Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является попытка изучить российскую бедность в экономическом аспекте, ее особенности и способы преодоления. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

изучение понятий «бедность»
проанализировать методы измерения уровня бедности
определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
исследовать особенности и характерные черты бедности в России.
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты бедности как экономической категории
5
1.1 Сущность и причины бедности 5
1.2. Основные подходы к анализу бедности и ее показатели 8
2.2. Динамика бедности и система государственных мер по ее снижению 17
2. 3 Опыт зарубежных стран в анализе и регулировании бедности 25
Заключение 36
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

cmin i – среднедушевая  величина прожиточного минимума  для i-го домохозяйства, рассчитанная  с учетом его половозрастной  структуры;

di – среднедушевой  доход i-го домохозяйства, имеющего  доходы ниже прожиточного минимума.

4. Индекс глубины бедности- отношение средней величины дефицита дохода по сравнению с прожиточным минимумом к общему количеству семей в выборке по данному региону.

 

 

где S - общая численность  обследованного населения;

(cmin i – di): cmin i – относительный  уровень дефицита дохода в  расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

5. Индекс остроты бедности – средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный к общему количеству семей в выборке по данному региону. Придает больший вес дефициту доходов более бедных семей.

 
  2. Проблема измерения бедности в РФ

 
2.1. Особенности бедности РФ и существующий метод ее измерения. 
         Бедность в условиях переходного периода в России приобрела характер массового явления. Однако было бы исторически неверно полностью относить ее распространение к издержкам проводимых преобразований.

Рост уровня бедности в 90-е годы был предопределен уравнительным  административным распределением и  перераспределением благ и услуг при низком уровне их развития еще в дореформенный период. Несмотря на то, что явление бедности в условиях командно-административной экономики отрицалось, фактически оно существовало в виде малообеспеченности.

В условиях переходного периода долговременные факторы распространения бедности, связанные с замедлением экономического роста, низким административно регулируемым жизненным стандартом, сложившимся в дореформенный период, дополнились резким падением реальных доходов и нестабильностью их получения, падением покупательной способности, в том числе по товарам и услугам первой необходимости, безработицей и вынужденными неоплаченными отпусками, хроническими задержками выплат заработной платы, пенсий, пособий, что привело к беспрецедентному росту бедности.

При этом бедность в бывших соцстранах и, в частности, в России носит относительный, а не абсолютный характер. В России и бывших соцстранах люди, относившиеся к бедным, имеют, как правило, жилье, одежду, работу, радиоприемники, телевизоры и многое другое, в то время как во многих районах Африки или Азии бедность означает зачастую полное отсутствие медицинского обслуживания, доступа к чистой воде, неграмотность.

Доходы большинства  российских бедных составляют чуть меньше доллара в день, тогда как у основной части бедняков в Латинской Америке они не превышают 10-15 центов.

Особенностью распространения  бедности в условиях переходного  периода является резкое изменение  ее структуры. За чертой бедности оказалось  не только возросшее число традиционно уязвимых категорий населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи), но и «новые бедные» – безработные, малооплачиваемые работники и их иждивенцы, беженцы, вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства. В последние годы появились и «новейшие бедные», в том числе те, кого затронули массовые задержки выплаты заработной платы, социальных пособий, пенсий; те, кто уже успел потерпеть неудачу в сфере предпринимательства, самозанятости, операций с собственностью и не имеет устойчивого текущего дохода выше установленного минимума; трудоспособные граждане, ставшие неконкурентоспособными в результате изменившихся требований и структуры спроса на рынке труда; пострадавшие в результате более рискованных форм и видов занятости в неофициальном секторе экономики.

Кроме того, возросло число  лиц без определенного места  жительства, доход которых, как правило, если он имеется, не превышает черты  бедности.

Сегодня проблема бедности в России сконцентрирована не в селах, традиционно считающихся наиболее уязвимой в этом смысле зоной, а в малых городах, где уже нет ресурсов села, но еще не сформировались ресурсы крупного города, которые способны выступать компенсаторными механизмами погашения бедности и предоставления возможностей на рынке труда.

В отличие от стран  Запада, а также от России дореформенного периода, основной контингент российской бедноты переходного периода  – трудоспособные граждане, в том  числе работающие.

Еще более негативные последствия для сохранения качества рабочей силы и даже для ее воспроизводства имеет динамика соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума.

Отечественная модель переходной экономики не только зафиксировала, но и воспроизводит резкую диспропорцию между ценой труда и уровнем  цен на другие виды ресурсов. Если в 1990 г. работник, получающий среднюю заработную плату (включая выплаты социального характера), был в состоянии обеспечить на уровне чуть выше прожиточного минимума себя и еще трех иждивенцев, то в начале 1997 года он не мог обеспечить даже одного иждивенца на уровне бедности.

Положение работающего  населения усугубляется хроническим  характером задолженности по выплате  зарплаты, что является грубейшим  нарушением прав на труд и социальное обеспечение и противоречит статье 12 Международной конвенции о защите заработной платы, принятой в 1949 году. В последние годы около 50% работающих россиян не получали заработную плату вовремя. Наиболее сложная ситуация с выплатой заработной платы сложилась на предприятиях строительства, сельского хозяйства, науки и научного обслуживания, т.е. в тех отраслях, где заработная плата большинства работников и без того едва достигает прожиточного минимума. Около 80% задолженности приходится на отрасли социальной сферы.

Сохранение высокого удельного веса работников, получающих вознаграждение, не достигающее прожиточного минимума, рост безработицы без адекватных социальных гарантий, а также перманентное использование по инициативе администрации вынужденных неоплачиваемых отпусков, являющихся фактически одной из скрытых форм безработицы, привели к тому, что, по меньшей мере, три четверти сегодняшних бедняков в России представляют экономически активное население.

Ускоряющееся падение  реальной стоимости пенсий, даже средние  размеры которых не обеспечивают минимальных стандартов существования, ставит пенсионеров в неравноправное положение относительно лиц допенсионных возрастов, реальные доходы которых сокращаются несколько медленнее и у которых объективно больше возможностей адаптироваться к новой экономической ситуации.

Традиционно высокой  остается доля лиц за чертой бедности в семьях с высокой иждивенческой  нагрузкой, в неполных семьях. Динамика уровня бедности среди них свидетельствует  о том, что способность адаптации  семей к новым условиям жизнедеятельности  тесно связана с их демографической структурой: числом членов, составом по полу, возрасту.

Риск бедности возрастает при отсутствии второго заработка  в семье, низких доходах в связи  с высоким уровнем иждивения  и т.п. Согласно данным обследования уровня жизни семей с детьми, появление первого ребенка увеличивает вероятность бедности в среднем на 9 процентных пунктов, второго – еще на 12, а третьего и последующих – на 16 процентных пунктов.

По данным мониторингового  обследования уровня жизни семей  в краях и областях РФ от 60 до 90% семей за чертой бедности составляли семьи с детьми до 18 лет.

 

Cуществующий метод измерения бедности в России

 В России используется  абсолютная концепция измерения  бедности. Для измерения абсолютного  уровня бедности в качестве  критерия статистические службы используют социальные нормативы, разработанные и утвержденные правительственными и законодательными органами. 
           В качестве черты бедности в РФ используется прожиточный минимум, который относится к числу наиболее важных социальных нормативов. Он представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

 

2.2. Динамика бедности  и система государственных мер  по ее снижению

Оценка Росстата величины прожиточного минимума в 2006 году в целом  на основе поквартальных данных составила 3422 руб. Таким образом, если рассматривать  весь 2006 год, то 21,6 млн человек жили за абсолютной чертой бедности (15,3% населения). По сравнению с 2005 годом, численность абсолютно бедного населения сократилась на 3,6% (на 2,4 млн человек).

Таблица 2. Численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода1)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 млн. человек

36,5

42,3

40,0

35,6

29,3

25,2

25,2

21,6

 в процентах от  общей численности

населения

24,8

29,0

27,5

24,6

20,3

17,6

17,7

15,3

Дефицит денежного дохода:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

34,9

199,2

238,6

250,5

235,4

225,6

285,5

275,5

 в процентах от  общего объема 

денежных доходов населения

3,9

5,0

4,5

3,7

2,6

2,1

2,1

1,6


 

Если взглянуть на половозрастной состав населения с  доходами ниже величины прожиточного минимума, то оказывается, что в 2006 году, по данным Росстата, 65,7% абсолютно бедных россиян – это граждане трудоспособного  возраста (мужчины и женщины с 16 до 59 или 54 лет соответственно) (таб. 3).

При этом, начиная с  посткризисного 1999 года, их доля в структуре  населения с доходами ниже величины прожиточного минимума стабильно возрастает.

 

 

Таблица 3. Распределение населения  с доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам, в % к итогу.2

 

1992

1994

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Все население с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

дети в возрасте до 16 лет 

28,3

29,8

30,1

27,8

25,0

24,4

24,2

23,0

22,7

21,9

21,8

21,2

молодежь от 16 до 30 лет

17,7

19,3

19,5

20,1

20,5

22,9

23,7

24,9

25,2

26,1

25,6

25,6

женщины от 31 до 54 лет

17,4

20,1

21,8

20,9

21,6

21,3

21,6

21,6

21,5

21,4

21,2

21,1

мужчины то 31 до 59 лет

16,8

19,7

18,7

18,5

18,4

18,2

18,3

18,4

18,5

18,7

18,7

19,0

женщины старше 55 лет

15,2

9,0

7,9

9,6

10,8

 

13,2

 

12,2

8,6

8,7

8,7

9,1

9,5

мужчины старше 60 лет

4,6

2,1

2,0

3,1

3,7

3,5

3,4

3,3

3,5

3,6

Информация о работе Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России)