Приватизация в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является выявление сущности приватизации, ее целей, методов, подведение итогов и определение проблем приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5
1.2 Организация приватизации……………………………………………..7
1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………...….16
2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………...23
3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23
3.2 Итоги приватизации…………………………………...……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации могут быть преобразованы в открытые акционерные общества со стопроцентной долей государства; с участием других, кроме государства, учредителей.

     До октября 2012 года преобразование государственных предприятий в акционерные общества осуществлялось на основании плана преобразования, утверждаемого Советом Министров на три года (Приложение Б).

     С октября этого года данный план изложен в новой редакции. В нем по-прежнему остались 128 предприятий, которые уже были преобразованы в 2011 – 2012 году, а также те, приватизация которым еще предстоит (Приложение В). Изменились также и планируемые годы преобразования. Некоторые перенесли на более ранний срок, приватизацию других отложили до последнего года трехлетки – 2013 года.

     Внесение изменений  в план преобразования свидетельствует  о том, что он не совершенен. Преобразование в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления. Если такие предложения отсутствуют, инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

  С 1991 года в Беларуси было реформировано 4864 предприятия (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Реформированные предприятия в Беларуси за 1991-2012 гг.

 

Вид собственности

Количество реформированных предприятий

Республиканская

1575

Коммунальная

3289

Итого:

4864


 

     Примечание: – Источник [2]

 

     Основную долю в общем количестве реформированных предприятий занимают предприятия коммунальной собственности, количество которых за время приватизации в Беларуси составило 3289 штук, что составляет 68 %, предприятия республиканской собственности – 32 %, что составляет 1575 штук.

     В основном, предприятия коммунальной собственности приватизировались путем выкупа арендованного имущества арендной организацией, продажи на аукционах и по конкурсу.

     Основные способы разгосударствления:

- сокращение доли государственного сектора в экономике;

- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

- либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;

- перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;

- переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;

- денационализация собственности [1, с. 89].

      Таким образом, вопросы разгосударствления актуальны по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. В настоящее время процесс разгосударствления в Беларуси продвигается медленно. Нет единой государственной стратегии и четкой позиции по политике разгосударствления. Не смотря на это, разгосударствление в  Республике Беларусь продолжается, так как путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен.

 

 

     2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности

 

     Одним из путей разгосударствления является приватизация, под которой понимается смена государственной формы собственности на частную. Частная собственность – это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства.

     Если рассмотреть структуру организаций государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг. (рисунок 2.1), то можно сделать вывод, что за всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.

Рисунок 2.1 – Организации государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг.

 

Примечание: - Источник [2]

 

     С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией, – этот вид приватизации был распространен в начале 1990-х и сегодня не практикуется.

      Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.

     Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.

     Заметное охлаждение к вопросам приватизации произошло в 2011 году. (Таблица 2.2)

 

Таблица 2.2 – Приватизация за 2011 год

 

Вид преобразования

Вид собственности приватизированного предприятия

Количество приватизированных предприятий

В акционерные общества

 

77

Продано по конкурсу,

 

1

в том числе

предприятия коммунальной собственности

1

Продано на аукционе,

 

2

в том числе

предприятия коммунальной собственности

1

 

предприятия республиканской собственности

1

Итого:

 

79


 

     Примечание: – Источник [2]

 

     Всего за 2011 год было приватизировано 79 предприятий. Это при том, что за трехлетку 2008-2011 гг. – 735 предприятий (Таблица 2.3). Основным способом приватизации в 2011 году было преобразование в открытое акционерное общество – 77 случаев (98 %). В 2008-2011 году также наибольший удельный вес имели преобразования в открытое акционерное общество (97 %) – 713 предприятий.

 

Таблица 2.3 – Приватизация за 2008-2011 гг.

 

Вид преобразования

Количество приватизированных предприятий

Удельный вес в общем количестве, в процентах

В акционерные общества

713

97

Продано по конкурсу,

7

1

Продано на аукционе,

9

2

Итого:

735

100


 

     Примечание: – Источник [2]

 

     Таким образом, осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

     3.1 Проблемы приватизации

 

     Процесс приватизации в Беларуси продвигается очень медленно. Нет единой всеобъемлющей стратегии приватизации. В настоящее время политика приватизации сведена к приватизации отдельных предприятий. За последние несколько лет много аукционов приватизации закончились безрезультатно [3, с. 21].

     Причины медленной приватизации в Республике Беларусь:

1) Позиция руководства страны в отношении государственной собственности предполагает постепенность и взвешенность ее трансформации. Государство осторожно подходит к приватизации особенно крупных предприятий: лишь в 140 открытых акционерных обществах государство не имеет доли, а на примерно 70% ОАО доля государства составляет более 25%. 

2) Пример ускоренной массовой приватизации в России, имевшей негативные социально-экономические последствия.

3) Для погашения приватизационных чеков не было выделено достаточно имущества, а выкуп непогашенных чеков ляжет чрезмерной нагрузкой на государственный бюджет.

4) Крупные предприятия стоят дорого, а у местных предпринимателей не хватает средств. Есть риск подчинения всей политики приватизации бюджетным потребностям, то есть только «самые дорогие» предприятия будут приватизированы, причем только в ситуации, когда есть инвестор, готовый купить их по цене, которая подходит государственному продавцу. Правительство становится не заинтересованным в приватизации других госпредприятий, таким образом, оставляя проблему структуры собственности народного хозяйства и микроэкономической эффективности нерешенной.

5) Оценка имущества (балансовая цена объектов приватизации) зачастую значительно выше рыночной. Часто переговоры относительно продажи крупных предприятий стратегическим инвесторам заканчиваются провалом из-за непомерных цен, запрашиваемых белорусской стороной.

6) Трудные условия для собственника (сохранение профиля предприятия, избыточной численности работников, содержание социальной сферы).

7) Сдерживание республиканскими органами преобразования подведомственных предприятий, так как это «сужает» сферу влияния отраслевых органов управления.

8) Слабая профессиональная подготовка управленческих кадров для работы в новых условиях.

9) Негативное отношение части населения к приватизации.

10) Недостаточная информированность населения, особенно сельского, о наличии в сбербанках пакетов акций и о завершении сроков чековой приватизации [7, с. 211].

     К основным проблемам приватизации государственной собственности в Республике Беларусь относятся следующие:

- менее значительные объекты  реформируются активнее, чем более  значимые;

- преобразование форм собственности проходит медленно и отстает по темпам осуществления процесса приватизации не только от большинства стран, проводящих рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;

- проблема старения производственных фондов и необходимости их модернизации, которые требуют притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных [18, с. 36].

     Вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:

- выкупом арендного имущества  арендным предприятием;

- продажей объектов на аукционе  и по конкурсу;

- продажей государственной доли  акций акционерных обществ, преобразованных  из государственных и арендных  предприятий, негосударственным юридическим  и физическим лицом.

     Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:

- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской  деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции  и теневой экономики;

- возрождения общечеловеческих ценностей.

     Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

 

 

     3.2 Итоги приватизации

Информация о работе Приватизация в Республике Беларусь