Правовые основы ЭБ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В наше время остро встает проблема экономической безопасности России. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы ЭБ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается  система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления  деятельности органов государственной  власти и управления в данной области, формируются или преобразуются  органы обеспечения безопасности и  механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства  в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения-безопасности.

Обеспечение безопасности осуществляется на основании принципов: законности; соблюдения балансов жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения безопасности; интеграции с международными системами безопасности.

При обеспечении безопасности не допускается  ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных  законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют  право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод в  письменной форме и в сроки, установленные  законом.

Систему безопасности Российской Федерации  образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации  и объединения, граждане, принимающие  на законном основании участие в  обеспечении безопасности, а также  законодательство, регламентирующее отношения  в сфере безопасности. Согласно ст. 8 Закона РФ «О безопасности» создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.12

 

11. «Административное право», Москва, Юристъ, 2000г стр75

12.«Национальная безопасность: ценности, интересы и цели» //Военная  мысль - 2005г - №6 - стр43

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации  возглавляет Совет безопасности Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации  является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений  Президента Российской Федерации в  области обеспечения безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации  рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации  в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и  иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления  их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед  Верховным Советом Российской Федерации  за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз.

Следующим понятием, которое необходимо обозначить является «управление в  органах безопасности».

Управление в специальных органах  обеспечения безопасности - это система  обеспечивающих действий, которые позволяют  руководителям создавать, поддерживать и развивать различные внутренние условия для успешной служебной  деятельности исполнителей (организационных звеньев).13

Оно характеризуется следующими признаками:

1) выполнение общезначимых функций;

2) нормативно распорядительное регулирование;

3) подзаконный характер деятельности;

4) использование властных полномочий;

5) непрерывный и оперативный характер  деятельности;

6) осуществление специализированных  функций, требующих единообразной  технологии;

7) установление юридико-функциональных  режимов

13.«Курс административного права  и административного процесса»,  Ю.А.Тихомиров Москва, Юринформцентр, 1998г стр40.

8) применение мер юридической ответственности;

9) деятельность иерархически построенного  аппарата управления;

10) профессиональный персонал;

11) административное усмотрение.

Вообще назначение управления состоит  в упорядочении тех либо иных заранее  уже заданных (реально существующих) технических, биологических и социальных систем. А назначение управления в  специальных органах заключается  в том, чтобы в интересах успешной служебной деятельности различных  организационных звеньев (исполнителей) руководители могли иметь в наличии  следующие внутренние условия:

1) созданные заранее формальные  системы управления в организационных  звеньях;

2) отрегулированные в ходе функционирования  формальные системы управления  в организационных звеньях;

3) обновленные при необходимости  формальные системы управления  в организационных звеньях;

4) подобранные наиболее пригодные  для служебной деятельности исполнители;

5) профессионально подготовленные  для служебной деятельности исполнители;

6) заинтересованные в результатах  служебной деятельности исполнители;

7) обеспеченные ресурсами для служебной  деятельности исполнители;

8) оцененные в ходе служебной  деятельности исполнители;

9) спланированные заранее процессы  служебной деятельности;

10) оцененные по завершении процессы  служебной деятельности.14

 Организация управления в специальных органах безопасности строится в соответствии с существенными правилами управленческой деятельности (принципами), соблюдая которые руководители могут формировать, поддерживать и развивать необходимые условия, достаточные для успешности служебной деятельности исполнителей, функционирования

14. См.: «Основы управления в органах  безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр12

различных организационных звеньев.

Под «правовыми основами управления»  понимается правовая регламентация, т.е. организационная формализация статуса  систем управления и процессов их функционирования путем установления правовых правил, с помощью которых  создаются, поддерживаются и развиваются  организационные условия успешной деятельности различных организационных  звеньев.

Одни нормы закрепляют должное  поведение различных субъектов, от которого они не имеют права  уклоняться при наступлении определенных ситуаций. Диспозиции этих норм содержат предписания. Другие - определяют границы  и содержание возможного поведения  субъектов. Их диспозиции содержат дозволения. Третьи - запрещают определённые деяния. Содержанием их диспозиций являются запреты.

Одна из наиболее важных составляющих правовой регламентации вообще есть правовая регламентация организационно - правового статуса систем управления, которая осуществляется с помощью  правовых актов, основными из которых  являются положения, должностные инструкции и штаты.

Положения - правовые акты, определяющие порядок образования и правовое положение, обязанности и права, строение и организацию функционирования органов безопасности или их подразделений.

Различные положения могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые  положения подготавливаются для  однотипных организационных звеньев: органов безопасности ил их подразделений. При наличии типовых индивидуальные разрабатываются на их основе. 15

Все положения можно разделить на два основных класса:

1) положения об органах безопасности;

2) положения о подразделениях органов  безопасности.

Положения об органах безопасности - это правовые акты, определяющие организационно - правовой статус государственных бюджетных  центральных органов безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.

Содержание  текстов положений об органах  безопасности может включать в свой состав следующие разделы:

15. «Основы управления в органах  безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр23

1) общие положения;

2) основные задачи и функции;

3) права и обязанности;

4) руководство;

5) взаимоотношения и связи;

6) контроль и ревизия деятельности;

7) реорганизация и ликвидация.

Кроме того, в органах безопасности могут создаваться и примениться  нормативные акты, регламентирующие различные виды деятельности в сфере  процессно-организационного управления, к которым относятся инструкции (методические рекомендации): по планированию служебной деятельности (и отчетности) исполнителей; по контролированию служебной  деятельности исполнителей; по оцениванию процессов служебной деятельности исполнителей, накоплению и использованию  опыта.16

И, наконец, самостоятельное значение могут иметь нормативные акты (инструкции либо методические рекомендации), определяющие порядок: Формирования, применения и оценки управленческих решений; приема и рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб граждан; подготовки и  проведения заседаний коллегий, советов, различных совещаний и т.д.

К определению «специальные органы»  следует подходить очень корректно, так как в законодательстве нет  специально сформулированного понятия. Оно сложилось в ходе многолетней  практики и достаточно широко используется в документах ненормативного характера, в публикациях, в теле и радиопередачах.

Под специальными органами принято  понимать государственные органы, созданные  и действующие с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной  арене, уполномоченные заниматься оперативно- розыскной деятельностью в пределах своих полномочий и компетенции.

Это наиболее острый инструмент государственной  власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией  о существующих внутренних и внешних  угрозах. Характерной особенностью специальных органов, выделяющей их из других правоохранительных

16. «Основы управления в органах  безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр12

органов, является использование в своей  деятельности специальных сил и  средств, в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством. Все многообразие специальных органов  условно можно разделить на два  основных вида.

Первый - специальные органы, занимающиеся сбором оперативной информации с  последующим предоставлением её правительственным, правоохранительным и иным структурам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами, а также проведением против них  специальных операций оперативными средствами или ограниченными подготовленными  для этих целей сотрудников. 17

К специальным органам подобного  типа можно отнести ВЧК в первые месяцы её деятельности, когда она  исключительно выполняла функции  оперативного пресечения по борьбе с  контрреволюцией и саботажем.

Второй  вид специальных органов представляет собой симбиоз «чистой» спецслужбы с органом государственного управления. Особенностью такого вида структуры  и деятельности является не только включение специальных органов  как органов госбезопасности  в систему государственного управления, но и признание их головным органом  в сфере обеспечения безопасности страны. Отсюда - наделение этих органов  межведомственными функциями, правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам в  этой области.

Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также  специфических методов, присущих только секретным службам, таких как  «перлюстрация корреспонденции, негласный  обыск, досмотр помещений, шифрование т.д.» 

Как уже было отмечено выше, характерной  особенностью специальных органов  является использование ими в  своей практической деятельности специальных  форм и методов, которые не применяются  другими органами власти и управления. Речь идет, прежде всего, об использовании  агентуры, т.е. лиц, «...которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование  агентуры позволяют спецслужбам  проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно - оперативной».

Специальные органы получают информацию не только агентурным путем, но и с  использованием технических средств, а также специфических методов,

17.«Основы управления в органах  безопасности» В.И.Махинин, Москва, Издатель Шумилова И.И., 2001г. стр16

присущих  только секретным службам, таких  как «…перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, шифрование и т.д.»

На отдельных этапах истории  в арсенал спецслужб входили  такие острые методы, как террористические и диверсионные акты, дезинформирование  и компрометация политических противников. Специальные органы можно условно  разделить по направленности их деятельности и предмету устремлений.

Так, в числе основных видов разведывательных служб, вектор которых направлен  вне государства, в большинстве  государств выделяются военно-политическая и военно-стратегическая военная  разведка. В частности в России к ним относятся Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных  Сил, а в США - Разведывательное управление Министерства обороны. Внешнеполитическая разведка в России представлена Службой  внешней разведки, а в США - Центральным  разведывательным управлением. Они  добывают, систематизируют и анализируют  широкий спектр политической, экономической, военной, научно - технической и иной информации.

Службы внутренней безопасности в  различных государствах мира представлены контрразведкой, политическим сыском, а также ведомствами экономической  безопасности и охраны руководства  страны. В Российской Федерации к  ним относятся Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, и др., использующие в своей деятельности, согласно законодательству, агентурно - оперативные методы. Кроме того, в ведущих государствах мира созданы  самостоятельные службы электронной  безопасности, специальной связи  и добывания информации техническими методами.

Информация о работе Правовые основы ЭБ России