Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа
В период кризиса одной из самых острых проблем, стоящей перед экономикой, является безработица. Если посмотреть на экономические показатели США в этом месяце: индексы Доу-Джонса (в среднем 15200 за неделю 24.05.-03.06 [11]) и Nasdaq (3460 за тот же период), то это рекордные показатели за всю историю этих индексов. Поскольку эти индексы служат наилучшим показателем состояния экономики, казалось бы можно заключить, что экономика США переживает бурные рост. На самом деле происходит все наоборот: экономика США то восстанавливается, то опять приближается к рецессии.
Введение 4
Экономическая характеристика явления.
Проблемы и последствия безработицы в США, ЕС, России. 12
Заключение. 30
Список литературы 33
Приложение 1 35
Ситуация изменилась лишь в начале 20-го века, когда давление со стороны профсоюзов усилилось, и работодатели были вынуждены пойти на некоторые уступки. Именно в этот период в США впервые была разработана первая программа по экономическому регулированию и выплате пособий безработным. Беспрецедентный экономический кризис Великая Депрессия 1930-х годов, ставший причиной невероятно высокой безработицы (около 25% американцев остались без работы), показал, что ни правительства штатов, ни местные органы власти, ни частные компании не в состоянии позаботиться о нуждающихся. Ситуация требовала кардинального решения проблемы социального обеспечения на уровне федерального правительства.
Тогда государство, впервые за всю историю США, хотя и негласно, взяло на себя ответственность за обеспечение занятости населения, создав большое количество рабочих мест в государственном секторе. Начиная с 1932 года федеральное правительство начало предоставлять кредиты и гранты правительствам штатов, которые, в свою очередь, направляли их на выплату пособий. Позднее, в 1935 году, президент Франклин Рузвельт предложил Конгрессу США проект законодательства о системе социального обеспечения. Вскоре был принят Закон о Социальном Обеспечении (Social Security Act), который вступил в силу в августе 1935 года и предусматривал создание программ помощи безработным общенационального масштаба.
В 1946 году Конгресс США принял очередной важный Закон о Труде (Employment Act), который впервые в истории страны установил, что государство ответственно за обеспечение своих граждан работой и средствами к существованию, а также должно действовать в тесном сотрудничестве с частным сектором. В 1978 году был принят последний важный закон такого рода - Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте (Full Employment and Balanced Growth Act). В законе записано, что США должны стремиться к решению четырех основных задач: полной занятости населения, росту экономики, стабильности цен и баланса в сфере торговли и бюджета. Особо подчеркивается, что при достижении этих целей государственные власти рассчитывают, прежде всего, на частный бизнес.
Эта система продолжает действовать по сей день, хотя она и претерпела определенные изменения, которые, тем не менее, не затронули основных принципов ее функционирования. Впрочем, история показывает, что безработица - в больших или меньших масштабах - в США существовала всегда. Исключением являются эпохи Первой и Второй Мировых войн, когда практически каждый американец, желавший трудиться, получал работу.
Для США есть еще одна опасность роста безработицы, которая пока не коснулась остальных стран. Эта опасность следующая – технологический прогресс более не создаёт рабочих мест.
Последний год (2012-2013) в США резко – в 5 раз – снизилась цена на природный газ («сланцевая революция»). Благодаря этому резко снизились издержки предприятий, вызванные расходом энергии. Снижение издержек позволило компаниям США возвращать производство из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Америку. Но обнаружилось, что вновь открываемые производства не создают столько же рабочих мест, как это было ранее. Причина в том, что вновь открывающиеся предприятия более высокотехнологичны и для них не требуется много обслуживающего персонала. Более того, с развитием робототехники происходит сокращение рабочих мест даже в таких областях, как медицина. Поэтому хотя усилия администрации Обамы принесли определённые результаты (Приложение 1, снижение уровня безработицы с 9,8% в 2009 г до 7,5% в настоящее время), но это достигнуто большими государственными расходами (выдача дешевых кредитов) и нарастанием внешнего государственного долга. Но в силу высокой мобильности населения (жителю США достаточно легко продать дом в одном штате и купить или арендовать дом в другом штате) и следовательно гораздо большей активности населения в поисках работы, проблема незанятости в США рассматривается в основном как проблема выключения определенной группы людей из процесса потребления. Экономика США – это экономика спроса. Да, страна производит достаточное количество продуктов (материальных и нематериальных, например, OS Windows). Но страна потребляет гораздо больше, чем производит и в течение последних 50 лет устойчиво имеет отрицательный торговый баланс. Почему страна может существовать при отрицательном торговом балансе столь длительное время, также имеет экономическое объяснением, но это не относится к теме данной курсовой работы. Для нас важно то, что возрастание незанятых на 1% приводит к спаду в потреблении более чем на 2% (расчёты Оукена, Приложение 1). Выключение этой группы людей из процесса спроса рассматривается как главная экономическая и социальная проблема незанятости.
2.2. Безработица в странах ЕС, ее причины.
Отличие рынка труда в странах ЕС от остальных стран в том, что в ЕС работник наиболее защищен от возможной потери работы. В этих странах традиционно тратится много государственных средств для поддержания жизненного уровня безработных. Это приводит к тому, что государство вынуждено расходовать большие средства на социальные выплаты.
Но между странами ЕС имеется различие. Наиболее благополучное положение с уровнем безработицы в северных странах. Во-первых это вызвано тем, что эти страны имеют более развитую промышленность и следовательно больше рабочих мест. Во-вторых, в северных странах социальные службы имеют больший опыт работы, что немаловажно. Благодаря этому уровень безработицы в этих странах (даже в Польше) значительно ниже, чем в странах южной Европы (Приложение 2). Следует заключить, что в настоящее время страны северной Европы не испытывают больших проблем с безработицей – проблемы государственного долга для них сейчас гораздо важнее.
Совершенно иная ситуация в странах южной Европы. Как пример, рассмотрим испанский рынок труда. Основы испанского трудового законодательства были заложены в 1938 г., когда в стране была гражданская война. Система, созданная Франко, обеспечивала рабочим гарантию занятости и надежные права коллективного ведения переговоров, что позволило сохранить социальную стабильность при отсутствии демократии. Для рынка труда Испании характерно следующее. Со второй половины 1980-х гг., когда чистая эмиграция внезапно изменилась, Испания столкнулась с высоким уровнем структурной безработицы, даже когда годовой рост экономики составлял более 4%, частично за счет высокого качества и щедрых условий системы социального обеспечения, которая была усилена в период после диктатуры Франко. В то же время необходимо сократить занятости в государственном секторе при слабофункционирующей системе высшего образования: ни один из испанских государственных университетов не входит в число 150 университетов, включенных в Ежегодный академический рейтинг университетов 2012 г.
Множество факторов привели к высокой безработице в Испании. Перечислим самые важные.
- "Разрыв" между
тем, чему нужно учить, и тем, чему
учат на самом деле будущих
профессионалов. Для испанской молодежи
профессиональное образование
- Пособие по
безработице больше новой
- Сложное и
не допускающее изменений
- Малый бизнес старается снизить расходы за счет найма "нелегальной" рабочей силы.
- Неэффективность центров занятости.
- Испанский менталитет:
рабочий день с 10 до 20 прерывается
на "сиесту" с 14 до 17. Некоторые
религиозные праздники
- Неверно расставленные
социальные приоритеты в годы
экономического подъема. Молодежь
решила, что получение высшего
образования – потеря времени,
все мечтали стать
Кроме того, до 2011 г. Испания выдавала разрешения на проживание в стране всем приезжающим иностранцам, африканским и марокканским беженцам, раз в четыре года "легализовывала" уже имеющихся нелегалов. Таким образом, появилось большое количество неквалифицированной рабочей силы, не говорящей по-испански. Отработав год, иностранец переходил на пособие по безработице и приглашал в гости семейство, которое поступало точно так же. Социальная политика не позволяет ограничить получение пособий иностранцами: во-первых, они безработные, во-вторых – иностранцы, а значит, найти работу им гораздо сложнее.
При получении
любого вида пособий
10 октября 2012 г. международное
рейтинговое агентство Standard & Poor's
(S&P) понизило долгосрочный
В январе 2013 г. vestifinance.ru сообщили, что частные инвесторы, в том числе испанские банки и страховые компании, согласились приобрести 55% в банке "плохих" активов, который создается в Испании. Этот шаг позволит правительству не отражать долги банка на государственном балансе. Для создания банка "плохих" активов Испания направляет 60 млрд евро, чтобы помочь национальным банкам избавиться от просроченных ипотечных и других кредитов. Формирование банка является одним из основных условий для выделения Испании средств на спасение банковского сектора. Иностранные инвесторы могут получить около 10% в капитале банка, для того чтобы проект пользовался большим доверием у иностранных кредиторов, отмечали испанские чиновники в ноябре. Правительство Испании планирует сохранять долю в банке ниже 50%, так как это позволит не включать капитал и долги банка в национальные счета. Sareb должен проработать как минимум 15 лет и приносить около 15% в год.
Таким образом, продолжительное сокращение ВВП, рост доходности гособлигаций, обвал фондового рынка, спад в промышленности, рост безработицы и отсутствие подвижек на рынке недвижимости - все это уже стало привычным для испанской экономики.
Уровень безработицы в Испании зафиксирован на уровне 27% в апреле 2013 года и продолжает расти. Сейчас безработица в этой стране даже выше, чем она была в Соединенных Штатах Америки на пике Великой депрессии в 30-х гг. прошлого столетия. Среди молодежи показатель намного хуже и превышает 52%. Испанская экономика также серьезно пострадала снижения уровня расходов потребителей, которые лишились возможности занимать у банков, опасающихся невыполнения кредитных обязательств в условиях высокой безработицы. Ситуация в стране осложняется серьезными проблемами в банковском секторе, которые вынудили правительство обратиться за международной финансовой помощью, а также плачевным положением регионов.
В итоге такой разрыв с положением с незанятостью в странах Европы приводит к противоречиям между правительствами. Сейчас правительства Италии, Испании и даже Франции заявляют, что программы экономии не дали результатов и необходимо начать стимулировать экономику путем увеличения государственных расходов. Это должно помочь в борьбе с высоким уровнем безработицы, но тогда придется забыть об общеевропейской финансовой стабильности.
Итак, северные страны Европы пока предпочитают проводить политику жесткой экономии государственных расходов (при этом сохраняя прежний уровень социальной поддержки, экономя на другом – в частности снизились затраты на национальную оборону), южные страны намереваются отказаться от политики сдерживания государственного долга и начать стимулировать экономику.
2.3. Безработица и ее последствия для России.
Но наиболее экзотичная модель незанятости существует в России. Главная особенность этой модели – социально защищен работник бюджетной сферы и предприятий с государственным участием и почти не защищен работник коммерческих предприятий. По мнению некоторых российских предпринимателей работник предприятий с государственным участием, настолько сильно защищен, что г-н Прохоров пытался внести изменения в трудовой кодекс [1]. С другой стороны тот же Прохоров совершенно не интересуется, а как защищен работник коммерческих предприятий от возможных увольнений, невыплаты заработной платы и пр. В результате в стране существую как бы три статистики безработицы и соответственно, три различных объяснения причин безработицы и ее последствий.
Первая статистика – это статистика Роструда с уровнем безработицы 1,4% [5]. Более объективная статистика безработицы определяется по методике международной организации труда (МОТ) – на уровне 7% на апрель 2013 г . Наконец, безработица в России в 3 раза выше официальной, если оценивать ее по методике Gallup, следует из обзора, опубликованного на сайте этой организации. Напомним, что по отечественной методика безработица в 2011 году в среднем составила 1,4%. Но она учитывает, только тех, кто зарегистрировался в качестве безработного в государственных учреждениях службы занятости населения. Международная организация труда называет безработными ту часть экономически активного населения страны, которая не имела занятия, но активно его искала. Таких в России в 2011 году было в среднем 6,6%.
Gallup проводит опросы среди
совершеннолетних и спрашивает
их о занятости (полный или
неполный рабочий день). Если неполный,
то уточняет – хотят ли они
перейти на полный. Затем доля
работающих полный день
Информация о работе Проблемы и последствия безработицы в США, ЕС, России