Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты безработицы
1.1 Безработица: понятие и измерение
1.2 Виды безработицы
1.3 Причины безработицы
2. Социально-экономические последствия безработицы
2.1 Экономические последствия безработицы. Закон Оукена
2.2 Социальные последствия безработицы
2.3 Социально-психологические последствия безработицы
3. Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости населения
3.1 Государственная служба занятости и ее функции
3.2 Политика занятости
3.3 Решение проблем безработицы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб. макроэкон..docx

— 50.27 Кб (Скачать файл)

· увеличение личного свободного времени;

· возрастание свободы  выбора места работы;

· увеличение социальной значимости и ценности труда.

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется  не только тем, что вследствие низкого  душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что  эта категория населения вынуждена  ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве  своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части  населения. Можно выделить следующие  особенности социального статуса  безработных:

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. Иначе говоря, безработные  по слоевой идентификации значительно  интегрированы.

Самооценки безработных  свидетельствуют об ощущении собственной  ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоидентификации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных - это квалифицированные работники- рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

2.3 Социально-психологические  последствия безработицы

Помимо чисто экономических  издержек нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные  последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижают моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение и, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических  и сердечнососудистых заболеваний. В конечном итоге, подрываются моральное  и физическое здоровье общества.

Лишение миллионов трудоспособных людей возможности нормально  работать ведет не только к резкому  падению жизненного уровня безработных  и членов их семей. Обследования показали, что подавляющее большинство  российских безработных (72%) рассматривают  значительное ухудшение материальных условий жизни как главный  недостаток своего положения. Вместе с  тем в качестве немаловажного  источника недовольства 58% опрошенных указывают также и на такие моменты, как "скука и бездействие", "депрессия и апатия", "чувство бессмысленности существования", "социальная изоляция" и т.п.

Примерно 40% безработных  указывают на финансовые трудности  как на наиболее тяжелые последствия  незанятости, в то время как 48% - на социально-психологические неурядицы.

Социально-психологические  последствия безработицы, прежде всего, вызваны потерей работы, и невозможностью ее найти в течение сколько-нибудь длительного периода времени. Это  объясняется той огромной ролью, которую играет работа в жизни  подавляющего большинства населения.

Во-первых, работа обеспечивает доход, материальные источники существования, определенный уровень и образ  жизни. Во-вторых, работа представляет собой самостоятельную ценность. Она обеспечивает возможность участвовать  в общественной жизни и увеличить  чувство собственного достоинства.

Морально-психическое состояние  безработных не является статичным. Оно претерпевает немалые изменения, определяемые, прежде всего, продолжительностью пребывания без работы.

Для состояния безработных  характерны три основных стадии:

1. Вначале безработный  испытывает сильный шок от  увольнения, который, как правило,  быстро проходит. Но вскоре начинаются  суровые будни, следуют активные  поиски работы. Но безработный  еще сохраняет оптимизм и надежду  на будущее трудоустройство.

2. Когда все усилия  найти работу заканчиваются провалом, оптимистическое настроение сменяется  пессимистическим. Безработный становится  беспокойным и испытывает утомление  от непрерывных неудач.

3. Наступает состояние  надломленности и безразличия.  Безработный превращается в фаталиста,  подчиняющегося своей судьбе. По  мере увеличения продолжительности  безработицы происходит смена  настроений ее жертв - от "оптимизма"  до "пессимизма" и "фатализма".

Пагубные социально-психологические  последствия потери работы, как и  материальные, нарастают постепенно. В наибольшей степени они сказываются  при продолжительной безработице. Увеличение уровня безработицы вызывает рост смертности населения на 2%, в  том числе от сердечнососудистых заболеваний и цирроза печени - на 2%, самоубийств - на 4% и др.; кроме  того, количество обращений в психиатрические  лечебницы возрастает на 3,4%.

3. Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости

3.1 Государственная служба занятости и ее функции

Постоянное поддерживание определенного  уровня занятости населения - сложная  проблема для любой страны, в том  числе имеющей многовековые рыночные традиции. Регулирование рынка труда  в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

· учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

· информирование о возможностях трудоустройств;

· содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям  в подборе необходимых работников;

· сохранение и организация новых  рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

· организация общественных работ;

· организация профессионального  обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

· оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

· регистрация безработных;

· выплата пособий по безработице  и других видов материальной помощи;

· мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости  имеет три уровня подчиненности:

I уровень - федеральная служба  занятости;

II уровень - региональные организации  службы занятости;

III уровень - местные организации  служб занятости, в том числе  городские, районные организации,  их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных задач  каждый уровень системы службы занятости  выполняет как общие, так и  частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости  всех уровней являются:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

· оказание помощи в выборе работы;

· организация подготовки и переподготовки кадров.

Для федеральной службы частными являются функции:

· разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных  и региональных;

· поиск и разработка механизма  финансирования этих программ;

· определение основных направлений  профессионального обучения;

· создание правовой и нормативной  базы функционирования;

· координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций служб  занятости частными являются функции, связанные непосредственно с  гражданами:

· регистрация безработных;

· поиск свободных мест;

· трудоустройство;

· выявление актуальных профессий;

· переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.

Много внимания уделяется социально  незащищенным слоям населения. Предусматриваются  специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации  военнослужащих в гражданской среде, содействие в развитии малого бизнеса, трудоустройство подростков, организации  профессионального консультирования различных групп населения, участие  в решении региональных проблем  рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, и др.

Основным источником финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 году в России сформировалась государственная  служба занятости [1.Ст.6]. Она организуют обучение и переобучение безработных  на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками  финансирования учебных центров  являются средства, привлекаемые из региональных и местных бюджетов, а также  из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб  занятости строится на основе таких  принципов как: опережающее обучение, содействие самозанятости населения; формирование социального заказа на обучение; предоставление преимуществ для граждан, нуждающихся в социальной защите. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, такие как: методическая помощь в организации профессионального обучения; организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе; подготовка граждан для предпринимательской деятельности; стимулирование деловой активности населения; консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

3.2 Политика занятости

Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении  рынка труда.

Функциональная роль политики занятости, это обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в  сферу занятости, регионального  распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством  и качеством рабочих мест; поддержание  занятости на максимально возможном  уровне; регулирование отношений  между субъектами рынка рабочей  силы; обеспечение средствами существования  лиц, не имеющих работу, и т.д.

Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер  по регулированию внутренних отношений  занятости и внешних с другими  странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей  силы. В России политик занятости  в современных условиях пока не имеет  четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению  рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и  продолжительности безработицы  и оказание социальной помощи безработным.

Управляющее воздействие на сферу  занятости и рынок труда оказывают  три основных субъекта:

· государство (прежде всего через  законодательную, а также исполнительную власть);

· работодатели (предприниматели, администрация  предприятий и организаций);

· государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует  общую политику занятости, под которой  понимается совокупность мер прямого  и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества и каждого его  члена.

Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы. Она предусматривает  мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через  систему общественных работ. Пассивная  политика занятости предусматривает  выплату пособий безработным  и предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости.

Работодатель как второй субъект  управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством  создания и предложения рабочих  мест на рынке труда, а также решают проблемы занятости в рамках управления персоналом.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная  политика России в области содействия занятости населения направлена на:

· развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защиту национального  рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от различных факторов;

· создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

· поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой в  рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

· обеспечение социальной защиты в  области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы;

· предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

· поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающие новые  рабочие места;

· сочетание самостоятельности  органов власти субъектов РФ и  органов местного самоуправления в  обеспечении занятости населения;

· координацию деятельности в области  занятости населения с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики;

Информация о работе Проблема безработицы и пути ее решения. Государственная служба занятости населения