Приватизация как условие перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизационных процессов 5
1.1 Сущность, направления, цели и задачи приватизации 5
1.2 Теоретическое обоснование необходимости приватизационных процессов при переходе к рыночной экономике 13
2 Анализ приватизации в Республике Беларусь. Мировой опыт приватизационных процессов 17
2.1 Исследование приватизационных процессов в Республике Беларусь в начале 90-х гг. ХХ в. 17
2.2 Разгосударствление и приватизация на современном этапе 20
2.3 Оценка опыта приватизации в других государствах 24
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта приватизации в Республике Беларусь 32
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание курсовой).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

О характере  приватизации государственных предприятий  в Республике Беларусь можно судить по данным таблицы 2.1

 

Рис 2.1 Приватизация государственных предприятий

Примечание. Данные за 1996 г. по двум кварталам. 
Источник: Министерство экономики

 

Низкие темпы  приватизации и проведение ее в основном путем выкупа трудовыми коллективами объясняется сложностью порядка утверждения объектов приватизации и определения их стоимости по финансовым отчетам предприятий, а не по рыночным ценам. Кроме того, переоценка активов предприятий с учетом инфляции требует дополнительных усилий и времени. [9]

В последствии  чего приватизационный процесс в Беларуси условно разбили на три этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г.           

Более подробно рассмотрим первый этап:

23.09.1991 г. Совет Министров  Белорусской ССР принял Постановление  № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991 г; временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений. Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены.

Если в 1991 г. было преобразовано 61 предприятие, то в 1992 г. - уже 190, в том числе 33 предприятия республиканской и 157 - коммунальной собственности. 134 предприятия выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 4 - преобразованы в акционерные общества и 52 - выкуплены по конкурсу. [18]

На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам.

Комиссия по приватизации оценивала  финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.

Согласно законодательству, в Беларуси использовались следующие методы приватизации:

·         преобразование предприятий в ОАО;

·         выкуп государственного арендованного имущества арендным предприятием;

·         выкуп государственного имущества работниками предприятия;

·         продажа по конкурсу;

·         продажа на аукционе.

В 1991-1992 гг. наиболее популярными  способами приватизации являлись выкуп  арендованного имущества арендными  коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование).  Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4%. [14, С.13-20]

    1. Разгосударствление и приватизация на современном этапе

 

Начало  2000 г. характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок. В период 2000 - начала 2008г. было приватизировано только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55%, в Литве - 57%, в Латвии - 46%. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности (Приложение А).

Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала.

Значительный удельный вес  в структуре приватизированных  занимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальной собственности составляют 54% в общем  количестве приватизированных [16].

Учитывая опыт приватизации в других странах, Республика Беларусь осуществляет этот процесс  с учетом следующих принципов:

1. соблюдение  законности. В соответствии с  этим принципом государство создает  законодательную и нормативную  базу. Процесс приватизации в Беларуси регулируется нормативными документами, прежде всего Законом «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», «Государственной программой приватизации»;

2. сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при проведении приватизации должны преобладать платные формы приобретения государственных предприятий другими собственниками. Эти формы приватизации по сравнению с безвозмездной передачей являются экономически более целесообразными, предполагают хозяйственную самостоятельность, подлинную ответственность, формируют реального хозяина. Вместе с тем полностью возмездная приватизация не может быть принята с позиций социальной справедливости, так как государственная собственность, созданная трудом всех граждан Беларуси, будет продана ограниченному кругу лиц, обладающих первоначальным капиталом;

3. право каждого  гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. Этот принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности. Возможны несколько подходов к разделу части стоимости государственного имущества: поровну между всеми, пропорционально возрасту, пропорционально стажу, пропорционально возрасту с учетом стажа работы и другие;

4. дифференциация  методов, способов и процедур  приватизации. Необходимость соблюдения  этого принципа вызвана наличием  множества не сопоставимых между  собой объектов приватизации. Это  предполагает гибкое сочетание  общих принципов приватизации  с дифференцированным использованием методов и способов приватизации; предоставление льгот

5. предоставление  льгот субъектам приватизации. Смысл  этого принципа заключается в  том, что преимущественное право  в приобретении объектов государственной  собственности должно быть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из важнейших задач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе рост объемов и эффективности производства;

6. осуществление  широкой гласности при проведении  приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации, ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей профсоюзов и местной законодательной власти в работе комиссий по приватизации; обеспечение гражданам возможности обращаться в суд и другие органы в случаях ущемления их интересов;

7. контроль за  осуществлением приватизации со  стороны государства. Это означает, что вся работа по приватизации  должна идти под контролем,  как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;

8. соблюдение  постепенности и поэтапности.  Выполнение этого принципа позволит  на должном уровне организовать  процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.

В настоящее  время в Республике Беларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются: безвозмездная  передача имущества приватизируемого предприятия; прямой выкуп государственного предприятия.

В последнее  время преобразование крупных государственных  и арендных предприятий в акционерные  общества сопровождается дроблением их на части путем выделения структурных  подразделений дочерних предприятий. Этот процесс называют реструктуризацией. Многие предприятия республики сейчас разрабатывают программы реструктуризации перед проведением приватизации [12].

Для Республики Беларусь одной из главных теоретических  и практических проблем является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики и приватизации собственности. Это важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которой республика приступила еще в 1990 г. Принимая решение об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической системы принята смешанная. В этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической деятельности как государственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где начиная с 50-х годов используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам.

Создание широкого слоя собственников — необходимое  условие образования конкурентной среды и запуска рыночной системы  в структуре смешанной экономики.

Главная цель приватизации — преодоление монополизма госпредприятий путем создания многоукладной экономики, развитие частной собственности  и создание конкурентной среды, что  послужит основой для повышения  эффективности функционирования экономики в целом и успехов в социальной сфере. [15, с.38-43]

В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых  предприятий, из которых 44,4% сосредоточено  в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В промышленности 20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объема продукции промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников. [18]

Создание частных  предприятий формирует новый  тип предпринимателя со свойственным ему рациональным поведением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувством ответственности за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизации следует большое внимание уделять разъяснительной работе среди населения. [13]

Приватизация  сокращает масштабы государственного регулирования экономики и расходы на содержание государственного аппарата. Наконец, приватизация несет выгоды потребителям. Конкуренция вынуждает фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг, снижать цены.

Процесс реформирования отношений собственности охватывает практически все отрасли экономики РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.

В настоящее  время среди приватизированных  промышленных объектов преобладают  предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов.

Это Светлогорский  целлюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконное  объединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие. Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами Республики Беларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике.

Медленно идет приватизация в машиностроительном комплексе, на предприятиях химической промышленности. Ряд предприятий не могут быть реформированы в ближайшее время, так как не только не имеют средств для выкупа, но и сами нуждаются в значительной поддержке со стороны государства. [7]

 

    1. Оценка опыта приватизации в других государствах

 

Большой интерес для Республики Беларусь представляет опыт приватизации в развитых странах.

Франция показала образец  высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано  в Англии за б лет, во Франции сделано  за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев 
(с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги.

Информация о работе Приватизация как условие перехода к рыночной экономике