Регулирование многопродуктивных естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

к р многопродукт естеств монополии.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

4. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов 

     Сегодня у правительства имеются достаточно веские основания для того, чтобы  отказаться от государственного регулирования тарифов естественных монополий. Сравнительный анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл.1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование естественных монополий в рамках антимонопольного законодательства.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки различных  способов регулирования тарифов  естественных монополий с точки  зрения государства

Государственное регулирование Рыночное  регулирование
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Государство  решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным.

2. Легкость  контроля за уровнем цен на  продукцию естественных монополий.

3.

Возможность административного воздействия  на деятельность естественных монополий.

4.Учет  социальных последствий при установлении тарифов.

1. Естественные  монополии стремятся установить  максимально высокие тарифы.

2.Государство  несет ответственность за уровень  назначаемых тарифов.

1.Снижение государственных  издержек, связанных с практикой  установления тарифов.

2.Сосредоточение  всех контрольных функций в  одном (антимонопольном) органе.

3.Монополиям  в целом не выгодно завышать  тарифы, поскольку существует угроза  санкций со стороны антимонопольного  органа.

4.У естественных  монополий появляется больший  стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы.

1.Трудно доказать  факт злоупотребления доминирующим  положением со стороны естественных  монополий.

2.Механизм  разрешения подобных дел через  судебную систему еще не отработан.

3.Срок  рассмотрения дела может занять длительное время.


     При административном установлении тарифов  стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются  на «выбивании» максимально высоких  тарифов. При этом ответственность  за уровень тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороны правительственных органов предложений монополистов, последние вынуждены проводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги с их стороны.

     Отмена  прямого регулирования цен даст ощутимый толчок естественным монополиям для оптимизации собственных издержек. Оказавшись в равной с другими субъектами хозяйственной деятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, естественные монополии получат больший стимул снижать издержки, нежели завышать тарифы. Постоянно рискуя попасть под санкции контролирующих органов. Снижение издержек во многом становится естественным, а не вынужденным.

     Кроме того, эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных  издержек, связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органов власти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.

     Основные  минусы рыночного механизма регулирования  тарифов связаны с недостатками действующего антимонопольного законодательства. Однако эти недостатки касаются не исключительности естественных монополий, как объектов антимонопольного контроля, а общих недостатков конкурентного законодательства, проявляющихся также и в конкурентных секторах экономики. Таким образом, стоит говорить в целом о совершенствовании антимонопольного законодательства, в том числе и в отношении регулирования естественных монополий.

     Сами  естественные монополии находятся  в двоякой ситуации (табл. 2).

С одной  стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они не несут ответственности перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачных инвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены на потребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.

Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных  способов регулирования тарифов  естественных монополий с точки  зрения естественных монополий

Государственное регулирование Рыночное  регулирование
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1.Перекладывание  ответственности за уровень тарифов  на государственные органы, принимающие  соответствующие решения.

2.Отсутствие  контроля со стороны антимонопольных  органов.

3.Возможность  установления долее высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.

4.Отсутствуют  стимулы снижения издержек.

5.Страховка от  неудачных инвестиций, так как  затраты будут перенесены на  потребителей.

1. Нельзя установить  тарифы выше или ниже, чем определило  правительство РФ.

2.Нельзя в  одностороннем порядке изменить  тарифы.

3. Снижать издержки  иногда просто выгодно, так  как на величину снижения издержек  в следующем периоде могут  быть снижены тарифы.

4. При установлении  тарифов не полностью учитываются  интересы естественных монополий.

1.Тарифы устанавливаются  самой монополией. Следовательно,  на стадии ценообразования государство  не вмешивается в деятельность  компании.

2. Независимо  от уровня тарифов у естественных  монополий есть возможность доказать  их обоснованность через суд.

1.Ответственность  за установление завышенных тарифов  перед антимонопольным органом.

 

     С другой стороны, существуют не менее  значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию  на сколько-нибудь длительный период.

     Ответственность перед антимонопольными органами в  случае рыночного регулирования  вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных  органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде.

     Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.

     Для потребителей услуг естественных монополий также можно выделить преимущества и недостатки государственного и рыночного регулирования тарифов (табл. 3).

     Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных  способов регулирования тарифов  естественных монополий с точки  зрения потребителей

Государственное регулирование Рыночное  регулирование
Плюсы Минусы Плюсы Минусы
1. Тарифы  не могут быть выше, чем установило  правительство РФ, то есть учитывается  социальный аспект проблемы.

2.Тарифы устанавливаются  на определенный срок.

1.Тарифы устанавливаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сравнительная динамика тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях. 1.Монополиям  в целом не выгодно завышать  тарифы, поскольку существует угроза  санкций со стороны антимонопольного  органа.

2. В случае  завышения тарифов есть возможность  обратиться с иском в антимонопольный  орган.

1.В случае  злоупотребления монополией своим  положением бремя дополнительных  расходов ложится на потребителей.

     Пожалуй, главным плюсом государственного регулирования для потребителей является учет государством социального аспекта. То есть независимо от экономических предпосылок государство всегда оглядывается на возможности населения по оплате услуг естественных монополий. В кризисных же ситуациях государство может пойти на еще более радикальные меры и сознательно снижать тарифы с целью сглаживания последствий кризисов. Как показывает практика, цены все равно «берут свое». Однако в краткосрочной перспективе потребители действительно могут надеяться на учет государством их интересов.

     К минусам относится тот факт, что  на протяжении всего периода экономических  реформ (за исключением периода 1991 – 1992 гг.) тарифы естественных монополий  росли более высокими темпами  по сравнению с ценами на продукцию  почти всех других отраслей экономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотя бы на уровне среднеэкономических показателей в долгосрочной перспективе. То есть можно констатировать, что, начиная с 1993 года, потребитель переплачивал за услуги естественных монополий.

     Важно и то, что государственное регулирование  не оставляет возможности потребителям установленные тарифы опротестовывать. В условиях же рыночного ценообразования  всегда есть возможность обратиться с иском в суд.

     С точки зрения потребителей, главным плюсом является то, что монополиям в целом становится не выгодно повышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа. При госрегулировании угрозы санкций нет. Таким образом, действенность рыночного регулирования оказывается выше по сравнению с госрегулированием.

     При этом необходимо учитывать, что нет, и традиционной в рыночной среде  угрозы, когда цены конкурентов оказываются  ниже, ведь положение монополиста  сохраняется.

     5.Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий 

     Регулирование естественных монополий может проводиться  в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли  при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать,  в какой степени потребители продукции зависимы от монополии,  какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д.   На практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется. Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования.

     Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если производится товар (услуга) первой необходимости, спрос на которую неэластичен, если имеется физическая связь между потребителем и поставщиком. 

     Предприятиям - естественным монополистам - часто  выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных рынков предприятия объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов.

     При выработке мер по регулированию  естественных монополий предлагается учитывать следующие обстоятельства:

     - отрасли, традиционно рассматриваемые  как естественные монополии, не  являются однородными: в составе большинства из них можно выделить несколько подотраслей, одни из которых обладают естественной монополией, другие нет;

     - в   состав   самих   действующих   в  этих   отраслях   предприятий монополистов     зачастую     входят    подразделения,     производственная деятельность   которых   не   имеет   отношения   к   сфере   естественных монополий;

     -   в  ряде  случаев  естественная  монополия  имеет региональный характер,    

       не учитываемый при укрупненных  преобразованиях отрасли в целом.

     Возможные варианты функционирования субъектов  естественных монополий варьируются  в диапазоне от полностью нерегулируемых (частных) до полностью государственных. При этом институциональные альтернативы дифференцируются с позиции теории контрактов, точнее, контрактов между государственным и частным секторами по поводу распределения правомочий. Именно по такому признаку выделяются четыре основные институциональные альтернативы: находящиеся в государственной собственности и регулируемые государством; находящиеся в частной собственности, но регулируемые государством через ценовую политику и рентабельность капитальных активов; регулируемые частным образом (объекты государственной собственности, корпоративно регулируемые посредством концессионных механизмов),  нерегулируемые (попадающие под влияние только рыночного саморегулирования), такой подход  предполагает рассмотрение естественных монополий и как объектов и как субъектов регулирования.

Информация о работе Регулирование многопродуктивных естественных монополий