Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является выявление сущности приватизации, ее целей, методов, подведение итогов и определение проблем приватизации и разгосударствления государственной собственности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5
1.2 Организация приватизации……………………………………………..7
1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………...….16
2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………...23
3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23
3.2 Итоги приватизации…………………………………...……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
Приватизация в Беларуси началась в 1991 году с принятием Советом Министров постановления №360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» и других нормативных документов по преобразованию государственной формы собственности. Уже в 1991 г. было преобразовано 19 предприятий республиканской и 42 коммунальной собственности [12, с. 256].
При этом только три предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества, в то время как остальные государственные предприятия тем или иным способом выкупались. Для проведения приватизации в 1992 г. создан Комитет по управлению госимуществом.
В 1993 году начался активный процесс реформирования государственной собственности. Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество».
В последующие годы принимались новые нормативные акты, которые значительно изменили отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры по трансформации собственности – с другой.
Ввиду изменения отношения правительства к приватизации и желания контролировать все материальные и финансовые потоки в стране, после 1996 г. процесс приватизации и акционирования резко замедлился.
Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70 % ВВП Беларуси. Этот показатель почти в два раза выше, чем у России и других стран-соседок.
В течение длительного
периода времени выбранная
В 2008 г. была издана официальная программа приватизации 155 государственных предприятий, которые должны были быть проданы в 2008-2010 гг.
Фактически, были проданы только семь из этого списка и два дополнительных предприятия.
В 2011 г. была объявлена новая программа приватизации для 244 государственных предприятий на 2011 – 2013 гг. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий в 2011 г. В действительности только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму приблизительно USD 43 млн., 893 существующих предприятий были проданы за общую сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза – белорусская газовая инфраструктура и транспортная компания – за USD 2.5 млрд.
В начале 2012 г. появился дополнительный список 19 больших государственных предприятий, которые должны быть приватизированы в 2012 г.
В конечном итоге, в марте 2012 Президентом было принято решение о том, что любое государственное предприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные требования (среди прочего увеличение производственных мощностей и никаких временных увольнений в течение первых нескольких лет). Согласно закону о приватизации, любое соглашение о приватизации свыше суммы USD 50.000 должно быть принято Президентом.
Таким образом, в Беларуси уже нет плана приватизации и перечней продаваемых предприятий, можно приватизировать любое предприятие, если есть инвестор, определена цена объекта. В настоящее время готовятся проекты распоряжений Президента по продаже акций некоторых предприятий на аукционах и конкурсах. До конца текущего года ряд объектов планируется выставить на продажу. За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:
Отрицательным моменты разгосударствления и приватизации:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально – экономических преобразований [10, с. 93].
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
Приватизация является основанием экономической и политической трансформации. Без обширной частной собственности невозможно построить рыночную экономику и демократическое общество. В большой степени передача государственной и муниципальной собственности в частные руки ответственна за рост эффективности экономических реформ. Проведенные исследования в области приватизации, реструктурирования предприятий и корпоративного управления подчеркивают приоритетную важность приватизации для успешного протекания рыночных реформ [21, с. 115].
Сама по себе приватизация не является панацеей, нет никакой зависимости между долей частного сектора в экономике и экономическим процветанием. В дополнение к приватизации развитие рыночной экономики нуждается в макроэкономической стабилизации, микроэкономической либерализации и структурных реформах [20, с. 71].
Приватизация в белорусской экономике, которая находится все еще во власти государственного сектора, может действительно быть важным инструментом улучшения эффективности и производительности, а также повышения конкуренции. Но приватизация должна сопровождаться рядом институциональных реформ, нацеленных на создание сильного и здорового частного сектора в Беларуси, которые позволят ей продвигаться к международной конкурентоспособной экономике.
За всю историю
приватизации в Республике
С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией.
Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.
Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.
Всего за 2011 год было приватизировано 79 предприятий. Это при том, что за трехлетку 2008-2011 гг. – 735 предприятий.
Таким образом, эффективная политика приватизации не может быть осуществлена без четкого представления о ее целях. Самым важным в списке целей должен быть стратегический пункт, такой как реструктурирование экономики, увеличение ее эффективности [13, с. 200].
Осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.
В Беларуси приватизация имеет необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Формы и методы приватизации могут быть различными. Но принципы и цели не меняются. При проведении разгосударствления и приватизации определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований государственной собственности. Приватизация только тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2001. – 637 с.
2 Беларускi бiзнэс // Экономика [Электронный
ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://economics.bel.biz/news/
3 Гапеева, О. П. Приватизация и частное предпринимательство в Беларуси – возможности международного сотрудничества / Гапеева О. П. // Европейский диалог с белорусским обществом о модернизации: материалы Варшавской конференции, Варшава, 16 апр. 2012 г. / Варшава, 2012. – 22 с.
4 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.
5 Кажуро, Н. Я. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н. Я Кажуро. – Минск: Мисанта, 2003. – 672 с.
6 Кузнецова, О. Три цели приватизации / О. Кузнецова // Экономическая газета. – 2011. – 18 февр. – С. 1.
7 Курс экономической теории: учебн. пособие / А. В. Сидорович [и др.]; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 2-е изд., Москва: Дело и Сервис, 2001. – 380 с.
8 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – 3-е изд. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 702 с.
9 Лобкович, Э. И. Экономическая теория: системный курс: учебн. пособие / Э. И. Лобкович. – Минск: Новое знание, 2000. – 661 с.
10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.
11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.
12 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
13 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
14 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с.
15 О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
16 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4. – Минск: Амалфея, 2010. – 11 с.
17 О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
18 Павловская, В. П. Основы приватизации: учебно-методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина; под ред. В. П. Павловской. – Брест, 2004. – 100 с.
19 Приватизация // [Электронный ресурс].
– 2011. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/