Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:50, контрольная работа
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Безработица: понятие и измерение
1.2 Виды безработицы
1.3 Причины безработицы
2. Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Экономические последствия безработицы. Закон Оукена
2.2 Социальные последствия безработицы
2.3 Социально-психологические последствия безработицы
3. Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости населения
3.1 Государственная служба занятости и ее функции
3.2 Политика занятости
3.3 Решение проблем безработицы
Заключение
Список использованных источников
· увеличение личного свободного времени;
· возрастание свободы выбора места работы;
· увеличение социальной значимости и ценности труда.
Кризисное положение граждан,
оказавшихся безработными, характеризуется
не только тем, что вследствие низкого
душевого дохода качественно изменяется
структура потребления, но тем, что
эта категория населения
Безработные в большинстве
своем лишены вести образ жизни,
обычный для работающей части
населения. Можно выделить следующие
особенности социального
Безработные представляют
социальные слои, начиная от среднего
и ниже. Иначе говоря, безработные
по слоевой идентификации
Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоидентификации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.
Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных - это квалифицированные работники- рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.
2.3 Социально-психологические последствия безработицы
Помимо чисто экономических
издержек нельзя сбрасывать со счетов
и значительные социальные и моральные
последствия безработицы, ее негативное
влияние на общественные ценности и
жизненные интересы граждан. Вынужденная
бездеятельность значительной массы
трудоспособного населения и
каждого человека в отдельности
ведет к появлению жизненной
депрессии, потере квалификации и практических
навыков; снижают моральные устои,
и растет преступность, теряется самоуважение
и, распадаются семьи, растет социальная
напряженность в обществе, которая
характеризуется также
Лишение миллионов трудоспособных людей возможности нормально работать ведет не только к резкому падению жизненного уровня безработных и членов их семей. Обследования показали, что подавляющее большинство российских безработных (72%) рассматривают значительное ухудшение материальных условий жизни как главный недостаток своего положения. Вместе с тем в качестве немаловажного источника недовольства 58% опрошенных указывают также и на такие моменты, как "скука и бездействие", "депрессия и апатия", "чувство бессмысленности существования", "социальная изоляция" и т.п.
Примерно 40% безработных
указывают на финансовые трудности
как на наиболее тяжелые последствия
незанятости, в то время как 48% - на
социально-психологические
Социально-психологические последствия безработицы, прежде всего, вызваны потерей работы, и невозможностью ее найти в течение сколько-нибудь длительного периода времени. Это объясняется той огромной ролью, которую играет работа в жизни подавляющего большинства населения.
Во-первых, работа обеспечивает
доход, материальные источники существования,
определенный уровень и образ
жизни. Во-вторых, работа представляет
собой самостоятельную
Морально-психическое
Для состояния безработных характерны три основных стадии:
1. Вначале безработный
испытывает сильный шок от
увольнения, который, как правило,
быстро проходит. Но вскоре начинаются
суровые будни, следуют
2. Когда все усилия
найти работу заканчиваются
3. Наступает состояние
надломленности и безразличия.
Безработный превращается в
Пагубные социально-
3. Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости
3.1 Государственная служба
Постоянное поддерживание
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
· учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
· информирование о возможностях трудоустройств;
· содействие гражданам в выборе
подходящей работы и работодателям
в подборе необходимых
· сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
· организация общественных работ;
· организация профессионального
обучения и профессионального
· оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
· регистрация безработных;
· выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
· мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации
служб занятости, в том числе
городские, районные
Для решения перечисленных задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб
· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
· оказание помощи в выборе работы;
· организация подготовки и переподготовки кадров.
Для федеральной службы частными являются функции:
· разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
· поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
· определение основных направлений профессионального обучения;
· создание правовой и нормативной базы функционирования;
· координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций служб занятости частными являются функции, связанные непосредственно с гражданами:
· регистрация безработных;
· поиск свободных мест;
· трудоустройство;
· выявление актуальных профессий;
· переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.
Много внимания уделяется социально
незащищенным слоям населения. Предусматриваются
специальные меры по профессиональной
реабилитации инвалидов, адаптации
военнослужащих в гражданской среде,
содействие в развитии малого бизнеса,
трудоустройство подростков, организации
профессионального
Основным источником финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 году в России сформировалась государственная служба занятости [1.Ст.6]. Она организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из региональных и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе таких принципов как: опережающее обучение, содействие самозанятости населения; формирование социального заказа на обучение; предоставление преимуществ для граждан, нуждающихся в социальной защите. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, такие как: методическая помощь в организации профессионального обучения; организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе; подготовка граждан для предпринимательской деятельности; стимулирование деловой активности населения; консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.
3.2 Политика занятости
Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Функциональная роль политики занятости, это обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работу, и т.д.
Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Управляющее воздействие на сферу
занятости и рынок труда
· государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть);
· работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций);
· государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).
Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.
Существует два основных варианта
выбора средств политики занятости:
активный и пассивный. Активная политика
занятости - это совокупность правовых,
организационных и
Работодатель как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают проблемы занятости в рамках управления персоналом.
В соответствии с действующим
· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
· обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от различных факторов;
· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места;
· сочетание самостоятельности
органов власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления в
обеспечении занятости
· координацию деятельности в области
занятости населения с