Правовые основы ЭБ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В наше время остро встает проблема экономической безопасности России. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы ЭБ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, целесообразно относить к специальным органам безопасности те, в чьей компетенции находится  осуществление разведывательной, контрразведывательной  и оперативно - розыскной деятельности.

Деятельность разведывательная -- в современной России законодателем  предпринята попытка изложить понятие  разведывательной деятельности в Законе о внешней разведке, в котором  оно раскрывается через указание на средства проведения разведывательной деятельности (ст.2).

В теории не достигнуто единого мнения в определении разведывательной деятельности. Можно предложить следующее: разведывательная деятельность - системное  применение уполномоченными на то Федеральным  Законом субъектами (некоторыми российскими  спецслужбами) специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России.

Виды разведывательной деятельности - в зависимости от: направленности на получение сведений в той или  иной сфере жизнедеятельности различают  политическую, военную, экономическую  разведку и др.; субъекта, который  осуществляет разведывательную деятельность, выделяют разведку государства и  разведку негосударственных субъектов, в частности коммерческую (промышленный шпионаж); источника получения информации различают агентурную разведку, радиоразведку  и др.

Деятельность контрразведывательная: разновидность деятельности спецслужб  России (ФСБ, СВР, ФСО), которая заключается  в противодействии (как правило, тайно) разведывательной и подрывной  деятельности спецслужб иностранных  организаций и их представителей (включая так называемых инициативников) с целью обеспечения безопасности России. 18

Деятельность органов ФСБ России в пределах полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и  организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Деятельность  оперативно-розыскная - различают определение, изложенное в законе и выработанное теорией. Законодатель изложил определение оперативно - розыскной деятельности в ст.1 ФЗ об ОРД, В соответствии с ней это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно -- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В определенных законодателем оперативно - розыскных действиях возникают, длятся и прекращаются общественные отношения:

а) регулируемые нормами различных  общепризнанных отраслей права (прежде всего, уголовными и административно - процессуальными). Отдельные правила (части норм) законодатель включил  в ФЗ «Об ОРД», например, уголовно - правовые предписания (ч.4 ст. 18), административные

 

18.«Спецслужбы России: законы и  комментарий», А.Ю.Шумилов учебное  Москва, Юристъ, 1997г.стр52

(ч.2 ст.7), гражданские (п.3 ч.1 ст. 15), трудовые (ст. 17 и др.), финансовые (ст. 19);

б) не урегулированные должным образом  ни одной из вышеуказанных отраслей права уголовно - розыскные правоотношения.

С учетом регулирования ФЗ об ОРД  различных правовых отношений оперативно -- розыскная деятельность является комплексной. В ней можно выделить определенные виды, основными из которых  являются уголовно -- розыскная работа -- составная часть уголовно - розыскной  деятельности, протекающая в форме  оперативно - розыскного или уголовно - розыскного процесса и оперативно - проверочная работа.

Основные отличия оперативно -- розыскной деятельности от разведывательной деятельности заключаются в том, что:

-разведывательная  деятельность имеет собственную  цель, отличную от цели оперативно - розыскной деятельности;

-в  отличие от оперативно -- розыскной  деятельности разведывательная  деятельность осуществляется в  основном за пределами России;

-основными  «контрагентами» разведывательной  деятельности являются, с одной  стороны, Россия (в лице своих  представителей - Службы Внешней  Разведки России и др. спецслужб), а с другой - иностранное государство  или международная организация;

-разведывательная  деятельность регламентирована  специальным законодательным актом  - Законом о внешней разведке, нормативные предписания которого  не распространяются на оперативно  розыскную деятельность.

Таким образом, оперативно - розыскную  деятельность отличает от других видов  сыскной деятельности прежде всего  цель - защита от преступных посягательств (субъективный момент), а сближает применение спец.сил, средств и методов (объективный  момент). Именно эти моменты являются определяющими при выделении  из всех перечисленных видов сыскной  деятельности общей сферы правоотношений -- уголовно-розыскной.

Исходя  из вышесказанного к специальным  органам обеспечения

безопасности  можно отнести:

1. В министерстве внутренних дел  Российской Федерации.

- подразделения криминальной милиции  (уголовный розыск, управление по  борьбе с организованной преступностью).

2. Органы федеральной службы безопасности.

3. Федеральные органы государственной  охраны.

4.Федеральная  Таможенная служба Российской  федерации в составе министерства  экономического развития.

5. Служба внешней разведки Российской  Федерации.

6. Министерство юстиции Российской  Федерации.

- оперативные подразделения Главного  управления исполнения наказания.

7. Федеральная Служба по контролю  за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. 19

Каждый из специальных органов  обеспечения безопасности характеризуется  своими особенностями.

А к органам обеспечения государственной  безопасности следует отнести:

1. Органы федеральной службы безопасности.

2. Федеральные органы государственной  охраны.

3. Служба внешней разведки Российской  Федерации.

Считаю целесообразным более детальное  рассмотрение в последующем именно этих трёх органов.

Таким образом, хотя законодатель и  не определил понятие «специальных органов обеспечения безопасности», но такое явление имеет место  быть. Наиболее целесообразным критерием  выделения таких органов, по - моему  мнению, является право осуществления  разведывательной, контрразведывательной  и розыскной деятельности.

Система специальных органов обеспечения  безопасности имеет свою нормативно - правовую базу, регламентирующую как  деятельность данной системы, в общем, так и особенности деятельности различных специальных органов.

 

19.Комментарий к ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» Шумилова  И.И.Москва 2004.стр152

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической  безопасности России становится одной  из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов  граждан.  А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.  
 В курсовой работе дано определение и выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности. 
 Рассмотрены основные положения Концепции национальной безопасности, ее приоритетные задачи и способы их выполнения на современном этапе развития экономики России. 
 Охарактеризованы основные критерии и показатели экономической безопасности национальной хозяйственной системы. 
 Проведен анализ основных показателей экономической безопасности России, в результате чего были выявлены  существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития: 
- рост валового внутреннего продукта обеспечивается за счет «сырьевых» отраслей; 
- ежегодно ухудшаются демографические показатели: численность населения, естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, качество миграционных потоков; 
- растет уровень преступности, особенно количество тяжких преступлений и случаев взяточничества; 
- уровень доходов населения не позволяет обеспечить российским гражданам достойное существование; 
- энергетическая безопасность подорвана износом основных фондов; 
- конкурентоспособность российских производителей может быть серьезно подорвана в результате вступления России в ВТО. 
 Данные выводы ставят вопрос о необходимости комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. – 631 с. 
2. Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2005. – 374 с.  
3. Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2006.-192 с. 
4. Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. – М.: Дело, 2007. – 272 с. 
5. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. - 320 с. 
6. Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. – 235 с. 
7. Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. – 233 с. 
8. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. – М.: Дело, 2007. – 568 с. 
9. Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. – М.: Экономика, 2007. – 477 с.: ил. 
10. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 177 с. 
11. Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2006. – 351 с. 
12. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2004. – 444 с. 
13. Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2007, - 592 с. 
14. Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности / Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов [и др.]. - М.: Наука, 2005. – 507 с. 
15. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2005. – 895 с. 
16. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 768 с.

 

 


Информация о работе Правовые основы ЭБ России