Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от политики государства. Для формирования эффективной государственной политики в отношении предпринимательства важно знать проблемы, с которыми сталкивается бизнес в стране, а также выявить основные приоритеты и перспективы его развития.
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на функционирование предпринимательства, перспективы его развития, оказывает влияние достаточно большое количество факторов как макро- так и микросреды. Это нужно учитывать как государству (для планирования эффективной экономической политики, политике поддержки предпринимательства), так и самим предпринимателям при создании собственного бизнеса.
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
2.1 История развития коммерческой деятельности в России
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (“торг”, “торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
В Древней Руси употреблялись в основном два термина - “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации.
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или производителями различных видов товаров). Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В XIII в. купечество было оформлено как новое купеческое сословие с образованием гильдии (привилегированное гильдейское купечество).
Большое значение в развитии торговли и купечества сыграла эпоха Петра I. Петр I и его последователи особое внимание уделяли развитию промышленности в связи с необходимостью быть наравне с другими европейскими странами того времени. Размер предприятий, преобладавших в той или иной отрасли промышленности, определялся многими факторами. Наличие сырья, производственных навыков населения, нехитрое оборудование и технологический процесс позволяли организовывать массовое производство продукции на кустарном уровне мелкотоварным производителем с тем, чтобы полностью удовлетворить имевшийся на него спрос не только на внутреннем, но даже и на внешнем рынке. В тех же отраслях, где таких условий не было, а закупка сложного оборудования и привозного сырья, как обучение мастеров или их выписка из-за рубежа, требовали больших капиталов, как, например, в суконной или шелковой промышленности, организация крупных предприятий становилась необходимой.
Сферой
приложения
Другой формой предпринимательской деятельности является ростовщичество, отношение к которому в России всегда было неоднозначным. Ростовщический капитал обнаруживает себя на поздних стадиях развития феодализма. Он объективно способствует расслоению в обществе – превращению мелких производителей в рабочих, держателей крупных сумм – в предпринимателей. Но, как и любая предпринимательская деятельность, ростовщичество в России имело свои особенности. Прежде всего, кредитные операции в XVII-XVIII вв. осуществлялись не через банки, а через ростовщиков. Главными из которых были – мелкие ростовщики – богатые крестьяне и ремесленники, отдельные землевладельцы, монастыри, купцы. Банки могли лишь слегка уменьшить процент ростовщиков из-за своей неспособности обслуживать всех желающих.
В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу. Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко.
Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.
Промышленность являлась той сферой жизни человека, в которой раньше и интенсивнее формировался новый способ производства. При этом в промышленности сложилось своего рода разделение сфер предпринимательства – с одной стороны, развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого гражданина, дворянство, царский двор, вывоз за границу; с другой – бурный рост мелкой крестьянской и кустано-ремесленной промышленности, ориентированной на широкие народные массы, на все многообразие их потребительского спроса. Такое распределение сил сохранились вплоть до начала XX века. В это время происходило дальнейшее развитие характерной тенденции, проявившейся еще в XVIII веке: сокращение казенной мануфактуры и расширение частного предпринимательства.
Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В
целом темпы русского
поразительны. Но катастрофа 1917 года уничтожила плоды труда предпринимателей многих поколений.
20-60-е годы в России ассоциируются у нас с такими понятиями как продразверстка, «военный коммунизм», НЭП, индустриализация, коллективизация, национализация. Все эти перечисленные явления были направлены на ограничения предпринимательской деятельности и какой-либо инициативы со стороны частных лиц. Исключением является лишь НЭП, направленная на оптимизацию и возрождение хозяйственных отношений в стране, упадок которых явился результатом Революции и Первой Мировой Войны. Переход к НЭПу вызвал небывалое развитие личной инициативы граждан, что в стране с преобладанием мелкотоварного уклада хозяйство привело к развитию массового частного предпринимательства. К середине 20-х годов частное предпринимательство заняло прочное положение в многоукладной экономике Советского государства.
В конце
20-х годов в Советской Росси
произошли серьезные
Последующие действия правительства СССР вплоть до 70-х гг. XX века можно охарактеризовать стремлением к воплощению социализма, проявляющегося в реальной жизни в виде реформирования командно-административной системы и в создании «развитого социализма». Согласно идеологии того времени основные реакционные действия были направлены на предприимчивых и инициативных людей, хоть сколько-нибудь желающих улучшить свою жизнь посредством организации своего собственного дела.
Но, одни репрессивные меры не могли стабилизировать обстановку, и уже в 1977 году Конституция СССР 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг.
Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы. Число активных кооперативов росло из года в год. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны.
К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги. Однако, кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе.
Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10 млн. руб. в год) составляли примерно две трети от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Вместе с тем их удельный вес в общем объеме продукции равен лишь 11 %. Для сравнения, в США, например, в небольших фирмах занято около половины трудовых ресурсов страны. Более 37 % валового национального продукта производится малым бизнесом.
В период с 1989 – 1990 были приняты
ряд законодательных актов, направленных
на активизацию малых предприятий,
а уже в 1991 – 1992 г.г. наблюдался
быстрый рост малых предприятий
в различных организационно-
Осуществленная тогда либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, вследствие чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью. Процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился.
В 1993 г. были сделаны первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования предпринимательства как особого сектора экономики России, так как не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
Несмотря на это, бизнес сталкивается с множеством проблем. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике, такими как
Переход СССР, а затем России от планово-распределительной системы к рыночным условиям хозяйствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, переход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны обоснованной стратегии развития торговли, создания правовой базы рыночных отношений.
Опоздание в разработке нормативной базы, чрезмерное налоговое давление, отсутствие поддержки отечественного производителя породило много негативных явлений в коммерческой деятельности. Часть бизнеса «ушла в теневую экономику», а сами коммерческие отношения между участниками рынка нередко имели криминальную основу. Такая ситуация значительно снизила мотивацию граждан открывать собственное дело, проявлять инициативу, так как бизнес зачастую ассоциировали с криминалом, нарушением законов и нечестной конкуренцией. Также это повлияло и на формирование отрицательного отношения к бизнесмену, как к человеку, зарабатывающему деньги исключительно преступным путем.
Информация о работе Проблема развития предпринимательства в России