Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена история развития предпринимательства в России, факторы, влияющие на ее сегодняшнее состояние. Малый бизнес сейчас уже имеет широкую правовую основу, но, к сожалению, она однобока, и принятые аспекты не реализуются в настоящем.
Учитывая динамику развития форм малого предпринимательства, прогнозируется, что в ближайшем будущем этот сектор в странах Запада будет активно развиваться. Учитывая зарубежный опыт и принимая во внимание свои собственные особенности, предпринимательство в России может развиваться более активно.

Содержание

Введение.
1)Основные этапы развития малого бизнеса и предпринимательства в России.
2)Отличительные особенности российского малого предприятия.
3)Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия.
4)Прогноз развития малого предпринимательства
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

прогноз развития мп и предпринимтаельства в России.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:

  • производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
  • производство товаров народного потребления;
  • производство лекарственных препаратов и медтехники;
  • оказание различных видов услуг;
  • общественное питание;
  • строительство;
  • инновационная и природоохранительная деятельность.

Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий. Фонд содействия профинансировал следующие проекты малых предприятий:

Фармакология и медицинская  техника — 24%

  • производство повязки «Свиндерм» для лечения ожогов и ран без рубцов;
  • производство компьютерного оптического томографа для диагностики микронеоднородностей биоткани;
  • производство высокоточных коррегирующих очковых линз со сложной поверхностью;
  • производство силиконовых протезов грудных желез;
  • производство кардиомониторов;
  • переносные термоконтейнеры для временного хранения крови и ее транспортировки.

Станкостроение и приборостроение  — 12%

  • производство высоко-частотных гидромолотов;
  • производство цифрового пирометра для тепловой диагностики и дефектоскопии;
  • производство установки для вакуумно-плазменного напыления;
  • производство малогабаритных широкоуниверсальных металлообрабатывающих станков ЕРТЭН;
  • упаковочное оборудование.

Экология — 16%

  • создание комплекса приборов экологического мониторинга воздушного бассейна;
  • производство комплекса средств защиты от электромагнитных излучений;
  • производство энергетических установок мощностью от 2 до 50 квт, работающих от энергии ветра;
  • производство мембранных приборов для очистки воды;
  • производство дозиметров;
  • создание стендов тонкой очистки жидкости;
  • производство опреснителя морской воды.

Электроника — 6,4%

  • производство солнечных аккумуляторных батарей для бытовой техники;
  • производство модемов и видеотерминалов;
  • производство монохромотических генераторов субмиллиметрового диапазона с электронной перестройкой частот;
  • производство радиостанции УКВ-диапазона.

Новые материалы — 3%

  • производство суспензионного пенополистирола;
  • производство изделий из дисперсно-упроченной меди;
  • производство алкоксидов металлов.

Товары народного потребления. Сельское хозяйство, легкая и пищевая  промышленность — 24%

  • пошив специальной одежды;
  • внедрение технологии выпуска масла китайского лимонника;
  • внедрение технологии переработки топинамбура.

Строительство — 4%

  • создание арочных теплиц;
  • производство строительных материалов «стоунит»;
  • производство виброимпульсного смесителя приготовления бетона.

Авиастроение — 1%

  • сертификация одноместного самолета;
  • создание самолета-амфибии «Аккорд».

Другие проекты — 7,6%

  • производство ленточных проводов и жгутов на их основе.

На финансирование инновационных  проектов, выполняемых малыми предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда содействия. Остальные средства направляются на финансирование следующих программ: создание сети инновационно-технологических центров — 9%, участие в выставках, рекламе товаров и услуг малых инновационных предприятий — 1%, финансирование поисковых исследований в интересах малых предприятий — 2%, развитие инфраструктуры трансферта технологий — 0,5%, вовлечение студенчества в инновационное предпринимательство — 0,5%, поддержка консультационно-учебной деятельности.

Говорить о подлинном  развитии предпринимательства в  России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.

 

Развитие малого предпринимательства в России в  период 1999 г. – настоящее время

Для современного этапа  становится характерным обеспечение  благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса.

Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими  от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

В основе всей системы программных  направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию  нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:

  • Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности.
  • Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.
  • Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схем привлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.

На новом этапе функционирования малого предпринимательства будет  продолжена работа по обеспечению защиты интересов работников. В сфере трудовых отношений на малых предприятиях накопилось немало проблем. Дополнения в трудовом законодательстве призваны строить трудовые отношения на цивилизованном основании, что в свою очередь позволит снять определенное негативное отношение к этому сектору экономики.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» выдвигает материальное производство как важнейшую сферу деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности и устанавливается, что государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющих производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности, переработке, хранении и упаковке сельскохозяйственной и пищевой продукции; производстве товаров народного потребления. Инновационное предпринимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции и выход экономики из тяжелейшего кризиса.

Однако инновационная  деятельность предпринимателя в  современных условиях оставляет желать много лучшего, так как она невозможна без инвестирования этой деятельности. Государство предпринимает определенные попытки оздоровления ситуации в этой области. Так, уточнена схема смешанного инвестирования для привлечения инвестиций в инновационные проекты, определено участие государства в процессе инвестирования в форме разделения рисков инноваций и предоставления необходимых гарантий, разработана программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности. Понимание необходимости инновационного предпринимательства приводит к активному внедрению в практику хозяйствования венчурного капитала — эффективной действенной формы инвестирования инноваций.

Следующим важнейшим  направлением новой Программы является внедрение в хозяйственную практику эффективных мероприятий по научно-методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды. Остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Спектр деятельности в этом направлении очень богат. Прежде всего, предусматривается совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса на основе изучения и использования опыта зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Представляет большой научный и практический интерес опыт государственной поддержки малого предпринимательства в таких западноевропейских государствах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, где использование финансовых технологий всегда было важнейшей составляющей их успешного развития. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства предполагает весьма активное участие в различных международных проектах, с учетом которых возможно выполнение предусмотренных мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса.

Развитие прогрессивных  финансовых технологий малого предпринимательства, совершенствование нормативного и правового обеспечения, повышение эффективности использования инфраструктуры малого бизнеса и информационных систем, проведение мониторинга малого предпринимательства в регионах и различных секторах экономики и др. планируется осуществлять с учетом проекта Всемирного банка «Развитие политики регулирования малых и средних предприятий в РФ», финансирование которого будет осуществляться за счет гранта Правительства Японии, а также в рамках реализации плана действий рабочей группы по малому бизнесу Российско-Американской межправительственной комиссии. Международным сотрудничеством в области малого предпринимательства предусмотрено широкое использование проектов ТАСИС, среди которых: «Техническое содействие развитию малого и среднего предпринимательства и предпринимательской деятельности в бывших моногородах РФ», «Реформа налогообложения», «Развитие сети информационного обеспечения региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса», «Техническое содействие в создании Ресурсного центра малого предпринимательства».

Направления развития малого предпринимательства определены, сформулированы приоритеты государственной поддержки на ближайшее будущее. Программа предусматривает восстановление утраченного в результате августовских событий 1998 г. потенциала отечественного малого предпринимательства. Государственной поддержкой будет охвачено до 250 тыс. малых предприятий, число рабочих мест в этой сфере вновь будет доведено до 8,5 млн. человек, а доля малого предпринимательства в ВВП будет составлять 12 процентов. Нынешние масштабы развития малого предпринимательства в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Подобные сопоставления свидетельствуют о том, что Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства.

Информация о работе Прогноз развития малого бизнеса и предпринимательства в России