Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:13, курсовая работа
Целью данной работы является попытка изучить российскую бедность в экономическом аспекте, ее особенности и способы преодоления. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:
изучение понятий «бедность»
проанализировать методы измерения уровня бедности
определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
исследовать особенности и характерные черты бедности в России.
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты бедности как экономической категории
5
1.1 Сущность и причины бедности 5
1.2. Основные подходы к анализу бедности и ее показатели 8
2.2. Динамика бедности и система государственных мер по ее снижению 17
2. 3 Опыт зарубежных стран в анализе и регулировании бедности 25
Заключение 36
Список литературы 37
Обращает на себя внимание тот факт, что более четверти бедного населения – это россияне в возрасте 16-30 лет, т.е. наиболее социально активная группа населения. Кроме того, это единственная группа, доля которой в половозрастной структуре бедного населения постоянно увеличивается с 1992 года. Таким об разом, среди бедных все больше становится людей молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Причем соответствующая динамика более чем устойчивая и многолетняя (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика доли молодежи 16-30 лет в структуре населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Увеличение бедных среди молодежи нуждается в объяснении причин столь тревожного явления. Тот факт, что именно к данной возрастной категории относятся студенты вузов, получающие стипендии в размерах, гарантирующих им нахождение ниже черты бедности, заставляет обратить внимание на рост численности студентов. Соответствующая динамика впечатляет: если в 1990 году в России насчитывалось 2,8 млн. студентов, то в 2006 году их стало уже 7,8 млн. (рост в 2,8 раза). А вот предположение о том, что растущая доля молодежи среди бедных объясняется также ростом безработицы в данной категории населения, не находит подтверждения. Если число безработных в возрасте до 29 лет в 1992 году составляло 48,5% от общей численности безработных, то в 2006 году этот показатель составил 45%.
Необходимо также отметить тот факт, что вопреки сложившемуся мнению, пенсионеры среди бедных составляют отнюдь не самую многочисленную группу. Суммарно женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет составляли в 2006 году 13,1% (8,7%+3,4% соответственно) от общего числа бедных.
Кроме того, необходимо учитывать, что для данной категории граждан установлена более низкая величина прожиточного минимума. По-видимому, дело в том, что трудоспособное население гораздо в большей степени скрывает свои «теневые» доходы по сравнению с пенсионерами, у которых, к тому же, их меньше. Вот и получается, что пенсионеры с их официальными пенсиями, позволяющими балансировать на грани прожиточного минимума, выглядят чуть ли не самой обеспеченной прослойкой населения.
Показатель количества граждан, проживающих за чертой бедности, существенно варьируется не только в зависимости от пола и возраста, но и в зависимости от региона. Межрегиональные различия связаны как с различиями в суммах располагаемых денежных доходов жителей той или иной области и с разной стоимостью жизни (установленным в регионе прожиточным минимумом, уровнем потребительских цен), так и с общим уровнем социально - экономического развития того или иного региона.
Таблица 4. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (выборочно, по регионам, 2006 год)3
Регион |
доля населения, % |
Ингушетия |
57,4 |
Ивановская область |
35,2 |
Эвенкийский АО |
25,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
7,0 |
Ханты Мансийский АО |
7,9 |
Тюменская область |
11,5 |
Санкт-Петербург |
9,7 |
Свердловская область |
12,2 |
… |
… |
Москва |
13,5 |
Так, по результатам 2006 года в Ингушетии практически 57,4% жителей признаны официальной статистикой абсолютно бедными, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе таковых насчитывалось лишь 7% населения (табл.4).
И такая раскладка вполне закономерна. Ведь Ингушетия относится к кризисным регионам, подвергшимся масштабным общественно-политическим конфликтам, вследствие чего экономика региона находится в далеко не лучшем состоянии. Прочие регионы с численностью бедного населения выше среднероссийского уровня также зачастую относятся к депрессивным и слаборазвитым регионам, экономика которых находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой. Бедность в таких регионах носит застойный, хронический характер, она перестает быть временным явлением. Человек зачастую считается бедным уже по факту проживания в таком регионе.
Регионы с относительно невысокой численностью населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (Санкт-Петербург и Москва, Тюменская и Свердловская области), в основном, относятся к благополучным регионам с высоким потенциалом экономического развития.
При оценке реального количества бедного населения представляется необходимым учитывать также тех граждан, которые подвергаются потенциальному риску оказаться в любой момент за чертой бедности, т.е. тех людей, доходы которых на незначительную величину превышают прожиточный минимум. Для примера, в качестве «опасной зоны» будем считать уровень среднедушевых доходов, на 5% превышающий прожиточный минимум. Значит, те граждане, доход которых в 2006 году был ниже 3593 руб. в месяц, т.е. превышал прожиточный минимум всего на 171 руб., подвергаются потенциальному риску бедности. Это те граждане, которые, хотя формально и не находятся за абсолютной чертой бедности, но фактически их материальное положение не лучше, чем у официально бедного населения. Повышение порога бедности на 5% приводит к возрастанию доли бедного населения до 16% или на 1,1 млн. человек.
На сегодняшний день Росстат насчитал в России 19 млн бедных. Численность населения России с доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам II квартала составила 19,1 млн человек (13,6% от общего числа граждан). Данный показатель сократился на 2 млн человек в годовом исчислении и на 1,5 млн по сравнению с I кварталом 2010 года, свидетельствуют данные Росстата.
Самый низкий уровень бедности в РФ в постсоветском периоде был зафиксирован по итогам 2009 года — 13,1% от общего числа россиян.
Во II квартале величина прожиточного минимума в РФ составила 5, 625 тысячи рублей, что на 1,9% больше результата I квартала. При этом для трудоспособного населения он составил 6,070 тысячи рублей, для пенсионеров — 4,475 тысячи рублей, детей — 5,423 тысячи рублей.
В I квартале данный показатель был установлен на уровне 5,518 тысячи рублей.
Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим.
Проводимая в Российской Федерации в последние годы социальная политика позволила повысить уровень и качество жизни российских граждан. В течение последних пяти лет отмечается устойчивый рост реальных денежных доходов населения.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время выше, чем в 2000 году, более чем в 1,7 раза. По предварительным данным Росстата в 2005 г. этот показатель составил 108,8 %. В номинальном выражении денежные доходы населения возросли в 2005г. по сравнению с 2000г. в 3,4 раза и составили 7848 руб. Рост доходов в значительной степени обеспечен проводимыми Правительством Российской Федерации мероприятиями по повышению заработной платы, пенсий и пособий.
В целях усиления материальной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей повышены размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1 января 2005 года увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6 тыс. рублей, а с 1 января 2006 года - до 8 тыс. рублей. Также с 1 января 2006 года повышен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 500 до 700 рублей.
Новый порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи, введенный с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, также способствовал повышению материального положения отдельных категорий населения. Натуральные льготы гражданам заменены на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и предоставление набора социальных услуг. На 1 января 2005 года около 14,5 миллиона человек имели право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета, и около 35 млн. граждан – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2005 году на эти цели в федеральном бюджете было израсходовано 208,6 млрд. рублей, в региональных бюджетах – 92,6 млрд. рублей. Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть ветеранов и инвалидов, которые получили прибавку к пенсии от 600 до 2000 рублей в месяц.
В целом за 2000 – 2005 годы численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась более чем на 19 млн. человек.
Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения является одной из пяти стратегических целей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Каждая страна формирует
собственную систему
Правительство Швеции выделяет на ближайшие три года 23 млрд. крон (2,3 млрд. евро), которые будут направлены прежде всего на поддержку безработных, развития профессионального образования и инфраструктуры.
В представленном правительством пакете указывается, в частности, что уже в 2009г. на поддержку безработных и развития профессионального образования государство намерено выделить 8,3 млрд. крон (830 млн. евро), в 2010-8,8 млрд. крон (880 млн. евро) и в 2011г.4
Вообще, в Швеции наблюдается один из самых низких уровней бедности в странах Западной Европы и ОЭСР. В шведской экономической политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Ее результатами являются активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность). Госсектор занимается аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели. Шведские власти считают, что лучше проводить переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем тратить огромные суммы на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы. Значительная часть издержек на политику на рынке труда Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование.
Среди наиболее развитых промышленных стран мира США и Япония лидируют по уровню относительной бедности своего населения. По данным ОЭСР, семей, получающих менее половины среднего дохода по стране, в США 13,7%, в Японии – 13,5%. Рост относительной бедности в Японии эксперты связывают, во-первых, с затяжным периодом экономической депрессии. За последние десять лет количество служащих с временными контрактами и низкими зарплатами выросло с 19 до 30%. Во-вторых, нарастание разрыва между богатыми и бедными вызвано продолжающимся старением населения Японии, в результате которого многие люди старше 60 лет продолжают трудиться, но при этом получают более низкие зарплаты, чем молодые люди. Усилия японского правительства по сокращению уровня бедности направлены на реализацию следующих мер: сокращение количества мер защиты для работников на постоянной основе, чтобы уменьшить стимул для найма работников на временной основе; расширение охвата работников на временной основе социальным страхованием как на уровне предприятий, так и на уровне всей социальной системы; увеличение системы переподготовки кадров; распределение социальных расходов так, чтобы в них увеличилась доля низкодоходных домохозяйств; направление социальных расходов на уязвимые группы населения.5
В США и Японии программы социальной помощи разрознены и адресно направлены на отдельные категории неимущих. Пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы сдерживать процесс обеднения, но не устранять его. Подобная политика исходит из логики, что состояние бедности является результатом личного выбора индивида, и государство не должно вмешиваться в процесс формирования индивидуального благосостояния.
Отсутствие материальных
ресурсов является важнейшим, но не единственным
фактором бедности. Ряд исследователей
отмечают взаимообусловленность
Бедность в Латинской Америке – явление традиционное и огромная проблема в странах этого региона. Бразилия и Чили – две страны, дальше всех продвинувшиеся на пути борьбы с бедностью. В Бразилии доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась с 41,4% в 1990 г. до 29,9% в 2001 г., а в Чили – с 33,3% в 1990 г. до 18,8 в 2003 г.6Хотя успех Бразилии и Чили в сокращении бедности впечатляет, их темпы экономического роста сильно отличаются. В Бразилии ВНП на душу населения практически не вырос, а в Чили рост был довольно значительным (4,1% в 1990-е гг. и 2,1% в 2000-2003 гг.). Это позволило Чили на 30% сократить разрыв в ВНП на душу населения по сравнению с развитыми странами. В Чили около 85% сокращения бедности произошло благодаря экономическому росту. В то время как в Бразилии 70% снижения объясняется перераспределение дохода. Значительные инвестиции в социальную сферу привели к сокращению абсолютной, но не относительной бедности, поскольку улучшение качества жизни бедных слоев происходило одновременно с увеличение доходов наиболее богатых. Чили и Бразилия, несмотря на относительные успехи в борьбе с бедностью и нищетой, остаются странами с высокими показателями уровня неравенства.
Политика государства по отношению к тем, кто не может самостоятельно достичь признанного (минимально) необходимым стандарта уровня жизни, прежде всего зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны и степени неравенства в распределении ресурсов. Изучение опыта зарубежных стран показывает, что правительства развивающихся стран, как правило, связывают стратегии, направленные против бедности, с общими планами развития (например, делая акцент на универсальные программы), в то время как правительства развитых стран поддерживают самостоятельные стратегии сокращения бедности, делая акцент на их целевую направленность. Действительное сокращение уровня бедности достигается, когда государственная политика регулирования направлена на рост занятости населения, увеличение социальных инвестиций и реализацию специфических программ, ориентированных на борьбу с бедностью.