Проблема развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от политики государства. Для формирования эффективной государственной политики в отношении предпринимательства важно знать проблемы, с которыми сталкивается бизнес в стране, а также выявить основные приоритеты и перспективы его развития.
Целью данной курсовой работы является анализ состояния предпринимательства в современной России, основных проблем и перспектив его развития.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо проанализировать фактический материал по исследуемой проблеме и сделать выводы об основных проблемах, сдерживающих развитие предпринимательства, а также выявить наиболее эффективные направления создания благоприятной среды для развития предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и экономическая сущность предпринимательства 4
1.2 Формы и виды предпринимательства 10
1.3 Факторы и условия развития предпринимательства 14
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
2.1 История развития коммерческой деятельности в России 18
2.2 Общий обзор состояния предпринимательства в современной России. Анализ основных проблем развития предпринимательства. 23
2.3 Проблема государственной поддержки предпринимательства 26
2. 4 Перспективы развития предпринимательства в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализируя процесс развития и становления предпринимательства в России можно сделать вывод, что он происходил достаточно противоречиво, этапы интенсивного развития сменялись этапами «застоя». Такая специфика развития бизнеса в нашей стране во многом определила особенности функционирования предпринимательства в настоящее время, поэтому при анализе проблем и перспектив развития предпринимательской деятельности также стоит обращать внимание на исторические особенности формирования предпринимательской среды в России.

 

 

2.2 Общий обзор состояния  предпринимательства в современной  России. Анализ основных проблем развития предпринимательства.

 

В настоящее время  развитие предпринимательства в  России происходит неоднозначно. Многие предприятия малого и среднего бизнеса испытывают трудности, связанные с рядом неблагоприятных факторов, таких, например, как отсутствие доступного кредитования, чрезмерные налоговые сборы, коррупция и т.п.

Рассмотрим динамику и тенденции развития предпринимательства.

По состоянию на 2008 год преобладающими являются микропредприятия (до 5 чел.) и малые предприятия (по данным Российского статистического ежегодника). Наименьшую долю занимают средние предприятия (Рисунок 1). Однако, общая доля малого и среднего бизнеса в экономике мала и составляет около 15%, в то время как в развитых европейских странах и США она более 50%.

Рисунок 1.

За период 2008-2010 гг. количество средних и микропредприятий возросло, количество малых предприятий, наоборот, снизилось [9] (Рисунок 2).

Рисунок 2.

Увеличение числа микропредприятий некоторые специалисты связывают, во-первых, с перерегистрацией в  них малых предприятий, во-вторых, с выдачей государственных субсидий на открытие собственного дела. Сокращение количества малых предприятий в свою очередь зачастую связано с их банкротством.

Если рассматривать  структуру предпринимательства  по отраслям экономики, следует отметить, что наибольшую долю в сферах торговли и услуг населению составляют микропредприятия и малые предприятия, в то время как доля малых и средних предприятий в сферах промышленности и сельского хозяйства значительно меньше. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формируется предприятиями оптовой и розничной торговли.

Таблица 1 – Оборот малых  предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности на 2008 г. [9]

Сфера экономики

Оборот в млрд. руб.

Сельское хозяйство

170,7

Промышленность

1428,7

Обрабатывающие производства

1311,3

Строительство

1228,4

Оптовая и розничная  торговля, услуги населению (ремонт бытовых приборов и предметов личного пользования)

6095,5

Транспорт и связь

306,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

627,4


При этом доля бизнеса, связанного с инновационным производством  и высокими технологиями по-прежнему остается низкой. Согласно весьма приблизительным подсчетам, количество предприятий, которые используют объекты интеллектуальной собственности, то есть использует высокие технологии, в России составляет всего 3%. Практически основной проблемой в развитии инновационного предпринимательства в России является отсутствие достаточных инвестиционных вложений в эту сферу, особенно это касается малых предприятий. Банки традиционно не инвестируют малый бизнес, связанный с высокими технологиями, так как считают, что развитие такого бизнеса трудно предугадать. Такая ситуация создает барьер для разработки и освоения многих технологий.

Крупные предприятия  сосредоточены в основном в сырьевых сферах экономики (добыча и переработка  полезных ископаемых), а также отчасти в пищевой промышленности. При этом доля крупных предприятий, занятых инновационной деятельностью крайне мала. Такая ситуация не является самой благоприятной для экономики страны, так как ведет к избыточной концентрации и монополизации производства в сырьевой сфере, а также повышает зависимость экономики страны от наличия полезных ископаемых.

Поэтому основной из проблем  развития крупного бизнеса является увеличение доли крупных предприятий  в инновационных сферах экономики.

Рассматривая основные факторы, которые препятствуют развитию предпринимательства, можно заметить, что они достаточно разнообразны.

Например, по результатам исследований Мониторинга [8] предприниматели считают наиболее значимыми проблемами, мешающими бизнесу административное давление (71% опрошенных) и недоступность кредитования (52 % опрошенных) (Рисунок 3). Также актуальные проблема поиска кадров и помещений для бизнеса.

Рисунок 3

Также можно выделить целый ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  1. низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе; 
  2. неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
  3. налоговый пресс и несовершенство налогового законодательства;
  4. низкая заинтересованность населения в открытии собственного дела;
  5. слабая доступность кредитования и инвестирования в бизнес, несовершенство банковской системы;
  6. недостаток производственных площадей, офисов;
  7. коррупция, взятки;
  8. недостаток материальной базы для начала собственного дела;
  9. кадровые проблемы (проявляется в основном в нехватке квалифицированных кадров).

Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки.

 

    1. Проблема государственной поддержки предпринимательства

 

Для успешного развития предпринимательства необходимо также  и эффективная государственная  поддержка. Такие проблемы как коррупция, несовершенство законов, административные барьеры в состояние невозможно решить без специальных мер со стороны государства.

Правительство Российской Федерации в последние годы увеличило внимание к проблемам малого бизнеса.

Например в 2009 г. было принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР).

Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования бизнесинкубаторов, деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки.

Также было утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд рублей, принято решение выделить еще 15 млрд рублей на эти цели. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого и среднего бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соотвествовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие: 

  1. Госдумой РФ были внесены изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий. 
  2. Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Следует отметить, что  действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права  устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.  

Среди мер имущественно-инфраструктурной поддержки бизнеса можно выделить следующие:

  1. Упрощен доступ малых и средних компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов (в Татарстане, Москве и на базе Сбербанка) с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции; 
  2. Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, было подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.

Среди мер по снижению административного давления можно выделить следующие:

  1. Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля вступает в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности. 
  2. В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

Принятые и реализуемые  во 2009 г. меры поддержки малого и среднего бизнеса были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России.  

В сфере законодательства РФ также были приняты ряд изменений, направленных на улучшение состояние предпринимательства:

Информация о работе Проблема развития предпринимательства в России