Проблемы формирования и регулирования заработной платы в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы регулирования заработной платы в современной экономике.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть виды заработной платы и системы оплаты труда.
- изучить мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников;
- рассмотреть государственное регулирование заработной платы в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Виды заработной платы и системы оплаты труда
1.1. Понятие, сущность и виды заработной платы 5
1.2. Функции заработной платы 8
1.3. Тарифная система 12
1.4. Принципы организации оплаты труда 14
1.5. Формы оплаты труда 16
Глава 2. Государственное регулирование заработной платы и доходов в России и за рубежом.
2.1. Мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников 19
2.2. Государственное регулирование заработной платы в России 24
2.3. Законодательное установление минимума заработной платы 27
2.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы 28
2.5. Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов 29
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 64.84 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Мировой опыт  в организации заработной платы  и доходов работников

 Демократизация общественной  жизни, переход на рыночные отношения, расширение прав и самостоятельности  трудовых коллективов в хозяйственной  деятельности, в том числе выборе  и разработке своих моделей  заработной платы, не только не  исключают регулирование оплаты  труда на разных уровнях, но  и усиливают его необходимость. В противном случае возможны  серьезные социальные конфликты, дальнейшая разбалансировка товарной  массы и денежного обращения, снижение уровня жизни населения. Каким же должен быть механизм  регулирования оплаты труда в  современных условиях? Самого пристального  внимания в этой связи заслуживает  опыт зарубежных стран, так называемого  классического рынка (США, Франции, Германии, Швеции и Японии). Основными  формами регулирования зарплаты  там являются:

 — государственное  регулирование – установление  минимальной зарплаты, предельных  размеров ее роста в период  инфляции, налоговая политика;

 — колдоговорное регулирование  на общенациональном и отраслевом  уровне 

 – на договорной  основе между правительством, руководством  отраслей и профсоюзами определяются  общий порядок индексации доходов, формы и системы заработной  платы, размеры разовых повышений  ее уровня, социальных выплат  и льгот (в том числе пособий  по безработице);

 — фирменные коллективные  договоры – фирмы устанавливают  размеры тарифных ставок и  окладов, доплат и надбавок, утверждают  систему участия в прибылях  и т. д.;

 — рынок рабочей  силы – определяет среднюю  заработную плату и др.

 Все перечисленные  формы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют  и влияют друг на друга, создавая  единый механизм регулирования  заработной платы.10

 Рассмотрим подробнее  особенности регулирования и  организации оплаты труда в  США, Швеции и Японии.

1. Опыт США. В политике  регулирования оплаты труда на  государственном уровне особое  место занимает налогообложение  прибыли как основного источника  формирования средств, которые затем  распределяются между работниками  в форме их заработной платы. Механизм налогообложения отличается  высокой эффективностью и мощным  стимулирующим воздействием на  заинтересованность работников  и их коллективов в росте  конечных результатов, разработке  и освоении высокопроизводительной  техники и прогрессивных технологий.

 Налог на прибыль  в США взимается с чистой  прибыли компаний, которые имеют  статус юридических лиц. Чистая  прибыль берется в годовом  исчислении и рассчитывается  в виде разницы между выручкой  от реализации и суммой производственных  и коммерческих издержек –  использованного сырья и материалов, заработной платы, полуфабрикатов, энергии, амортизации, арендных и  рентных платежей, и пр. А так  же затрат, которые в соответствии  с действующим законодательством  полностью или частично освобождаются  от уплаты налогов. К ним относятся  научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР), пожертвования  в благотворительные фонды, суммы  налогов с прибыли, внесенные  в бюджеты штатов, и т. п. К издержкам  относятся все расходы на рабочую  силу, включая заработную плату  и взносы в фонды социального  страхования.11

2. «Шведская модель». Система  определения уровня заработной  платы в промышленности и сфере  услуг представляет собой один  из элементов довольно сложной  «шведской модели» социально-экономического  развития.

 Основой этой системы  является периодически проводимая  кампания по перезаключению коллективных  трудовых соглашений, в ходе которой  между представителями работодателей  и профсоюзов проводятся переговоры  о содержании нового трудового  соглашения, в частности, об оплате  труда.

 С начала 50-х годов  шведские профсоюзы на переговорах  о перезаключении колдоговоров проводят политику так называемой солидарной заработной платы. Основой, которой являются следующие принципы: равная оплата за равный труд и сокращение разрыва между размерами минимальной и максимальной заработной платы.

 Принцип равной оплаты  за равный труд предусматривает  сквозные по народному хозяйству  тарифные условия для работников, выполняющих одинаковую работу  одной квалификации с одинаковой  интенсивностью. Он не имеет ничего  общего с уравниловкой. При этом  важно отметить, что эта система  не исключает дифференциацию  заработков в зависимости от  конкретных трудовых результатов.

 Политика солидарной  заработной платы направлена  на решение ряда целевых задач. Прежде всего она на ряду с рыночной конкуренцией дополнительно стимулирует процесс постоянного обновления производства на основе последних достижений науки и техники. При этом соблюдается принцип равной оплаты за равный труд. На практике это реализуется через принципиальную позицию профсоюзов на переговорах с предпринимателями, которая заключается в том, что профсоюзы стремятся к установлению одинакового роста зарплаты на соответствующий период (в %) для всех предприятий, исходя из возможностей средних по рентабельности. Речь идет о таком уровне оплаты труда, когда предприятиям со средней рентабельностью обеспечивается нормальная норма прибыли, позволяющая им при прочих равных условиях поддерживать необходимую конкурентоспособность.

 Установленный таким  образом уровень зарплаты оказывается  слишком высоким для низкорентабельных  предприятий. Такой принцип установления  единого уровня зарплаты для  исполнителей одинаковых видов  работ на предприятиях различных  отраслей промышленности и непроизводственной  сферы не только способствует  ликвидации низкорентабельных предприятий  в рамках данной отрасли, но  и через политику заработной  платы стимулирует структурные  изменения в экономике.

3. Опыт Японии. Многочисленные  исследования, проводимые в последнее  время в области заработной  платы, свидетельствуют о том, что  с середины 70-х годов в Японии  произошли существенные изменения  в механизме ее организации  и регулировании, прежде всего, на  уровне предприятий.

 В структуре зарплаты  по своему размеру выделяется  месячный заработок, а в его  составе – устанавливаемая в  соответствии с условиями коллективного  договора тарифная оплата труда, и в первую очередь тарифная  ставка, известная в японской  практике стимулирования как  «основная заработная плата».

 При всем многообразии  японских моделей оплаты труда  их роднят пять общих черт:

1) Зависимость оплаты  труда от стажа, возраста работника (та самая оплата труда за  выслугу лет), что соответствует  продвижению по служебной лестнице (но не совпадает с ним полностью), способствует закреплению работников  на предприятии и стабилизации  их занятости.

2) Зависимость оплаты  труда от так называемых жизненных  пиков. Скажем, когда 22-летний японец  после университета поступает  на работу, его зарплата составляет  примерно 2000 долларов США. Это определенный  законом минимум. В 28-29 лет он, как  правило, женится. В соответствии  с законом и традициями достижение данного рубежа отмечается повышением заработка примерно на 5-7%. Затем прибавки следуют при рождении ребенка, покупке жилья и т. д. Когда возникает потребность в кредите, то время возвращения части кредита также сопровождается повышением зарплаты. В результате примерно к 30 годам зарплата работника удваивается, а к концу трудовой деятельности почти в 4,5 раза превышает стартовую величину. Стабильность и надежность трудового бытия, осознание каждым работником, что в сложных жизненных ситуациях он не будет одинок, формируют соответствующее отношение к своему труду и предприятию.

3) Влияние на уровень  оплаты труда фактического трудового  вклада или реальных результатов  работы. Механизм такой взаимосвязи  на разных предприятиях страны  не одинаков. Например, есть градации  в группах работников, т. е. сотрудники  при прочих равных условиях (стаж, образование, должность и т. д.), находясь  в одной и той же группе, в зависимости от фактических  результатов работы относятся  к разным категориям по оплате  труда. Сегодня в Японии более 60% совокупного фонда заработной  платы выделяется на оплату  по результатам труда и эта  тенденция усиливается.

4) Зависимость оплаты  труда менеджеров от результатов  работы предприятия. На всех предприятиях  используется система «плавающих  окладов». Базовые ставки директора  завода, начальников цехов, других  менеджеров колеблются в зависимости  от динамики себестоимости, объема  производства, номенклатуры продукции, других показателей, за которые  отвечает тот или иной руководитель.

5) Уровень дифференциации  оплаты труда в Японии –  один из самых низких в мире (ниже только в Швеции – 1:3). В Японии слесарь, продавец, врач  получают лишь в четыре-пять  раз меньше, чем президент их  компании (речь идет только о  тарифе и окладе, без учета  других видов дохода: премий, дивидендов  по акциям и т. п.). В России, например, наблюдается супердифференциация в размерах оплаты труда — примерно 1:26.

2.2. Государственное  регулирование заработной платы  в России

 Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателем и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.

 Объективная необходимость  регулирования заработной платы  предопределяется следующими основными  обстоятельствами:

 — изменением объема  жизненных средств (предметов потребления  и услуг) и их стоимостного (денежного) содержания, направляемых на оплату  труда наемных работников, вызванного  изменением результатов экономической  деятельности;

 — необходимостью  перераспределения средств, направляемых  в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп  работающих;

 — приведением денежного  выражения заработной платы в  соответствие с ее реальной  покупательной способностью, в связи  с ростом потребительских цен  на товары и услуги;

 — формированием более  эффективного механизма связи  заработной платы работников  с фактическими результатами  труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);

 — необходимостью  устранения недостатков, вызванных  неполным отражением в условиях  оплаты ее экономического содержания.

 Регулирование заработной  платы непосредственно осуществляется  соответствующими органами и  представляющими их лицами, в  компетенцию которых входит принятие  нормативных актов по вопросам  заработной платы.

 В соответствии с  природой (сущностью) экономических (и, соответственно, трудовых) отношений  в тех или иных моделях общественного  жизнеустройства, основанных на  наемном труде, различаются два  типа регулирования заработной  платы:

 — централизованное (государственное);

 — децентрализованное (многосубъектное).

 Централизованное (государственное) регулирование заработной платы  применялось в планово-регулируемых  моделях экономики в СССР и  некоторых других социалистических  странах, основанных на монополии  государственной собственности на средства производства.

 Децентрализованное (многосубъектное) регулирование заработной платы с разной степенью ее либерализации применяется в странах с ограниченным влиянием государства на экономическую жизнь, с преобладанием в экономике негосударственных субъектов принятия решений.12

 В чистом виде ни  один способ регулирования заработной  платы в экономической действительности  еще не существует

 Государственное регулирование  доходов и заработной платы  заключается в их перераспределении  через бюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей доходов и социальных  выплат населению. При этом значительная  доля национального дохода переходит  из слоев населения с высокими  доходами к слоям с относительно  низкими доходами, что приводит  к увеличению общих расходов  потребителей и, следовательно, объемов  потребления товаров и услуг.

 Таким образом, можно  считать, что основная цель государства  в регулировании денежных доходов  заключается в обеспечении возможности  потребления каждым индивидуумом  не ниже минимального набора  товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

 Государство, организуя  через бюджет перераспределение  доходов населения, создает условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению  социальной напряженности. Степень  воздействия государства на процесс  перераспределения доходов, как  свидетельствует мировой опыт, можно  измерить объемом и динамикой  расходов на социальные нужды  за счет бюджетов всех уровней.

Информация о работе Проблемы формирования и регулирования заработной платы в современной экономике