Правовые основы ЭБ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В наше время остро встает проблема экономической безопасности России. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы ЭБ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Введение 

В наше время остро встает проблема экономической безопасности России. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.  
 Экономическая безопасность — одна  из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

·        военной,

·        технологической,

 ·        продовольственной,

 ·        экологической безопасности и др.

В настоящее время объектом безопасности становится экономика  на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных  выгод и определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные рыночные отношения  и экономические связи. Кризисное  состояние экономики проявляется  через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета  и т.д.

Актуальность  темы: заключается в том, что проблема угрозы экономической безопасности РФ непосредственно касаются каждого гражданина России.

Объективность темы: заключается в том, что нужно реально оценивать состояние экономики, оценка негативных последствий принимаемых политических и хозяйственных решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно-следственных связей кризисных явлений обусловили рассмотрение факторов экономической безопасности в рамках государственной экономической политики. В самом общем виде экономическая безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая безопасность страны в целом. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России.

Цель работы: охарактеризовать особенности правовых  основ обеспечения экономической безопасности и специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть нормативно-правовую основу экономической безопасности России.
  2. Обозначить и систематизировать элементы экономической безопасности.
  3. Классифицировать угрозы экономической безопасности.
  4. Обозначить специальные органы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.Нормативно-правовая  основа экономической безопасности  России

1.1 Государственная  стратегия экономической безопасности

Государственная стратегия  экономической безопасности.   Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность.1 Экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической  безопасности невозможно решение стоящих  перед государством задач, как на национальном, так и международном  уровне. Таким образом, государственная  стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через  повышение уровня и качества его  жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые  процессы с учетом национальных государственных  интересов. Ситуация, сложившаяся в  экономике России, требует определения  стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические  меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал  для обеспечения своей экономической  безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. 
 
 Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.   

1.В соответствии с Указом  Президента Российской Федерации  от 29.04.96 г. №608 "О Государственной  стратегии экономической безопасности  Российской Федерации (Основных  положениях)"

1.2 Основные положения  государственной стратегии экономической  безопасности

Основные положения государственной  стратегии в области экономической  безопасности определяют понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы  их предотвращения или погашения  в рамках реально существующих ресурсных  ограничений.2

 Можно выделить три  блока положений стратегии: 

1.Определение национальных  государственных интересов в  области экономики, отвечающих  требованиям экономической безопасности  и обеспечивающих защиту важных  условий жизнедеятельности страны. 
 
2.Выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочный и среднесрочный (3 - 5 лет) перспективе.

3.Формирование предложений  по корректировке экономической  политики, институциональных преобразований  и необходимых механизмов, устраняющих  или смягчающих воздействия, подрывающие  устойчивость экономики. Реализация  экономической государственной  стратегии должна осуществляться  через систему конкретных мер,  реализуемых на основе качественных  индикаторов и количественных  показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических,  экономических, технологических  и др.  

 

 

 

 

 

 

2"О Государственной  стратегии экономической безопасности  Российской Федерации (Основных  положениях)". Указ Президента  РФ №608 от 29.04.96 г

2 Понятие и  структура экономической безопасности  государства 

2.1 Важнейшие элементы  экономической безопасности

Для того чтобы понять и  осознать значение категории "экономическая  безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит  в чем его суть.

Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. 
 "Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д. Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе.

Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью  той или иной системы нужно  понимать совокупность свойств состояния  ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".3 
 
 В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности".4

 По Л. И.Абалкину "экономическая  безопасность - это состояние экономической  системы, которое позволяет ей  развиваться динамично, эффективно  и решать социальные задачи  и при котором государство  имеет возможность вырабатывать  и проводить в жизнь независимую  экономическую политику". 5

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру.

Можно выделить три ее важнейших  элемента:  

- экономическую независимость,  которая в условиях современного  мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость  национальной экономики, предполагающие  защиту собственности во всех  ее формах, создание надежных  условий и гарантий для предпринимательской  активности, борьба с криминальными  структурами в экономике, недопущение  серьезных разрывов в распределении  доходов, грозящих вызвать социальные  потрясения, и т.д.;

- способность к саморазвитию  и прогрессу, что особенно важно  в современном динамично развивающемся  мире.

Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными  условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. 
 
 Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

 

3. Тамбовцев В.Л. Экономическая  безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ.  Серия 6 "Экономика". 2001. №3.

4. Савин В. А. Архивный фонд Российской Федерации как объект познания. Историографический аспект. // Отечественные архивы. 2005. № 2. С. 21 – 28

5.Абалкин Л.И. Российские академики-экономисты: уроки двух веков // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 139-150.

2.2  Классификация угроз экономической безопасности

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых  должна быть направлена  деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1.Ослабление научно-технического  и технологического потенциала  страны.

Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в  особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом  сопоставим с североамериканским и  западноевропейским. Обвальное падение  производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко  сократились бюджетные ассигнования на науку. Доля ассигнований на науку  в индустриально развитых странах  составляет  не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). 
 
 В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала. Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 2005 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. 
 
 Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг. Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством  обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.        

Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных  законом 4 процентов от уровня расходной  части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость  продукции, предоставить налоговые  льготы для стимулирования инновационной  активности.

Информация о работе Правовые основы ЭБ России