Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:33, контрольная работа
Классификация благ включает следующие разделы:
1. Долговременные блага - обладающие способностью возобновляться
2. Недолговременные блага - полностью потребляемые блага
3. Взаимозаменяемые (субституты)
1. Экономические понятия и контрольные вопросы
1.1.Перечень экономических понятий…………………………………..3
1.2.Ответы на приведенные вопросы……………………………………5
2. Тесты……………………………………………………………………….28
3. ЭССЕ……………………………………………………………………….31
4. Решение задач по экономической теории……………………………….39
Список литературы…………………………………………………………..48
Во-вторых, мы предположили, что при введении подоходного налога доход потребителя не меняется. Тем самым мы предположили, что подоходный налог есть аккордный налог, т.е. такой налог, который изменяет лишь сумму денег, расходуемую потребителем, не влияя при этом на потребительский выбор. Однако такая предпосылка нереалистична. Если потребитель зарабатывает свой доход, можно ожидать, что введение налога на доход уменьшит стимулы к заработкам, так что доход после налогообложения может уменьшиться даже на большую сумму, чем та, которая изымается посредством налога.
В-третьих, мы совершенно упустили из виду реакцию на налог со стороны предложения. Мы показали, какова реакция спроса на изменения налогообложения, но реакция предложения также будет иметь место, и для полноты анализа эти изменения тоже следует учесть.
В. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)? Заполните таблицу:
Преимущества |
Недостатки | |
Кардиналистский подход |
- теория объясняет закон спроса, - количественно измеряет полезность благ |
- неполно объясняет теорию потребительского поведения, - поиск измерителя абсолютных величин предельной полезности, который не увенчался успехом, поэтому чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности |
Ординалистский подход |
- предоставляет возможность установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия - использование анализа относительного, который определяет предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия, которые используются при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. |
- не измеряет полезность, - относительный подход |
2. ТЕСТЫ
ТЕСТ |
Обоснование |
1. Максимум
удовлетворения общей а) предельная полезность равна «0»; b) предельная полезность имеет максимальное значение; с) предельная полезность имеет минимальное значение; d) все ответы неверны. |
Ответ: а) предельная полезность равна «0» Предельная полезность с каждой дополнительной единицей блага неуклонно уменьшается. Максимум достигается, когда предельная полезность равна нулю. |
2. Условие равновесия потребителя достигается, когда: а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег; b) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны; с) предельные полезности благ равны; d) взвешенные по цене предельные затраты равны предельной полезности денег; е) верны все ответы. |
Ответ: b) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны Неравенство взвешенных по ценам благ
свидетельствует о |
3. Кривая безразличия показывает: а) полезность экономического блага; b) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность; с) одинаковые по полезности потребительские блага; d) замену одного блага другим; е) действие эффекта дохода. |
Ответ: а) полезность экономического блага b) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность с) одинаковые по полезности потребительские блага d) замену одного блага другим |
4. Кривая «доход-потребление»: а) это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары; b) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода; с) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; d) все ответы верны. |
Ответ: b) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода с) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага |
5. Кривая «цена-потребление»: а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ; b) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; с) это функция спроса на товар; d) отражает изменение потребления при изменении цен на товары, входящие в набор потребителя при фиксированном доходе; е) все ответы верны. |
Ответ: а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ Изменяется цена одного блага. Цена второго и располагаемый доход постоянны. |
6. Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда: а) каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность; b) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении; с) тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага; d) достигается максимальный объем потребляемых благ; е) возрастание покупок одного вида блага сокращают закупки другого. |
Ответ: b) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении |
7. Парадокс Смита (низкая цена воды и высокая алмазов) разрешается, если исходить из того, что: а) цена товара не связана с реальной пользой товара для людей; b) предметы первой необходимости имеют более низкую цену, чем предметы роскоши; с) цена товара определяется только издержками на его производство; d) цена товара определяется предельной полезностью; е) цена товара определяется общей полезностью. |
Ответ: d) цена товара
определяется предельной |
8. Точка равновесия потребителя: а) это точка, где потребитель
не имеет стимулов для изменения
соотношения товаров в b) называется также точкой потребительского оптимума; с) это точка, где потребитель тратит весь свой доход; d) это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров; е) это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия. |
Ответ: а) это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе Все перечисленное верно для точки потребительского оптимума, но равновесия потребитель достигает потому, что у него нет возможности более оптимально распределить получаемый доход. |
9. Предельная норма замещения двух товаров: а) всегда постоянна в рыночном обмене; b) это характеристика кривой безразличия; с) выражает убывающую предельную полезность благ; d) это характеристика кривой Энгеля; е) равна соотношению цен на товары; f) показывает количество товара X, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход; g) равна отношению величин спроса на них. |
Ответ: f) показывает количество товара X, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход |
3. ЭССЕ
А. Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
Должен ли менеджер знать потребительские предпочтения? Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения? Как можно оценить полезность блага? От каких факторов зависит полезность блага? Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя? Возможно ли увеличение предельной полезности? Каким образом спрос связан с полезностью блага? Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения? Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?
Ответ:
Менеджер должен знать потребительские предпочтения.
Благо – все то, что необходимо для человека, что он считает благом. Главное в этих пояснениях - человек сам определяет, что для него является благом. Право выбора благ является одним из важнейших прав человека. Можно привести множество примеров, когда человек считает благом то, что по мнению других людей таковым не является.
Полезность - это свойство блага, благодаря которому человек выбирает его для себя. Можно измерить физические, химические и другие естественные свойства того или иного блага, но полезность его измерить нельзя. Здесь вступает в действие важнейший философский принцип: человек – мера всех вещей.
Блага могут быть классифицированы по различным признакам. По виду удовлетворяемых потребностей человека – на материальные и духовные. По способу возникновения – на естественные и произведенные.
Блага, имеющиеся в ограниченном количестве, называются экономическими. Разумеется, экономическими являются все произведенные блага; их потому и производят, что количество их ограничено. Но экономическими могут быть и естественные блага: земля, вода, лес, полезные ископаемые. Даже воздух становится экономическим благом, поскольку в чистом виде количество его ограничено, и человечество несет экономические издержки для его сохранения и очистки.
Зависимость полезности блага от его количества отражается функцией полезности, где аргументом (независимой переменной) является количество блага, а функцией (зависимой переменной) – полезность.
Количество любого блага изменяется либо непрерывно, т.е. его можно добавлять любыми сколь угодно малыми порциями (хлеб, молоко), либо дискретно (автомобиль, костюм, книги).
Функция полезности является возрастающей. Люди большее количество блага ценят больше, чем меньшее, и за него готовы заплатить больше. Но здесь возникает вопрос о насыщаемости. Количество блага может достигнуть такой величины, что дальнейшее накопление его приносит нулевую или даже отрицательную полезность. Например, человеку не нужно 100 костюмов, их придется где-то хранить и затрачивать труд на уход за ними. Но вспомним, что благом считается то, что нужно человеку для жизни. Излишнее, ненужное количество какого-нибудь предмета или услуги не является благом.
Вспомним также, что экономическим благом является то, что имеется в ограниченном количестве. Это справедливо не только для отдельного человека, но и для всего человечества. Следовательно, благо, имеющееся сверх потребности, перестает быть таковым. И последнее, может быть главное: большинство людей, испытывает недостаток благ. Насыщение – исключение, недостаток – правило.
С ростом количества блага его предельная полезность убывает. Это и есть закон убывающей предельной полезности.
Блага могут вступать
между собой в различные
- независимыми, когда количество потребления одного блага не зависит от количества потребления другого;
- взаимозаменяемыми, как, например, масло и маргарин;
- взаимодополняемыми, если потребляются вместе, как, например, фотоаппарат и фотопленка, автомобиль и горючее.
Независимость благ относительна, все они связаны между собой ограниченностью дохода потребителя. Если потребитель тратит часть своего дохода на приобретение некоторого блага, то его возможность покупать остальные блага сокращается. В этом смысле все блага взаимозаменяемы.
Доход любого потребителя ограничен, следовательно, ограничены его возможности приобретения благ. Как бы не были велики доходы любого лица, они никогда не будут бесконечно большими.
Кроме того, экономика занимается изучением массовых действий потребителей, а доход массового потребителя всегда ограничен.
Выделим, каким образом спрос связан с полезностью блага. Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например, 1 руб. имеет полезность, равную 2 единицам полезности. Тогда наша таблица 1 будет выглядеть следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):
Таблица 1
Полезность выражена в денежных единицах
Количество абрикосов, шт. |
Общая полезность, руб. |
Предельная полезность, руб. |
1 |
5 |
5 |
2 |
9 |
4 |
3 |
12 |
3 |
4 |
14 |
2 |
5 |
15 |
1 |
ТU, руб. МU, руб.
15 5
4
10 3
2
5 1
1 2 3 4 5 Q 1 2 3 4 5 Q
Рис. 1. Общая (а) и предельная (б) полезность
Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на абрикосы при различных значениях цены абрикосов. Предположим, что доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.
Допустим, цена 1 абрикоса равна 5 руб. Сколько абрикосов купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая 1 абрикос, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второй абрикос при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго абрикоса.
Сколько абрикосов купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первый абрикос принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. - приобретает,4 руб. - теряет), второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит «убыток».
Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб., мы получим результаты, сведенные в табл. 2.
Таблица 2
Спрос на абрикосы
Цена абрикоса, руб. |
Объем спроса, шт. |
5 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
Используя данные табл. 2, можно построить линию спроса потребителя.
Р D
5
4
3
2
1 D
1 2 3 4 5 Q
Рис. 2. Линия спроса потребителя
Сравнив рис. 2 и рис. 1б, можно сделать следующие выводы. Линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
Таким образом, теория субъективной полезности выводит закон убывания объема спроса с ростом цены из аксиомы снижения предельной полезности.
Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ.
Теория поведения потребителей объясняет многие явления в жизни. Например, рассмотрим «программы стимулирования потребителей» на примере выдачи пособий. Так, государство помогает нуждающимся семьям двумя путями: денежными пособиями (в рамках системы социального обеспечения и социальной защиты) и натуральными или неденежными пособиями, дающими право на приобретение строго определенных, благ (талоны на питание, субсидии на оплату жилья или медицинских услуг и т.д.). Большинство экономистов считает неденежные пособия менее эффективными, чем денежные платежи, поскольку специфическое назначение первых (еда, жилье, медицинское обслуживание) не всегда отвечает предпочтениям получателей. Другими словами, сами потребители лучше, чем правительство знают, что им нужно.
Допустим, потребитель не имеет никакого заработка, то есть его доход равен нулю, но у него есть выбор - получать 2 ден.ед. денежного пособия либо неденежное пособие в форме двух единиц продукта А. Поскольку две единицы продукта А можно купить как раз за 2 ден.ед., эти два вида пособия имеют одинаковую денежную стоимость. Однако потратив 2 ден.ед. денежного пособия на первую единицу продукта В, потребитель может получить 24 «утила» полезности. Неденежное же пособие в виде двух первых единиц продукта А принесет ей лишь 18 (10 + 8) «утилов» полезности.
Вывод: неденежное пособие менее эффективно и обеспечивает меньше полезности, чем денежное пособие.
В условиях реализации «программ стимулирования» потребителей возможен оптимум потребителя, т.к. они выберут также оптимальное сочетание благ, но с учетом нового дохода на более высоком уровне потребления, т.к. подарки, дополнительные услуги постоянным клиентам – это скрытые неявные повышения их дохода, а при изменении начнет действовать так называемый «эффект дохода».
Б. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.