Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:13, курсовая работа
Целью данной работы является попытка изучить российскую бедность в экономическом аспекте, ее особенности и способы преодоления. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:
изучение понятий «бедность»
проанализировать методы измерения уровня бедности
определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
исследовать особенности и характерные черты бедности в России.
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты бедности как экономической категории
5
1.1 Сущность и причины бедности 5
1.2. Основные подходы к анализу бедности и ее показатели 8
2.2. Динамика бедности и система государственных мер по ее снижению 17
2. 3 Опыт зарубежных стран в анализе и регулировании бедности 25
Заключение 36
Список литературы 37
3. Совершенствование системы мер по снижению бедности в нашей стране
3.1.
Реформирование государственной программы
помощи бедным слоям населения
Для формирования эффективной стратегии сокращения бедности нужно определить характер и структуру бедности. Важно понять, что представляют собой бедные в России и в чем причина их бедности. В этом отношении принципиальным вопросом является выявление наиболее уязвимых категорий населения, определение очагов глубокой бедности, воздействие общего улучшения экономической ситуации на которые может оказаться весьма ограниченным. Основные выводы относительно выявления уязвимых групп населения, сделанные специалистами Всемирного Банка, такие:
Рассмотрение проблемы на более общем уровне приводит к следующим выводам:
Доклад Всемирного банка
о бедности в России, безусловно,
является качественным и своего рода
уникальным исследованием. Его заслугой
можно считать широкую
Важно уделить внимание рассмотрению бедности в разрезе ее глубины, то есть необходимости повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума. Другими словами, существует необходимо сконцентрировать усилия по борьбе с бедностью на оказании помощи наиболее бедным среди бедных.
В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:
-На первом этапе
(2002-2010 гг.) реализации Программы
намечены меры по уменьшению
на 25% число отстающих по основным
социально-экономическим
-На втором этапе
(к концу действия Программы
в 2015 году) предусмотрено сокращение
межрегиональных различий в
Методика регионального
регулирования минимальных
Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительной стороной является оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
В основу стратегии, направленной на
совершенствование мер социальн
Основными директивные акты этого положения:
Исходя из положений указанных
документов, к основным подходам по
совершенствованию
Если рассматривать борьбу с бедностью как необходимость снижения уровня бедности в России, то наиболее эффективным решением была бы программа помощи тем гражданам, чьи доходы наиболее близки к уровню прожиточного минимума, то есть «наиболее богатым» среди бедных. В результате «наиболее богатые» среди бедных перестанут относиться к группе бедных, и достижение количественных показателей снижения бедности в России будет обеспечено. Одновременно, данная программа может совершенно не касаться повышения уровня жизни наименее обеспеченных граждан в группе бедных, что недопустимо.
Опыт переходного периода в России еще раз подтвердил, что отдельные программы по отставания доходов от скачкообразного увеличения потребительских цен не могут заменить комплексную социальную стратегию, направленную на приспособление населения к меняющимся условиям жизнедеятельности.
В действующем законодательстве
России закреплена система защиты населения
от риска потери трудоспособности,
болезни, инвалидности, безработицы
и др. Введена единая государственная
система пособий на детей, льготы
и компенсации группам населени
Государственное вспомоществование не устраняет причин бедственного экономического положения получателей пособий. А низкие размеры пособий не могут стать действенной поддержкой даже наиболее обездоленным. Их привязка к размерам минимальной заработной платы не имеет ни экономического, ни социального смысла.
В целях сократить зависимость от государственных пособий трудоспособных, но не работающих граждан необходима разработка мер, направленных на повышение их внутренних ресурсов самообеспечения, а также на стимулирование личной трудовой мотивации. Конечной целью является предоставление людям более широкого выбора путем как расширения возможностей использования их потенциала, так и внедрения в их сознание чувства личной ответственности.
Для достижения наибольшей эффективности социальные меры должны быть максимально приближены к конкретным условиям жизнедеятельности и обращены к семье, к личности, с ее индивидуальными проблемами и возможностями адаптации к новым экономическим условиям.
Для того чтобы замедлить распространение бедности в нынешних условиях, на сегодняшний день необходимо:
В данной работе были проанализированы теоретико-методологические аспекты проблемы бедности, а также эмпирические способы получения показателей бедности. Если теоретическое понятие определяет, что такое бедность, то методы: ее эмпирического измерения направлены на выяснение, кто такие бедные или кого следует считать бедными.
Существует абсолютная и относительная и субъективная бедность. Концепция абсолютной бедности предполагает определение абсолютного уровня средств, которые обеспечивают удовлетворение основных биологических потребностей человека. Относительная бедность базируется на понятии прожиточного минимума. Субъективная бедность зависит от возможности или невозможности реализовать свой потенциал.
В основе расчета прожиточного минимума в РФ – минимальная продовольственная корзина, стоимость которой составляет 68% всего социального набора – для бедных. Недооценка официальными органами действительного уровня бедности затрудняет борьбу с ней.
Российская бедность носит относительный характер. Важнейшая ее особенность – отсутствие взаимосвязи между бедностью и уровнем экономического роста. Основной контингент российских бедных – трудоспособные граждане, в том числе и работающие (сотрудники бюджетной сферы, интеллигенция). В сельской местности бедных больше, чем в городской. Высокая доля бедных среди пенсионеров и в неполных семьях.
В качестве основных направлений стратегии сокращения бедности в России, согласно рекомендациям Всемирного Банка, должны стать повышение адресности социальной политики. Необходимо также создание правовых, экономических, социальных условий для самообеспечения на трудовой основе.