Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизационных процессов 5
1.1 Сущность, направления, цели и задачи приватизации 5
1.2 Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике 13
2 Анализ приватизации в Республике Беларусь. Мировой опыт приватизационных процессов 17
2.1 Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в. 17
2.2 Разгосударствление и приватизация на современном этапе 20
2.3 Оценка опыта приватизации в других государствах 24
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Что касается ее этапов, то в экономической литературе описаны следующие:

1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том,  что государство преобразует  крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство  продает магазины, квартиры и  другие объекты государственной  собственности частным лицам  или группам инвесторов. Предшествующей  стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

3. Спонтанная  приватизация. В этом случае государство  не пытается играть контролирующую  роль в процессе ее осуществления.  Здесь действует закон «джунглей»  или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

4. Частичная  имущественная приватизация заключается  в том, что вместо продажи  единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

5. Собственность  трудовых коллективов. Согласно  действующему законодательству, в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

6. Реприватизация  собственности - это возвращение  прежним владельцам или наследникам  частной собственности, ранее  национализированной (конфискованной) государством.

Вместе с  тем, несмотря на разнообразие определений  можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. (Рис 1.1)

 

Рис 1.1 Модели приватизации

 

Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных  вопросов касающийся приватизации это  сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

  1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники  быстрой приватизации считают, что  таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту [6].

 

 

1.2 Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике

 

Приватизация - одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственности. Это неоправданное упрощение, ибо, как отмечалось, приватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки приватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе, прежде всего формальный акт. Она не создает автоматически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в должной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, соответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления и т.п. [2]

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.

В последние  годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными  лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации. [9]

Естественно, что  приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в  зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.

Конечной целью  приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции  экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д. [11, с.206]

Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»).

Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий.

Второй —  государство лишь устанавливает  необходимые правила, а приватизацией  занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.

Приватизация  государственной собственности  в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

  1. Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
  2. Продажа акций, принадлежащих государству;
  3. Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
  4. Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
  5. Безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что на выбор конкретного способа  приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д..

Таким образом,  приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий [3].

 

2 АНАЛИЗ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

    1. Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в.

 

В начале 90-х  годов в Республике Беларусь как в прочем и в большинстве республик бывшего СССР, резко ухудшилась социально-экономическая ситуация, которая выражается в снижении объемов производства, падении производительности труда, снижении уровня жизни народа. Такой кризис возник не случайно и не в одночасье, а как неизбежный результат функционирования планово-централизованной командно-административной системы.

Поэтому еще в СССР, а затем и в Республике Беларусь был принят ряд законов, регулировавших создание конкурентной экономической среды: об аренде, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, о предпринимательстве, о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции, об экономической несостоятельности и банкротстве, об иностранных инвестициях, о занятости, о защите прав потребителей, о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов и др. Одновременно разрабатывались законодательные акты, регулирующие правовые основы функционирования институтов современного рыночного хозяйства: о страховании, о залоге, об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, о хозяйственном суде, о налогообложении, о ценных бумагах и фондовых биржах, о национальном банке, о банках и банковской деятельности, об акционерных обществах и др. [14, с, 13-20]

Поскольку частная собственность  выступает основой рыночной экономики, первоочередным направлением экономической  реформы является создание института  частной собственности. В Беларуси законодательно разработаны механизмы  перехода к системе хозяйствования, основанной на частной собственности. Это – аренда, разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности. Принятый в декабре 1990 г. Закон "Об аренде" регулирует порядок заключения и использования договоров аренды ресурсов и имущества. Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении всех форм собственности.

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике