Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена история развития предпринимательства в России, факторы, влияющие на ее сегодняшнее состояние. Малый бизнес сейчас уже имеет широкую правовую основу, но, к сожалению, она однобока, и принятые аспекты не реализуются в настоящем.
Учитывая динамику развития форм малого предпринимательства, прогнозируется, что в ближайшем будущем этот сектор в странах Запада будет активно развиваться. Учитывая зарубежный опыт и принимая во внимание свои собственные особенности, предпринимательство в России может развиваться более активно.

Содержание

Введение.
1)Основные этапы развития малого бизнеса и предпринимательства в России.
2)Отличительные особенности российского малого предприятия.
3)Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.
4)Прогноз развития малого предпринимательства
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

прогноз развития мп и предпринимтаельства в России.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Ситуация, которая сложилась  в обществе и экономике к началу 1992 года, поставила вопрос о дальнейшем развитии предпринимательства и выбора позиции в предстоящих экономических реформах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие малого предпринимательство в России (1992-1996гг.)

 

Развитие малого предпринимательства  в России 1992-1996гг.

В 1992 обещалось множество  экономических преобразований. Большинство  надеялось, что Россия быстро приблизится к западным стандартам уровня жизни и ведения бизнеса. Правительство на тот момент отказалось от какой-либо активной экономической политики, аргументируя это тем, что рыночная стихия, благодаря саморегулированию сама расставит все по местам.  Во главу угла поставлена масштабная приватизация, которая якобы должна была создать широкие страны собственников, которые умеют работать и отстаивать свои интересы, тем самым формируя и развивая российский средний класс.

К сожалению, обещания о  реформах и лучшей жизни остались обещаниями. Снятие административно-уголовных запретов на элементарные виды деятельности все же способствовали феноменальному на тот момент росту числа малых предприятий по всей стране, не смотря на либерализацию цен и введение налогового прессинга.

Гиперинфляция вкупе  с высоким налогообложением и  заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили в затруднительное положение всю российскую промышленность. Большинство предприятий остались совершенно неконкурентоспособными по отношению к импорту. Тысячи людей, оказавшись без средств к существованию, вынуждены были заниматься мелкой торговлей на ярмарках, рынках и посредничеством.

Активно развивалась  «челночный» бизнес. Постепенно налаживались каналы транспортировки. Быстрая оборачиваемость  мелких торговых капиталов быстро превращала их в капиталы средних размеров.

Налоговая политика постсоветского пространства  была направленна  на извлечение до 70% доходов предприятий. Таким образом, подобные действия подталкивали к сокрытию доходов, а проще всего это можно было сделать в сферах торговли и посредничества.

К 1992 году количество малых предприятий, участвовавших в промышленности и строительстве существенно уменьшилось. Причиной тому служила либерализация цен. Если раньше, доход подобных предприятий, созданных при еще при советских государственных предприятиях, выходил высоким благодаря возможности закупки сырья по низким государственным ценам и реализации по высоким, то сейчас это стало бессмысленно.

В 90-е годы по всей России в огромных количествах открывали  биржи, банки, страховые фирмы и  т.д. Здесь важную роль сыграл и психологический аспект. Зачастую малые предприятия создавались даже не в силу экономической целесообразность, а хотя бы в надежде на «лучшую жизнь», без планирования долгосрочного развития. Наивная вера в лучшее, заслоняла экономический расчет.

К 1993 г сложилась относительно устойчивая региональная структура  российского малого бизнеса: по численности малых предприятий абсолютным лидером стал Центральный экономический район (36 %) во главе с Москвой - (23%).

На Северный экономический  район приходилось всего 496 от общего числа малых предприятий, на Северо-Западный - 7%, на Волго-Вятский - 3%, на Центрально-Черноземный - 3,1%, на Поволжский - 10,1%, на Северо-Кавказский - 10%, на Уральский - 9%, на Западно-Сибирский - 8,4%, на Восточно-Сибирский - 4,2%, на Дальневосточный - 4,3%

В Центральном же районе была наиболее высока доля предприятий, занятых в сфере науки и  научного обслуживания, - 11,6%. К нему здесь близок Северо-Западный район (11%); в Северном же районе доля таких  предприятий - менее 2%.

По официальным данным, на долю негосударственных предприятий  в общем объеме малых предприятий уже приходился 91%, а по экспертным - 93%. Доминирующей формой собственности в сфере МП прочно стали частные предприятия.

Несмотря на бурный рост, правительство не меняло жесткого налогообложения.  Таким образом, складывалась ситуация, когда любое предприятия можно было привлечь за нарушение налогового законодательства. Но на деле привлечения случались крайне редко, поскольку государственные контролирующие структуры были развиты очень слабо.  Все это в свою очеред влияло на развитие криминального террора в отношении малых предприятий. Отголоски понятий «крыша», «братва», «разборка», сохраняются до сих пор. Суды не успевали разбираться с многочисленными исками потерпевших, и криминальные группировки сами оказывались в роли судей и судебных приставов, обеспечивали охрану и сами собирали «налоги», которые не превышали государственные.

В данный период малый  бизнес не нуждался в особой государственной  поддержке, имея высокий доход. Основная проблема заключалась в растущем давлении со стороны криминала.

Период «учредительств»  в России оказался очень коротким. В 1994г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная численность занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП произвела эффект абсолютной неожиданности.

Тогда многими прогнозировалось, что численность российских малых  предприятий достигнет мировых стандартов в ближайшие несколько лет. Но прогноз оказался слишком оптимистическим в суровых российских реалиях.

К причинам остановки  роста можно отнести:

  1. Сужение источников относительно больших доходов. Доход, занятого в малом предприятий оставался на том же уровне, что и средняя заработная плата по стране.
  2. Вялотекущая безработица. Люди не стремились заниматься самостоятельной деятельности. Более распространенным был случайных заработок от перепродаж или подсобных работ.
  3. Широкомасштабное поглощение предприятий. Наиболее рентабельные малые предприятия стали жертвами поглощения. Менее рентабельные, не выдержав конкуренции, прекращали свою деятельность.

В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых  предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%).

Падение темпов прироста малых предприятий по-разному  проявилось в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа предприятий примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-посреднической деятельности малых предприятий.

В науке и научном  обслуживании сокращение числа малых  предприятий составило 5,6%. Рушились надежды на достойный инновационный вклад малых предприятий в преодоление кризиса российской экономики.

Общая тенденция на сокращение численности малых предприятий  и занятых на них продолжилась и в 1996г.

В период 1995-1996 гг нельзя не учесть влияние такого фактора  как перерегистрация и ликвидация неработающих предприятий на динамику малых предприятий. В 1995 году был введен новый Гражданский кодекс РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ, должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не стоит и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского МП.

Курс на финансовую стабилизацию, диктовавшийся правительством,  перевел в разряд «выживающих» все  российские малые предприятия. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для МП в рыночной экономике. Появились зачатки нормальной рыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.

Малые предприятия в  борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.

Кроме того, отмечали то, что настало время перехода от полулегальной скрытой занятости  на нормальную, адекватную действующим законам, т.е. появились зачатки легализации деятельности “теневых” малых предприятий.

В стране начался процесс  определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под бандитской “крышей”, встала острая дилемма: или полностью легализоваться и любым способом избавиться от этой “крыши”, или совсем уходить в “тень”. Очевидно, что этот выбор давался очень трудно. Тем не менее, криминализация продолжала негативно воздействовать на МП, что подтверждает наиболее типичный ответ на вопрос выборочных социологических опросов руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Многие опрошенные отвечали, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В той ситуации такой ответ указывал не на преодоление зависимости малых предприятий от криминальных структур, а наоборот, на значительную зависимость от них и на страх перед ними.

В 1994-1996гг. российское МП остро нуждалось в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки.

На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так  и не была до конца выполнена. Федеральный  закон о государственной поддержке МП был принят в 1995г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г. На созданный в 1995г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел не было. Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых предприятий.

Исходя из этого в 1996 году в Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательство было направлено 707 млрд. руб от приватизации объектов федеральной собственности. Правда на практике в полном объеме этого не произошло.

В 1996-1997 гг. разрабатывалось  более 40 законодательных и нормальных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий

В этот период предпринимались  усилия для формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфраструктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфраструктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.

После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий  в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:

  • упрощение процедуры регистрации;
  • введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;
  • перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);
  • создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.

Большие надежды возлагались  и на Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-Ф3, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Информация о работе Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России