Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы: изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России, исследовать нормативное регулирование занятости населения в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности рынка рабочей силы и дать определение понятию «безработица».
2. Охарактеризовать формы безработицы.
3. Показать динамику безработицы в России.
4. Раскрыть социальные последствия безработицы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая природа безработицы, ее виды и формы 4
1.1 Особенности рынка рабочей силы. Понятие безработицы 4
1.2 Формы безработицы 9
Глава 2. Специфика безработицы в России 14
2.1 Динамика безработицы в России 14
2.2 Социальные последствия безработицы 20
Глава 3. Государственное регулирование занятости и безработицы 25
3.1 Пути снижения безработицы 25
3.2 Государственная политика в области содействия занятости населения 28
3.3 Гарантии государства в области занятости. Регулирование
занятости населения 34
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Государство гарантирует  безработным гражданам:

- бесплатные  профессиональную ориентацию, профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации по направлению  органов службы занятости;

- обеспечение  социальной поддержки;

- компенсацию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации материальных  затрат в связи с направлением  на работу (обучение) в другую  местность по предложению органов  службы занятости;

- бесплатные  медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность  заключения срочных трудовых  договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

макроэкономическое  регулирование, создающее общую  среду, содействующую эффективной  занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;

регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб  предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

регулирование отношений занятости с помощью  общественных организаций субъектов  этих отношений.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости  на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.

Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство осуществляет:

- разработку  мер финансово-кредитной, инвестиционной  и налоговой политики, направленных  на рациональное размещение производительных  сил, повышение мобильности трудовых  ресурсов, развитие временной и  самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

- правовое регулирование  в области занятости на основе  соблюдения законных прав и  интересов граждан и соответствующих  государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

- разработку  и реализацию федеральной и  территориальных программ содействия  занятости населения;

- создание федеральной  государственной службы занятости  населения.

 

Заключение  

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Занятость и безработица: содержание и государственное регулирование" можно сделать ряд выводов:

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов. Поэтому процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно  должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованных источников и литературы. 

  1. Нормативно-правовые акты

 1. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.).

  1. Литература.

2. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ,1999. 561с.

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2003. 568 с.
  2. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах. Белгород: Белаудит, 2002. 212с.
  3. Занятость и политика на рынке труда в некоторых странах с переходной экономикой. Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Выпуск 5. М.: Бюро МОТ, 2000. 361с.
  4. Луссе А. В. Макроэкономика. СПб.: Литера плюс, 2002. 128с.
  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика 1995. 159с.
  6. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник. М.: Финстатинформ, 2000. 381с.
  7. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Серов Д.О. Новые лишние. // ЭКО. 2002. №8.
  8. Прокопов. М. И. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 1999. № 2,3. .
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.:  Политиздат, 1999. 603с.
  10. Рофе А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда, учебное пособие. М.: МИК,1997. 128с.
  11. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Экономическая теория  труда. М.: ИНФРА-М, 2000. 243с.
  12. Рынок труда и занятость населения.// Вопросы статистики. 2004. №9.
  13. Статистический сборник.// Россия в цифрах. 2005 . ноябрь.
  14. Четвернина Т. Страхование от безработицы. //Отечественные записки. 2003. №3 (12).
  15. Экономика: Учебник - 3-е изд., перераб.  и доп. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. 245с.
  16. Экономическая теория / Под ред. д-ра экон.  наук, проф. В.Д. Камаева. М.: ВЛАДОС, 2002. 156с.
  17. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2002. 168с.
 

3. Интернет – источники. 

  1.  Бутрин Д. Наше безработное завтра. // http://www.gazeta.ru. (дата обращение 17.11.2011).
  2. В России снижается безработица. //www. klerk.ru. (дата обращение 17.11.2011).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      

Информация о работе Проблемы безработицы в России