Проблемы формирования и регулирования заработной платы в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы регулирования заработной платы в современной экономике.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть виды заработной платы и системы оплаты труда.
- изучить мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников;
- рассмотреть государственное регулирование заработной платы в России;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Виды заработной платы и системы оплаты труда
1.1. Понятие, сущность и виды заработной платы 5
1.2. Функции заработной платы 8
1.3. Тарифная система 12
1.4. Принципы организации оплаты труда 14
1.5. Формы оплаты труда 16
Глава 2. Государственное регулирование заработной платы и доходов в России и за рубежом.
2.1. Мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников 19
2.2. Государственное регулирование заработной платы в России 24
2.3. Законодательное установление минимума заработной платы 27
2.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы 28
2.5. Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов 29
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 64.84 Кб (Скачать файл)

  Возможности государства  в регулировании и перераспределении  доходов во многом ограничиваются  бюджетными поступлениями. Наращивание  социальных расходов сверх налоговых  поступлений ведет к появлению  бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна  для российской экономики периода  рыночных реформ. Между тем во  всех развитых странах с рыночной  экономикой накоплен опыт регулирования  доходов и потребления, используются  меры, программы и законы по  социальной защите наименее обеспеченных  слоев населения, способствующие  ослаблению социальной напряженности.

 Методы государственного  регулирования доходов и потребления  населения, применяемые в российской  переходной экономике, разделяют  на прямые административные и  косвенные экономические меры.

 Среди прямых (административных) методов государственного регулирования  особую роль играют трансфертные  платежи, которые должны существенно  снижать степень имущественного  неравенства. Проводя соответствующую  финансовую политику, взимая налоги  с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства  в бюджете и во внебюджетных  фондах, чтобы затем осуществлять  трансфертные платежи, использовать  их на социальные нужды.

 Таким образом, за счет  бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного  медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.13

 Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

 

2.3. Законодательное установление минимума заработной платы

 Принципиально важным  и, как свидетельствует мировой  опыт, действенным методом государственного  регулирования доходов и заработной  платы является законодательное  установление размера минимальной  заработной платы. Минимум заработной  платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по  регионам и природно-климатическим  зонам страны применительно к  стоимости минимального набора  товаров и услуг, рассчитанной  по единой методике.

 Возможен и подход, используемый в развитых странах  с рыночной экономикой, — установление  минимальной заработной платы  на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся  уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной  платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

 Если нет возможности  сразу установить научно обоснованное  соотношение между минимальной  заработной платой и прожиточным  минимумом, то необходимо двигаться  в этом направлении, повысив минимальную  заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный  с использованием генерального  и отраслевых тарифных соглашений  при участии всех социальных  партнеров, позволит через изменения  в системе налогообложения заработной  платы свести на нет теневой  сектор рынка труда.

 

2.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы

 Чрезвычайно острой  проблемой регулирования уровня  доходов и заработной платы  является создание эффективного  механизма их индексации, т.е. повышения  государством и работодателями  денежных доходов граждан, позволяющего  частично или полностью возместить  им удорожание потребительских  товаров и услуг.

 Индексация доходов  населения- одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов.

 Экономически оправданной  представляется индексация доходов  и заработной платы на основе  дифференцированного подхода. Полная  индексация (процент повышения заработной  платы и других выплат на  процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного  уровня доходов индексация будет  «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение  доходов работающих граждан возможно  за счет повышения их трудового  вклада, улучшения количественных  и каче­ственных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

 К денежным доходам  граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

 

2.5. Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов

 Социальный потенциал  налоговой системы в современной  России, ее способность перераспределять  доходы от высокообеспеченных  к средне- и малообеспеченным  слоям населения практически  не используется.

 Существующая система  налогообложения не учитывает  положения в российской экономике  и связанного с ним резкого  имущественного расслоения, сильной  степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения  необходимо перенести с менее  обеспеченного населения на более  обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п. 
Заключение

 Из данной работы  видно, что заработная плата –  это сложное понятие, поскольку  оно отражает отношения между  собственником капитала и наёмным  работником, которые складываются  на рынке труда и в производстве  новой стоимости. И её величина  зависит от следующих основных  социально-производственных и рыночных  факторов.

 Во-первых, размер заработной  платы человека зависит от  величины стоимости его рабочей  силы. Для каждой группы работников  такая стоимость имеет нижний  и верхний уровни. Наименьшим  пределом является сумма стоимости  жизненных средств, идущих на  восстановление работоспособности  труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально  подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности  – размер средств, идущих для  простого поддержания жизнедеятельности  работников, и устанавливается минимальный  уровень заработной платы. Верхняя  граница стоимости рабочей силы  учитывает дополнительные затраты  на получение высокой квалификации  и удовлетворения социально-культурных  потребностей.

 Во-вторых, размеры заработка  зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации  требует для своего воспроизводства  лучших в количественном и  качественном отношениях жизненных  условий.

 В-третьих, на величину  заработной платы влияют национальные  различия между странами, степень  развитости экономических, культурных  и социальных условий жизни  населения. Данные различия зависят  от научно-технического уровня  производства, достигнутого роста  производительности труда, степени  развитости рабочей силы, нормального  для данного общества качества  жизни и иных факторов.

 В-четвёртых, на величину  оплаты труда влияют рыночные  факторы. Конкуренция между наёмными  работниками ведёт к тому, что  в национальном масштабе устанавливается  примерно одинаковая оплата труда  работников определённой профессии с равным уровнем образования и квалификации.

 Все рассмотренные  факторы, воздействующие на величину  вознаграждения за труд, дают  возможность и необходимость  применять разные формы заработной  платы.

 Как уже было сказано  выше, в условиях перехода России  к системе рыночного хозяйствования  в связи с изменениями в  экономическом и социальном развитии  страны существенно меняется  и политика в области оплаты  труда, социальной поддержки и  защиты работников. Многие функции  государства по реализации этой  политики, как и в США, переданы  непосредственно предприятиям, которые  самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры и оплаты  труда, материального стимулирования  его результатов. Понятие “заработная  плата” наполнилось новым содержанием  и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок, и социальных льгот), начисленных  в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные  работникам в соответствии с  законодательством РФ за неотработанное  время (ежегодный отпуск, праздничные  дни и т.п.).

 

Библиографический список

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: «Проспект», 2000. – 48 с.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации: http://kzotrf.ru/

3. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений  в федеральный закон ««О минимальном  размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ»

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных  монополиях»

5. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон ««О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ»

6. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон ««О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ»

7. Горелов, Н.А. Экономика труда/Н.А. Горелов. - СПб.: Питер, 2007 - 704 с.

8. Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. 2-е изд. - М., 2007. - 544 с.

9. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я, Иохин. - М.: Юристъ, 2005. - 861 с.

10. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.

11. Николаева Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - №4

12. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

13. Сидорович, А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Сидорович. - М.: Дело и сервис, 2005. - 832 с.

14. Токсанбаева, М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. - 2007. - №1.

15. Цены и ценообразование / Под ред. В. Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

16. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.

17. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 618 с.

18. Экономика предприятий: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / И. И. Бочкарев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 776 с.

19. Экономика предприятия (фирмы). – Москва: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 512 с.

 

1 Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.

2 Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.

 

3 Токсанбаева М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы // Экономическая наука современной России. – 2007. - №1.

 

4 Сидорович, А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Сидорович. - М.: Дело и сервис, 2005. - 832 с.

 

5 Экономика предприятий: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / И. И. Бочкарев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 776 с.

6 Токсанбаева, М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы / М.С. Токсанбаева // Экономическая наука современной России. - 2007. - №1.

 

7 Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2005. – 832 с.

 

8 Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я, Иохин. - М.: Юристъ, 2005. - 861 с.

 

9 Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 618 с.

Информация о работе Проблемы формирования и регулирования заработной платы в современной экономике