Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы: изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности рынка рабочей силы и дать определение понятию «безработица».
2. Охарактеризовать формы безработицы.
3. Показать динамику безработицы в России.
4. Раскрыть социальные последствия безработицы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая природа безработицы, ее виды и формы 4
1.1 Особенности рынка рабочей силы. Понятие безработицы 4
1.2 Формы безработицы 9
Глава 2. Специфика безработицы в России 14
2.1 Динамика безработицы в России 14
2.2 Социальные последствия безработицы 20
Глава 3. Государственное регулирование занятости и безработицы 25
3.1 Пути снижения безработицы 25
3.2 Государственная политика в области содействия занятости населения 28
3.3 Гарантии государства в области занятости. Регулирование
занятости населения 34
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Создание условий  для роста само занятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание специальных  фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание центров  обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что  все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Государственная  политика в области содействия  занятости населения 

Законодательство  Российской Федерации о занятости  населения состоит из Конституции  Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

- развитие трудовых  ресурсов;

- обеспечение  равных возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

- обеспечение  социальной защиты в области  занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы:  

инвалиды;

граждане, имеющие  на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

лица, освобожденные  из мест лишения свободы;

молодежь в  возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;

лица предпенсионного  возраста (за два года до наступления  возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);

беженцы и вынужденные  переселенцы;

граждане, уволенные  с военной службы, и члены их семей;

одинокие и  многодетные родители, воспитывающие  несовершеннолетних детей, детей - инвалидов;

семьи, в которых  оба родителя признаны безработными;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской  и других радиационных аварий и катастроф; 

- предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности  органов власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления  в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

- координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; 

- координацию  деятельности государственных органов,  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

- обеспечение  занятости в местах проживания  коренных малочисленных народов  и других национальных меньшинств  Российской Федерации с учетом  их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

- международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая  вопросы, связанные с трудовой  деятельностью граждан Российской  Федерации за пределами территории  Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Важным принципом  с позиций обеспечения занятости  населения при стабилизации экономики  является нахождение компромисса между  экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей  формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого  направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых  принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

Касаясь второго  направления достижения динамичного  равновесия спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда, следует  отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда к 2015-2020 гг., показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. Здесь следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.

Ведь возникает  очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее  время возникает необходимость  активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки.

Одновременно  следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить  определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

При решении  вопросов регулирования занятости  населения важно учитывать специфические  черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма  как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного  движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством.

Вопрос сегодня  состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей  в экономическом пространстве должно происходить, прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.  
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Гарантии  государства в области занятости.  Регулирование занятости населения 
 

Государство гарантирует  гражданам Российской Федерации:

- свободу выбора  рода деятельности, в том числе  работы с разными режимами труда;

- охрану труда,  правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о труде;

- бесплатное  содействие в подборе подходящей  работы и трудоустройстве при  посредничестве органов службы занятости.

Информация о работе Проблемы безработицы в России