираться на проведении функциональной диагностики, позволяющей более детально и, соответственно, достоверно определять вектор формирования стратегий отдельных функциональных подразделений, что в конечном итоге позволит более объективно и обоснованно подойти к формированию комплексной стратегии устойчивого развития.
2 этап "Анализ"
3этап "Синтез"
Рис. 2. Модель комплексной диагностики деятельности корпорации
В этой связи функциональная диагностика, по нашему мнению, это ретроспективное (на основе прошлой деятельности), оперативное (текущее состояние) и перспективное (прогноз развития) системное исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет разработки его хозяйственной политики (стратегии развития). При этом в качестве основной цели функциональной диагностики мы выделяем выявление наиболее существенных проблем и приоритетов хозяйственной деятельности и разработку программы краткосрочных и долгосрочных мер, позволяющих улучшить эффективность и финансовые показатели деятельности предприятия. К особенности проведения функциональной диагностики относится ее последовательность.
Целесообразно выделять следующие этапы: выявление миссии предприятия, анализ результатов, оценка политики и стратегии, средств и организации той или иной функции, изучение методов управления и контроля, а также текущей деятельности. В итоге, результатом комплексной функциональной диагностики деятельности предприятия является выработка мер по развитию системы управления и финансовому оздоровлению компании, увеличению рентабельности хозяйствования, а также по повышению управляемости компанией и ее рыночной привлекательности. Последнее положение очень существенно, так как оно отражает коммерческую ценность функциональной диагностики, ее прямую связь с ростом финансовых результатов фирмы. Функциональную диагностику следует проводить либо силами планово-аналитических служб самого предприятия, либо с помощью привлечения сторонних консультантов, что, как правило, гарантирует большую степень объективности результатов в силу независимости аналитиков.
Соответственно, на первом этапе исследования должна фиксироваться общая динамика развития системы (для предприятия это - динамика финансовых результатов, валюты баланса, величины собственного капитала и пр.), на втором этапе целесообразно проводить анализ (разделение объекта исследования на составляющие и детальное автономное изучение этих частей), а на третьем - синтез (т. е. изучение внутренней функциональной связи этих частей). Для предприятия третий этап исследования - это синтез выявленных целей развития по отдельным аспектам хозяйственной деятельности для формирования интегральной сбалансированной стратегии предприятия. Пренебрежение третьим этапом может привести в тупик итоговые результаты диагностики, так как внутренняя связь системы часто является противоречивой (т. е. выводы, вытекающие из результатов анализа, часто не стыкуются друг с другом, поэтому необходимо найти между ними разумный баланс).
Реализация данного подхода, основанного на анализе и последующем синтезе, дает возможность адекватно оценить сложившуюся систему управления и финансовое положение предприятия и сформулировать предложения, обеспечивающие максимальный рост ее финансовых результатов. Так, например, данный подход позволяет разрешить проблемы "состыковки" различных аспектов деятельности предприятия, остро стоящие практически перед любым крупным или средним предприятием.
Прогноз потребности в природном газе на внутреннем рынке выполнен с использованием комплексного подхода, учитывающего, с одной стороны, выполненные МЭРТ РФ прогнозные оценки социально-экономического развития страны в целом и основных секторов национального хозяйства, с другой – программы развития российских регионов и основных топливо- и энергопотребляющих предприятий и организаций, функционирующих на территории региона. В основу оценки перспективного уровня потребности в природном газе по Российской Федерации на базе прогнозов социально-экономического развития страны заложены следующие макроэкономические параметры перспективного развития экономики России, определяющие потребности в топливно-энергетических ресурсах.
Таблица 1
Макроэкономические показатели для оценки диапазона
спроса на природный газ в России [43]
Суммарный объём
поставок газа на производственно-эксплуатационн
Диапазон прогнозных объёмов потребления газа в Российской
Федерации на период до 2030 года [24]
Прогнозируемый рост поставок газа российским потребителям в период до 2030 года обусловлен, главным образом, ростом использования газа в отраслях промышленности вследствие увеличения промышленного производства.
Реализация Программы газификации регионов России будет способствовать увеличению использования газа коммунально-бытовым сектором и населением.
Прогнозная оценка уровней спроса на газ в промышленности и электроэнергетике выполнена на основании показателей разработанных Минпромэнерго России стратегий развития ключевых отраслей промышленности России на период до 2015 года (химической и нефтехимической, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслей промышленности, металлургического и машиностроительного комплексов) и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года, региональных программ развития и крупных инвестиционных проектов, предусматривающих использование газа.
В целом прирост поставок газа промышленным потребителям в 2030 году составит 20-50% к уровню 2007 года. [32]
Согласно прогнозам, увеличение использования газа на объектах электроэнергетики составит порядка 18% к уровню 2007 года, что соответствует показателям базового варианта Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Прогнозная оценка поставок газа в регионы, не связанные в настоящее время с Единой системой газоснабжения России, соответствует показателям утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики России от 03.09.2007 года № 340 Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.
Изменения на
газовом рынке, увеличение уровня цен
на газ в сочетании с
Общий объем добычи газа в РФ в 2009 г. представим в виде рис. 4.
Российская
экономика имеет ряд особенност
Рис. 4. Добыча газа в Российской Федерации в 2009 г.
Перечисленные особенности требуют от российской энергетики при выходе на зарубежные рынки учета национальных внешнеэкономических приоритетов, связанных с ключевыми целями развития отечественной экономики на ближайшую перспективу. На наш взгляд, к ним относятся: