Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является попытка изучить российскую бедность в экономическом аспекте, ее особенности и способы преодоления. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

изучение понятий «бедность»
проанализировать методы измерения уровня бедности
определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
исследовать особенности и характерные черты бедности в России.
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты бедности как экономической категории
5
1.1 Сущность и причины бедности 5
1.2. Основные подходы к анализу бедности и ее показатели 8
2.2. Динамика бедности и система государственных мер по ее снижению 17
2. 3 Опыт зарубежных стран в анализе и регулировании бедности 25
Заключение 36
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Совершенствование системы мер по снижению бедности в нашей стране

 
3.1. Реформирование государственной программы помощи бедным слоям населения

Для формирования эффективной  стратегии сокращения бедности нужно  определить характер и структуру  бедности. Важно понять, что представляют собой бедные в России и в чем  причина их бедности. В этом отношении принципиальным вопросом является выявление наиболее уязвимых категорий населения, определение очагов глубокой бедности, воздействие общего улучшения экономической ситуации на которые может оказаться весьма ограниченным. Основные выводы относительно выявления уязвимых групп населения, сделанные специалистами Всемирного Банка, такие:

  • В сельской местности вероятность бедности выше (30,4% сельского населения живут за чертой бедности, тогда как доля бедных среди горожан – 15,7%);
  • Проживание в малых или удаленных от центра городах связано с более высоким риском бедности, чем проживание в крупных городах (доля бедных в Москве – 6,6%, в других городах – 17%);
  • У детей выше риск бедности. Среди детей до 16 лет уровень бедности значительно выше среднего – 26,7%;
  • Вероятность оказаться за чертой бедности для горожан с образованием не выше начального на 50% выше, чем для остальных россиян.

Рассмотрение проблемы на более общем уровне приводит к  следующим выводам:

  • Большинство бедных проживает в работающих семьях, где работает хотя бы один член домохозяйства (около 88%);
  • Около трети бедных проживают в домохозяйствах, не имеющих детей. Еще треть – с одним ребенком;
  • Большинство бедных проживают в городах (58,5%, притом, что 73,2% россиян проживают в городах).

Доклад Всемирного банка  о бедности в России, безусловно, является качественным и своего рода уникальным исследованием. Его заслугой можно считать широкую информационную основу и неординарную, по крайней  мере, для российской практики методологическую базу.

Важно уделить внимание рассмотрению бедности в разрезе  ее глубины, то есть необходимости повышения  уровня жизни тех граждан, чьи  доходы больше всего отстают от прожиточного минимума. Другими словами, существует необходимо сконцентрировать усилия по борьбе с бедностью на оказании помощи наиболее бедным среди бедных.

 В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:

-На первом этапе  (2002-2010 гг.) реализации Программы  намечены меры по уменьшению  на 25% число отстающих по основным  социально-экономическим показателям  субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.

-На втором этапе  (к концу действия Программы  в 2015 году) предусмотрено сокращение  межрегиональных различий в доходах  на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в  2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Методика регионального  регулирования минимальных душевых  доходов (апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная  характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской  области). Положительной стороной является оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

При всем различии форм организации  адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

Анализ показывает, что  масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к  распределению государственной  социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Сдерживающими факторами  для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

  1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
  2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
  3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.

В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.

 

Основными директивные акты этого  положения:

  • Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;
  • Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.

Исходя из положений указанных  документов, к основным подходам по совершенствованию предоставления мер социальной защиты населения, в  том числе при оплате жилья  и коммунальных услуг, можно отнести:

  • усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
  • повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);
  • перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
  • приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
  • сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
  • упразднение социально неоправданных льгот.

 

Если рассматривать  борьбу с бедностью как необходимость  снижения уровня бедности в России, то наиболее эффективным решением была бы программа помощи тем гражданам, чьи доходы наиболее близки к уровню прожиточного минимума, то есть «наиболее богатым» среди бедных. В результате «наиболее богатые» среди бедных перестанут относиться к группе бедных, и достижение количественных показателей снижения бедности в России будет обеспечено. Одновременно, данная программа может совершенно не касаться повышения уровня жизни наименее обеспеченных граждан в группе бедных, что недопустимо.

Опыт переходного периода в России еще раз подтвердил, что отдельные программы по отставания доходов от скачкообразного увеличения потребительских цен не могут заменить комплексную социальную стратегию, направленную на приспособление населения к меняющимся условиям жизнедеятельности.

В действующем законодательстве России закреплена система защиты населения  от риска потери трудоспособности, болезни, инвалидности, безработицы  и др. Введена единая государственная  система пособий на детей, льготы и компенсации группам населения, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, межнациональных конфликтов. Но, по сути, новные принципы предоставления пособий, в частности на детей, – всеобщность, уравнительность при мизерных размерах – сохранились с дореформенного периода.

Государственное вспомоществование не устраняет причин бедственного экономического положения получателей пособий. А низкие размеры пособий не могут стать действенной поддержкой даже наиболее обездоленным. Их привязка к размерам минимальной заработной платы не имеет ни экономического, ни социального смысла.

В целях сократить  зависимость от государственных  пособий трудоспособных, но не работающих граждан необходима разработка мер, направленных на повышение их внутренних ресурсов самообеспечения, а также  на стимулирование личной трудовой мотивации. Конечной целью является предоставление людям более широкого выбора путем как расширения возможностей использования их потенциала, так и внедрения в их сознание чувства личной ответственности.

Для достижения наибольшей эффективности социальные меры должны быть максимально приближены к конкретным условиям жизнедеятельности и обращены к семье, к личности, с ее индивидуальными проблемами и возможностями адаптации к новым экономическим условиям.

Для того чтобы замедлить  распространение бедности в нынешних условиях, на сегодняшний день необходимо:

  • сформировать комплексную долгосрочную стратегию, учитывающую структурные причины бедности и направленной не только на снижение общего уровня бедности за счет усредненных показателей, но и направленную на ограничение очагов бедности, ставших уже хроническими, – региональных, по виду и отрасли занятости, семейному статусу;
  • переориентация государственной поддержки с мер социального вспомоществования на создание правовых, экономических, социальных условий для самообеспечения на трудовой основе;
  • приведение социальных функций государства в соответствие с его ресурсами и возможностями, отказаться от дореформенных методов всеобщего уравнительного перераспределения средств налогоплательщиков;
  • высвободить средства для целевой адресной помощи нетрудоспособным гражданам и нуждающимся;
  • реанимация социальной ответственности частного сектора, общественных структур, семей и отдельных граждан при усилении координирующей роли государства.

 

Заключение

В данной работе были проанализированы теоретико-методологические аспекты проблемы бедности, а также эмпирические способы получения показателей бедности. Если теоретическое понятие определяет, что такое бедность, то методы: ее эмпирического измерения направлены на выяснение, кто такие бедные или кого следует считать бедными.

Существует абсолютная и относительная и субъективная бедность. Концепция абсолютной бедности предполагает определение абсолютного  уровня средств, которые обеспечивают удовлетворение основных биологических потребностей человека. Относительная бедность базируется на понятии прожиточного минимума. Субъективная бедность зависит от возможности или невозможности реализовать свой потенциал.

В основе расчета прожиточного минимума в РФ – минимальная продовольственная корзина, стоимость которой составляет 68% всего социального набора – для бедных. Недооценка официальными органами действительного уровня бедности затрудняет борьбу с ней.

Российская бедность носит относительный характер. Важнейшая  ее особенность – отсутствие взаимосвязи между бедностью и уровнем экономического роста. Основной контингент российских бедных – трудоспособные граждане, в том числе и работающие (сотрудники бюджетной сферы, интеллигенция). В сельской местности бедных больше, чем в городской. Высокая доля бедных среди пенсионеров и в неполных семьях.

В качестве основных направлений  стратегии сокращения бедности в  России, согласно рекомендациям Всемирного Банка, должны стать повышение адресности социальной политики. Необходимо также создание правовых, экономических, социальных условий для самообеспечения на трудовой основе.

 

 

Список литературы

 

  1. Румашевская Н. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М., 1998.
  2. Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности. // Менеджмент №3–2004.
  3. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счёта. // Человек и труд. №7–2001
  4. И.А. Николаев, Е.В. Марушкина Аналитический доклад ФБК            «Бедность в России: экономический анализ», 2005,http://www.fbk.ru
  5. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева «экономическая теория» учебник-М., Юрайт – Издат, 2005.-557с.
  6. В. С. Сычева  «Бедность и её измерение»
  7. Л. О. Лучкина О бедности и определении прожиточного минимума \\ Мировая экономика  и международные отношения 1993
  8. К. Р. Макконнелл С. Л. Брю «экономикс» (14 издание)
  9. www.gks.ru –Федеральная служба Государственной статистики
  10. http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=6398 –Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
  11. статья Н. П. Попова (доктор исторических наук) «Как измерить бедность
  12. В.Г. Зинин Государственная политика сокращения бедности, 2003 www.councill.gov.ru
  13. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/BEDNOST.html -Онлайн Энциклопедия Кругосвет

Информация о работе Проблемы измерения и динамика уровня бедности (мировой опыт и особенности России)