Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение исследования различных аспектов проблемы бедности в странах «третьего мира».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить различные подходы к определению бедности как экономической категории;
выяснить причины возникновения бедности;
разобрать основные концепции определения бедности

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы и подходы в исследовании бедности как экономической категории 6
1.1 Подходы к определению бедности как экономической категории 6
1.2 Причины возникновения бедности и масштабы ее распространения 10
1.3 Концепции определения бедности, критерии и особенности измерения 13
2 Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире 18
2.1 Понятие и уровень развития стран «третьего мира». Анализ экономических исследований 18
2.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели 22
2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции 24
3 Проблемы включения стран «третьего мира» в мировое хозяйство 31
3.1 Причины отсталости стран «третьего мира»: анализ динамики и факторов развития 31
3.2 Экономические проблемы стран «третьего мира» 31
3.3 Экономическая роль государства и пути преодоления бедности в странах «третьего мира» 34
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Отмечено, что иногда развивающиеся страны столь существенно  развиваются по доходу на душу населения, по структуре экономики, по социальной структуре общества, что иногда возникает сомнение относительно целесообразности включения их в одну классификационную группу  [1].

Что касается населения  этих стран, то наглядное отражение  количества людей, живущих за чертой бедности отражено на Рисунке 1 ( Приложение Б).

Однако, признавая чрезвычайное разнообразие стран третьего мира, необходимо учитывать те общие черты  экономики, которыми, они чаще всего  характеризуются, это объединяет их не только формально, но и в действительности, объединяет их общую позицию по мировым проблемам. Общность подходов к мировым проблемам обнаруживается в общей политике, для более эффективной реализации, которой развивающиеся страны создают различные межгосударственные организации (например, Организация Африканского Единства).

Ниже приведены характеристики, наиболее полно отражающие общий уровень развития стран «третьего мира»:

  1. Масштабы распространения бедности.

Как уже было рассмотрено  прежде, большинство развивающихся  стран характеризуется очень  низким уровнем жизни населения. При этом следует учесть, что основная масса населения этих стран имеет низкий уровень жизни не только по сравнению с развитыми странами, но и по сравнению с немногочисленными богатыми группами населения в своих странах.

2.  Низкий уровень производительности труда.

В странах третьего мира производительность труда крайне низкая, по сравнению с промышленно развитыми  странами. Причина этого может  быть, в частности, в отсутствии или  жестком дефиците дополнительных факторов производства (физического капитала, опыта менеджмента). Для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестиций в вещественные факторы производства и в человеческий капитал. Необходимо учитывать также отношение работников и менеджмента к повышению своей квалификации, способность населения адаптироваться к изменениям в производстве и обществе, отношению к дисциплине, инициативность, отношение к власти.

3.  Высокие темпы роста населения.  

Наиболее явный показатель, характеризующий различия между промышленно развитыми странами, – это коэффициент рождаемости.

Ни одна развитая страна не достигает уровня рождаемости 20 родившихся на 1000 чел. Населения. В развивающихся странах уровень рождаемости варьирует от 20 человек (Аргентина, Китай, Таиланд) до 50 (Нигер, Замбия, Руанда, Танзания, Уганда). Конечно, коэффициент смертности в развивающихся странах выше, чем в промышленно развитых, отсутствие хорошей системы здравоохранения в странах «третьего мира» делает это различие не столь значительным.

4.  Высокий и растущий уровень безработицы.

Сам по себе рост населения  не является негативным фактором экономического развития. Но в условиях экономического застоя не создаются дополнительные рабочие места, поэтому высокий естественный прирост населения порождает огромную безработицу. Если к видимой безработице добавить скрытую безработицу, то почти 35% рабочей силы в развивающихся странах не находит применения.

5.  Большая зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.

Примерно 65% населения  развивающихся стран живет в  сельской местности, а в промышленно  развитых – 27%. В сельскохозяйственном производстве занято более 60% рабочей  силы в странах «третьего мира» и всего 7% – в промышленно развитых странах, при этом вклад аграрного сектора в создание ВНП около 20% и 3% соответственно. Сосредоточение рабочей силы в аграрном секторе и первичном секторе промышленности обусловлено тем, что низкие доходы вынуждают людей заботиться, в первую очередь, о пропитании, одежде, жилье.

Кроме доминирования  аграрного сектора в экономике, в странах «третьего мира» наблюдается экспорт первичной продукции (сельского хозяйства и лесоводства, топлива и других видов минерального сырья). В странах Африки к югу от Сахары первичная продукция обеспечивает более 92% валютной выручки.

6.  Подчиненное положение, уязвимость в системе международных экономических отношений.

Необходимо подчеркнуть  резкое неравенство экономической  и политической мощи стран «третьего мира» и промышленно развитых стран. Оно проявляется в доминировании богатых стран в международной торговле, в возможности последних диктовать условия передачи технологий, инвестиций и иностранной помощи.

Сегодня еще большее  влияние оказывают высокие экономические  и социальные стандарты развитых стран (демонстрационный эффект). Образ жизни западной элиты, стремление к богатству могут способствовать коррупции, расхищению национального богатства в развивающихся странах привилегированным меньшинством. Наконец, «утечка мозгов» из стран «третьего мира» в развитые страны также негативно влияет на экономическое развитие эмиграции квалифицированного персонала. Совокупное воздействие всех негативных факторов определяет уязвимость развивающихся стран от внешних факторов, которые могут оказать главное влияние на их экономическое и социальное положение.

ООН разработала классификацию развивающихся стран, благодаря которой можно выделить 3 группы стран: наименее развитые (44 страны), развивающиеся страны – не экспортеры нефти (88 стран) и страны-члены ОПЕК (13 стран-экспортеров нефти)  [31].

Другая классификация  предложена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая  включает некоторые страны и территории, не охваченные статистикой ООН. Эта  классификация предлагает деление на страны с низким уровнем дохода (61 страна), со средним уровнем дохода (73 страны), новые индустриальные страны (11 стран), страны-нефтеэкспортеры члены ОПЕК (13 стран).

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) разработал свою систему классификации. Данная классификация включает 125 стран (развивающихся и развитых), население каждой, из которых более 1 млн. человек. Затем эти страны делятся по критерию уровня дохода на душу населения на четыре группы: низкий уровень дохода, средний, выше среднего и высокий доход. Первые три группы охватывают 101 страну, в большинстве своем это развивающиеся страны. Остальные 24 страны с высоким уровнем дохода разделены на 2 группы: 19 стран являются типичными промышленно развитыми странами, а 5 стран (Гонконг, Кувейт, Израиль, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты) отнесены ООН к развивающимся странам  [17].

Для оценки степени дифференциации развивающихся стран могут быть применены 7 показателей.

1)  Размеры стран (территория, численность населения и доход на душу населения).

2)   Особенности исторического развития и колониального периода.

3)   Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами.

4)   Роль частного и государственного сектора.

5)   Характер производственных структур.

6)   Степень зависимости от внешних экономических и политических сил.

7)   Институциональная и политическая структура общества.

2.2 Особенности стратегий развития рыночной экономики и проблема выбора модели

Страны, которые  развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же, стоит подчеркнуть различия в проведенных экономических реформах в этих государствах. Рыночная экономика является, для теперешнего этапа развития человечества, универсальной формой экономической координации. В этих странах, в отличие от тех, которые вынyждены были исполнять экономическое восстановление, образованной рыночной системы не существовало вообще.

Страны, которые развиваются, особенно на ранних стадиях экономической перестройки, находятся в специфическом положении. В нестабильности их экономических систем заложен значительный положительный потенциал – возможность выбора, которого лишены развитые экономики. Решающая роль в этом процессе принадлежит государству, задачей которого является направление стихийно действующих рыночных законов в конструктивное русло.

Существенной особенностью развивающихся, является низкий исходный уровень стратегий экономических субъектов. Поэтому невозможно поручить им реализацию значительной части задач экономической координации, как это происходит в развитых странах. В условиях рыночной недостаточности, когда действенность инструментов косвенного регулирования является низкой, значительная надежда возлагается на непосредственное выполнение государством предпринимательских функций. В частности, в 1970-1980гг. доля государственных компаний в добыче нефти стран ОПЕК выросла с 2% до 80%       [9, c.49].  Более 90% банковского капитала Индии принадлежало государству    [14, с.155]. 

Основными мотивами развития государственного сектора были стабилизация цен, мобилизация сбережений, концентрация валютных поступлений, эксплуатация природных ресурсов. Особым видом государственного предпринимательства является корпорации развития, осуществляют кредитование, информационное обслуживание компаний и т.д. По мере совершенствования стратегий частных экономических субъектов доля государственной собственности может уменьшаться.

Нельзя не отметить то, что наибольший интерес регионы Латинской Америки и Юго-Восточной Азии представляют с точки зрения анализа эффективности стратегий стабилизации и экономического роста в развивающихся странах. Вдобавок ко всему прочему, экономическая политика государств, принадлежащих к каждому из этих регионов, имеет много общих черт. Латиноамериканская и азиатская концепции являются различными методами решения одной ключевой проблемы – экономической стабилизации, и сравнительный анализ методов и последствий стабилизационных стратегий в этих группах стран позволит выяснить составляющие национального успеха.

Как оказалось, после второй мировой войны страны Латинской Америки прошли стадии кейнсианских экспериментов стимулирования спроса, монетаристских либерализационных реформ с целью поиска оптимальных путей реализации стратегии импортозамещения. Однако, малоразвитое с/х и форсированная индустриализация привели к формированию малоэффективных производственных структур, к увеличению объемов импорта и ухудшению платежных балансов  [13].

В отличие от латиноамериканских стран, в новых индустриальных странах (НИС) Юго-Восточной Азии средний темп экономического роста с 1965 г. Составил 5,5% в год. В этих странах построена или строится высокоэффективная, конкурентная, ориентированная на экспорт экономика  [14].

 

2.3 Стратегия «экономического чуда» в новых индустриальных странах и Турции

Стратегия экономической стабилизации и роста в новых индустриальных странах является, по мнению автора, одной из наиболее интересных сфер для исследования. Рассмотренные западноевропейские страны и Япония осуществляли возрождение экономики, имея изначально высокий уровень. Страны, которые развиваются, на сегодня не достигли какой-либо заметной и прочной стабилизации экономических систем. Основные новые индустриальные страны (НИС), такие как Гонконг, Юж.Корея, Сингапур и Тайвань в послевоенные годы перешли от отсталой, полуфеодальной общественно-экономической системы к современной высокотехнологичной конкурентоспособной экономике.

Известно, что в период с 1970 по 1980 гг. темпы роста ВВП  составляли 9,4% у НИС против 5,8% у  развивающихся  [13]. Стоит отметить, что для этих стран характерен низкий уровень инфляции в среднем за 1961 – 1990 гг. она составила около 7,5%. В том числе, в Юж. Корее за 1961-1980 гг. она составляла около 18% , с 1980 г. Произошло ее снижение, в Тайване – 6,2%, в Гонконге – 8,8%   [6].   

В 1980 – 1992гг. рост среднедушевого ВВП составил в Юж. Корее 7,1%, Тайване – 6,1%, Таиланде – 5,8%   [15].

Без всякого сомнения, благодаря такому стремительному экономическому росту сегодня можно говорить о достижении этими странами национального экономического успеха. Факторы этого успеха следует искать в особенностях экономических стратегий, которые позволили совместить потребности эффективного включения в  мировую экономическую систему и сохранения своеобразия национальных общественно-экономических систем.

Ко всему прочему, стоит  заметить, что в возрождении экономик НИС второй «волны» (Юж. Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) сыграла государственная собственность. Государство принимало непосредственное участие в формировании производственной инфраструктуры и развитку базовых отраслей – черной металлургии, тяжелого машиностроения, нефтехимии.  Развитие государственной собственности дало возможность для построения рыночной экономической структуры четкой стратегической направленности.

Ко всему выше перечисленному стоит добавить, что государство  доминировало в области инфраструктуры, коммунальной сфере, энергетике Тайваня, Сингапура, Таиланда, Юж. Кореи.

В Тайване много промышленных предприятий было создано государством с постепенной передачей в  частную собственность. Несмотря на значительное сокращение доли госпредприятий с 50% до 14% они сохранили ведущие  позиции в ключевых отраслях. Все банки страны также принадлежали государству   [13, c.23]. В Таиланде в середине 80-х гг. госсобственность доминировала в производстве и распределении электроэнергии, водоснабжении, сфере коммунальных услуг, транспорте и связи.

В начале 60-х гг. правительство Юж. Кореи воплощало в жизнь последовательную стратегию построения рыночной инфраструктуры посредством регулирования инвестиций, административного вмешательства в деятельность компаний, жесткого протекционизма.

Благодаря взвешенным направлениям государственного инвестирования в НИС наблюдалось фактическое отсутствие эффекта вытеснения частных инвестиций государственными, что является одной из методологических принципов классической экономической теории  [12].

Первым и обязательным этапом развития НИС были индустриализация и политика импортозамещения. По мнению ряда исследователей, колоссальный успех этих стран обусловлен именно тем, что в период резких структурных сдвигов в экономике развитых стран, вызванных НТР, уже имели благодаря индустриализации достаточные промышленные мощности. Это давало им возможность выхода на мировые рынки и доминирования в сегментах, которые только образовались или освободились.

Информация о работе Понятие, экономические признаки стран «третьего мира» и их место в мире