Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизационных процессов 5
1.1 Сущность, направления, цели и задачи приватизации 5
1.2 Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике 13
2 Анализ приватизации в Республике Беларусь. Мировой опыт приватизационных процессов 17
2.1 Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в. 17
2.2 Разгосударствление и приватизация на современном этапе 20
2.3 Оценка опыта приватизации в других государствах 24
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь 32
Заключение 36
Список использованных источников 38
О характере приватизации государственных предприятий в Республике Беларусь можно судить по данным таблицы 2.1
Рис 2.1 Приватизация государственных предприятий
Примечание.
Данные за 1996 г. по двум кварталам.
Источник: Министерство экономики
Низкие темпы приватизации и проведение ее в основном путем выкупа трудовыми коллективами объясняется сложностью порядка утверждения объектов приватизации и определения их стоимости по финансовым отчетам предприятий, а не по рыночным ценам. Кроме того, переоценка активов предприятий с учетом инфляции требует дополнительных усилий и времени. [9]
В последствии чего приватизационный процесс в Беларуси условно разбили на три этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.
Более подробно рассмотрим первый этап:
23.09.1991 г. Совет Министров
Белорусской ССР принял
Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 157 - коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 - преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу. [18]
На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам.
Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.
Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:
· преобразование предприятий в ОАО;
· выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;
· выкуп государственного имущества работниками предприятия;
· продажа по конкурсу;
· продажа на аукционе.
В 1991-1992 гг. наиболее популярными
способами приватизации являлись выкуп
арендованного имущества
Начало 2000 г. характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 2000 - начала 2008г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55%, в Литве - 57%, в Латвии - 46%. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности (Приложение А).
Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.
Значительный удельный вес
в структуре приватизированных
занимают предприятия бытового обслуживания.
В целом предприятия
Учитывая опыт приватизации в других странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс с учетом следующих принципов:
1. соблюдение
законности. В соответствии с
этим принципом государство
2. сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при проведении приватизации должны преобладать платные формы приобретения государственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации по сравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными, предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность, формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;
3. право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимости государственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту, пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и другие;
4. дифференциация
методов, способов и процедур
приватизации. Необходимость соблюдения
этого принципа вызвана
5. предоставление
льгот субъектам приватизации. Смысл
этого принципа заключается в
том, что преимущественное
6. осуществление
широкой гласности при
7. контроль за
осуществлением приватизации
8. соблюдение
постепенности и поэтапности.
Выполнение этого принципа
В настоящее время в Республике Беларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются: безвозмездная передача имущества приватизируемого предприятия; прямой выкуп государственного предприятия.
В последнее
время преобразование крупных государственных
и арендных предприятий в акционерные
общества сопровождается дроблением их
на части путем выделения
Для Республики Беларусь одной из главных теоретических и практических проблем является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики и приватизации собственности. Это важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которой республика приступила еще в 1990 г. Принимая решение об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической системы принята смешанная. В этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической деятельности как государственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где начиная с 50-х годов используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам.
Создание широкого
слоя собственников — необходимое
условие образования
Главная цель приватизации
— преодоление монополизма
В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4% сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В промышленности 20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объема продукции промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников. [18]
Создание частных предприятий формирует новый тип предпринимателя со свойственным ему рациональным поведением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувством ответственности за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизации следует большое внимание уделять разъяснительной работе среди населения. [13]
Приватизация сокращает масштабы государственного регулирования экономики и расходы на содержание государственного аппарата. Наконец, приватизация несет выгоды потребителям. Конкуренция вынуждает фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг, снижать цены.
Процесс реформирования отношений собственности охватывает практически все отрасли экономики РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.
В настоящее время среди приватизированных промышленных объектов преобладают предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов.
Это Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконное объединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие. Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами Республики Беларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике.
Медленно идет приватизация в машиностроительном комплексе, на предприятиях химической промышленности. Ряд предприятий не могут быть реформированы в ближайшее время, так как не только не имеют средств для выкупа, но и сами нуждаются в значительной поддержке со стороны государства. [7]
Большой интерес для Республики Беларусь представляет опыт приватизации в развитых странах.
Франция показала образец
высоких темпов и объемов приватизации
в короткие сроки. То, что было сделано
в Англии за б лет, во Франции сделано
за 14 месяцев. Она ставила задачу
изменить роль госсектора в национальной
экономике. Программа приватизации была
рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев
(с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных
компаний, контролировавших более тысячи
предприятий. Приватизацию осуществляло
Министерство экономики, сочетая централизованное
регулирование и рыночные рычаги.
Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике