Потребительское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Классификация благ включает следующие разделы:
1. Долговременные блага - обладающие способностью возобновляться
2. Недолговременные блага - полностью потребляемые блага
3. Взаимозаменяемые (субституты)

Содержание

1. Экономические понятия и контрольные вопросы
1.1.Перечень экономических понятий…………………………………..3
1.2.Ответы на приведенные вопросы……………………………………5
2. Тесты……………………………………………………………………….28
3. ЭССЕ……………………………………………………………………….31
4. Решение задач по экономической теории……………………………….39
Список литературы…………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. экон. теория..doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Являются ли предпочтения индивида стабильными? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?

Предпочтения  потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора. В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Как было указано выше, оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она - всегда субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага у разных индивидуумов будет отличаться. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.

 

6. Каковы основные черты экономического выбора индивида? Что такое ожидаемая полезность, и какова ее роль в экономическом выборе индивида?

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Основные черты экономического выбора индивида:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщаемостъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель различен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

А также разумное поведение, предпочтения, цены и бюджетные ограничения.

Ожидаемая полезность - понятие  субъективное. Полезность одного и  того же конкретного продукта для  разных людей совершенно различна, Например, бутылка дешевого крепленого вина, вполне вероятно, обладает весьма значительной полезностью для опустившегося алкоголика, но нулевой или даже отрицательной полезностью для председателя местного общества трезвости. Для любого, кто страдает сильной близорукостью или дальнозоркостью, очки имеют огромную полезность, однако человек со 100%-ным зрением не обнаружит в них для себя никакой полезности. Именно из-за субъективного характера полезности ее чрезвычайно трудно оценить количественно.

 

7. От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

Несомненно, что при прочих равных условиях потребитель предпочитает купить всего побольше. А результат упирается в возможности потребителя. Рынок определяет цены товаров, а предпочтение потребителя зависит от величины его доходов. Иными словами, на предпочтения потребителя


Рис. 1. Равновесие потребителя

Например, одна бутылка «пепси-колы» стоит 2 дол., а цена 1 кг конфет составляет 6 дол. Рассмотрим, как предпочтение потребителя будет зависеть от его доходов. Доход потребителя составляет не 5, а 24 дол. Если весь свой доход потребитель пустит на покупку «пепси-колы», то сможет приобрести 12 бутылок (24 : 2). Обозначим эту ситуацию на графике (рис, 1) точкой М. Если же потребителю нужны только конфеты, то он купит 4 кг (24; 6). Эту ситуацию обозначим на графике точкой К. Линия, соединяющая точки М и К, представляет собой бюджетное ограничение. Естественно предположить, что при данном уровне собственного дохода и при данном уровне цен он предпочтете максимально возможный уровень удовлетворения своих потребностей из предложенного. Потребитель будет стремиться оказаться на максимально высокой кривой безразличия. На рис. 1 бюджетная линия пересекается с кривой безразличия D1D1 только в одной точке С, называемой точкой равновесия.

Расположение линии  бюджетного ограничения (рис. 1) зависит  от величины дохода потребителя и  от изменения цен:

- если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо. И наоборот:

- при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;

- снижение цен товаров X и Y сместит линию бюджетного ограничения вправо (т.к. это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;

- снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что на тот же доход можно купить больше товара X: нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо;

- снижение цены товара Y (при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, т.к. на тот же доход можно будет купить больше товара Y.

Таким образом, линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (дохода и цен). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.

 

8. Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?

Ограничение производственного объема, прежде всего, связано с обстоятельством редкости ресурсов, необходимых для функционирования производственных процессов. Однако для удовлетворения определенного набора потребностей в ресурсах, которые предназначены для производства продукции, необходимо достаточное их количество. Условие ограниченности производственных ресурсов, а также принятие определенного экономического решения рассматривается с помощью границы производственных возможностей. Ей характерен обыкновенный экономический выбор, т.е. где выпускаются только два вида продукции и действуют экономические ограничения по данной продукции. Граница производственных возможностей означает оптимальные направления сочетаний по выпуску двух видов продукции при условии использования имеющихся технологий в условиях редкости и ограниченности ресурсов, а также в определенных экономических и социальных, политических действующих положениях.

Граница производственных возможностей характеризует достижение максимальных возможностей при определенном объеме производственных ресурсов по выпуску двух видов продукции. Данная граница показывает предел производственных общественных возможностей по производству того или иного товара. Сочетание всего выпуска двух видов продукции находится на границе в виде максимального объема производства, получение которых возможно по итогам эффективного и рационального использования всех ресурсов, которыми располагает общество.

Продукция, которая находится за пределами границы производственных возможностей, оказывается более потребляемой и востребованной, чем любая другая продукция, находящаяся на самой границе. Данное обстоятельство объясняется тем, что за пределами границ могут возникнуть крупные производственные объемы продукции, что в результате благоприятным, выгодным образом сложится для населения. Однако достижение данных производственных направлений при таком объеме ресурсов, которые имеются в наличии, а также при использовании данной производственной технологии невозможно.

В случае нахождения продукции  в пределах границы производственных возможностей наблюдается вероятность  возникновения таких направлений. Однако выпуск продукции в таком  количестве будет нерационален и  неэффективен, а также при этом производственные ресурсы не будут использованы в полном объеме, т. е. исключится возможность использования обществом данных ресурсов на данный период времени, возникнет неэффективность их применения. Таким образом, общественное производство продукции будет сокращено, а значит, снизится уровень удовлетворения потребностей населения, что не будет соответствовать целям производства.

Ценностью является любое  принятое экономическое решение, например, если принимается решение об увеличении производства одной продукции, что возможно только при уменьшении количества выпуска другой продукции, наблюдается эффективное и полное использование всех имеющихся производственных ресурсов.

Увеличение уровня границы  производственных возможностей может  быть осуществлено путем открытия новых современных технологических возможностей, нахождения новых источников полезных ископаемых, развития различных научных знаний в любых отраслевых областях.

Иначе говоря, переход  с низкого уровня границы производственных возможностей на более высокий возможен в результате развития научно-технического прогресса. Следовательно, данным переходом можно отразить рост уровня экономики в целом, который, в свою очередь, характеризует увеличение количества производства продукции и услуг в экономическом процессе.

Благосостояние  потребителей – желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т.е. кривая совокупного спроса смещается влево. Если же реальная стоимость материальных ценностей увеличивается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, т.е. кривая совокупного спроса смещается вправо.

Любое общество, будь то полностью коллективизированное, коммунистическое общество, капиталистическое развитое государство, тайная община сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:

1. Какие товары должны быть произведены и в каких количествах? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот?

2. Как эти продукты производить? Кем, с помощью каких технологий и ресурсов? Что лучше: электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое индустриальное производство? Где разместить заказы: на крупных частных корпорациях или на государственных фирмах?

3. Для кого произведен продукт? Иначе говоря, как национальный продукт будет разделен между отдельными людьми и семьями, между богатыми и бедными. Кому будет отдан приоритет: мускулам или интеллекту, коммерческой смекалке? Будет ли ленивый хорошо питаться?

Все эти вопросы по-разному  решаются в разных обществах.

Так, в обществах с примитивной экономикой, неразвитым общественным характером производства, преобладанием замкнутого натурального хозяйства, как правило, проблемы «что-как-для кого производить» разрешаются на основе традиций, обусловленных теми или иными историческими и климатическими особенностями. Если в результате многолетних опытных наблюдений установлено, что для того, чтобы пережить зиму, крестьянину надо заготовить пять мешков хлеба и кадку соленых огурцов, то так и будет делаться из года в год.

Подобные проблемы встают перед обществом, которое решает проблемы «что-как-для кого производить» по команде, приказу. В условиях командной экономики, государство в лице своих административных органов (министерств, комитетов) принимает решения по производству и распределению любой продукции. Это антирыночный мир, основанный на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество не востребованной потребителем продукции, но произведенной по плану. Результат чем далее, тем становился очевиднее - постоянный дефицит, постоянный «голодный рынок» на котором производители существовали сами по себе, ориентируясь на план, а потребители решали свои задачи, кто как умел. Принимаемые меры (призывы экономить затраты, повышать качество продукции, воспитывать чувство хозяина) улучшения не приносили. На повестку дня встал вопрос о коренном реформировании экономики.

Информация о работе Потребительское поведение