Регулирование многопродуктивных естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

к р многопродукт естеств монополии.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

     Целью регулирования естественных монополий  является обеспечение экономических условий для роста благосостояния общества и предотвращение перераспределения национального богатства в пользу монополистов. Это регулирование затрагивает преимущественно "выходные" параметры деятельности фирм не вмешиваясь во внутрифирменную стратегию.

     Можно выделить  ряд наиболее общих направления деятельности институты государственного регулирования естественных монополий:

     1. Усиление государственного влияния  на естественные монополии  путем создания специальных полномочных институтов регулирования, в компетенцию которых входит контроль за деятельностью естественных монополий и установление требований по раскрытию коммерческой информации.

     2. Изменение формы собственности  субъектов естественных монополий.

     3. Совершенствование ценового или  тарифного регулирования естественных монополий.

     4. Развитие элементов конкуренции  в отраслях естественных монополий  путем их реформирования и  реструктуризации.

     5. Защита прав потребителей посредством  контроля за качеством производимых  товаров и предоставляемых услуг, за соблюдением правил безопасности.

     Выбор отдельного метода или комбинации при  организации системы регулирования  зависит от характера отрасли  и конкретных особенностей рынка.

     Для достижения более эффективного функционирования отраслей естественных монополий необходима выработка системного подхода государства к регулированию этих отраслей с целью координации интересов общества и хозяйствующих субъектов, защиты потребителей от  злоупотреблений монопольным положением и нарушений интересов потребителей,  развития отраслей с естественной монополией в интересах общества. Это должно происходить за счет усиления государственного влияния на естественные монополии, совершенствования ценового и тарифного регулирования, развития конкуренции, где это возможно, совершенствование правовых основ.

     Стратегической целью реформирования электроэнергетики Российской Федерации является обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, создание условий для надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Необходимость реформы в этой сфере вызывается тем, что энергетика России существует в режиме, когда вертикально интегрированная компания исключает возможность любой конкуренции и привлечения инвестиций, общий уровень износа оборудования превысил отметку в 50%, действует затратный механизм тарифообразования и поэтому у энергетиков отсутствует реальная мотивация сокращать издержки.

     Затянувшееся  формирование полноценной системы рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии может также в значительной мере препятствовать выполнению приоритетной задачи проведения реформы на ближайшие 3- 4 года - обеспечению стабильного притока инвестиций в конкурентные секторы электроэнергетики. Правительство РФ своим Постановлением от 07.04.2007г. №205 уже внесло изменения в нормативные акты, обеспечивающие поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке по нерегулируемым государством ценам. Но согласно принятым поправкам объемы электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке, даже в 2011г. достигнут лишь 15-20%.

     Могут существовать основные мероприятия, которые  должны быть осуществлены для повышения  эффективности функционирования естественных монополий и создания условий  для развития конкурентных отношений: 

     -  создание самостоятельных компаний - владельцев сетей, являющихся непосредственно естественными монополиями путем выделения их из состава предприятий монополистов, доминирующих на этих рынках;

     - государственное регулирование  тарифов и услуг, предоставляемых этими компаниями;

     - государственный контроль за  не дискриминационным доступом конкурирующих предприятий к инфраструктурным сетям.

     Движение  в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это  возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям – установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.

     Органы  контроля и регулирования могут  быть разделены с учетом отраслевой и функциональной специализации. Факторы  важные при выборе между местной и общенациональной структурой органов регулирования и контроля важны и при рассмотрении отраслевой специализации органов контроля. Доводы в пользу наличия специализированного органа для каждого сектора состоят в том, что отрасли обладают различными характеристиками, что существует экономия от специализации и от агрегирования, что большее число учреждений диверсифицируют риск институциональных неудач,  что большее число органов создает больше возможностей для политического эксперимента. И, наоборот, имеются некоторые вопросы, которые выходят за пределы отраслей и которые могут принести выгоды от согласованного механизма действий. В некоторых странах различные органы контроля ответственны за разные функции, например, занимаются экономическим регулированием водоснабжения, но не занимаются регулированием его технического состояния и экологических аспектов деятельности.

     В качестве возможных средств обеспечения  общественно приемлемого положения  со стороны естественной монополии  представляются две альтернативы: государственная собственность и государственное регулирование. В рамках первой возможности государство в лице государственного агентства непосредственно или через подведомственные учреждения и предприятия организует производство товаров и услуг, которые не могут производиться в частном секторе.

     Выдача  лицензий и сертификатов на производство товаров и услуг предоставляет  возможность государственным органам  определять условия доступа частного капитала в регулируемые сферы экономики.  Предоставление лицензий происходит на конкурсной основе. Лицензию получает компания, предлагающая наиболее выгодные с точки зрения удовлетворения общественных интересов условия.  Конкурсный характер выдачи лицензий представляет собой квазиконкурентный механизм. Конкуренция разворачивается не на рынке, а за рынок. Конкуренция остается важнейшим инструментом реализации интересов общества и его отдельных граждан, но в данном случае как бы меняется точка ее приложения: конкуренция между компаниями замещается состязанием между ними за право доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить соревновательность даже в тех отраслях, материально-техническая база и прочие особенности развития которых предполагают сохранение в них естественной монополии.

     Для ценового регулирования естественных монополий могут быть использован ряд инструментов, например, непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов или косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.

     Корпоративное регулирование естественных монополий  предусматривает реструктуризацию  посредством разделения вертикально интегрированной монополии по производству, передаче и распределению электроэнергии и отделение потенциально конкурентных видов деятельности от включающих значительный естественно-монопольный компонент. Успех этих мероприятий может стать весомым аргументом в пользу частичного изменения начальной логики реформ – выделения в самостоятельные виды бизнеса всех потенциально конкурентных стадий производственно- хозяйственных процессов в рамках бывшей монополии.

     Государство с помощью конкурентной политики может содействовать разделению конкурентных и регулируемых сфер внутри естественной монополии. Например, некоторые  виды деятельности в системе железнодорожного транспорта монопольны по причинам технологического характера. Такой монополизм не может быть устранен традиционными рыночными методами, что обусловливает необходимость четкого выделения сектора, нуждающегося в особом режиме функционирования и управления, в прямом государственном регулировании.

     На  примере железнодорожного транспорта разграничение и выделение потенциально конкурентных сфер должно проводиться  путем создания коммерческих направлений, общегосударственных эксплутационных компаний грузоперевозок, условий для рыночной конкуренции перевозчиков путем равного доступа к инфраструктуре железных дорог операторов, имеющих собственный подвижной состав, который передается им в лизинг железными дорогами или продается в собственность; выделения из основной деятельности структур социальной сферы и передачи их на баланс местных бюджетов; приватизации предприятий непрофильной сферы деятельности, ремонтных предприятий или передачи их в муниципальную собственность; введения категорирования железнодорожных линий.

     Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу  развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, являющихся естественными  монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли; на четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Формирование  стратегии регулирования естественных многопродуктивных монополий связано с установлением необходимости их государственного регулирования, выявления естественно-монопольного и конкурентного ядра в вертикально-интегрированной корпорации и определения соотношения конкуренции и регулирования в естественно-монопольных отраслях экономики.

     Подход  к регулированию естественных многопродуктивных монополий должен строиться на положении, согласно которому естественные многопродуктивные монополии - составная часть «планируемой системы», в которую входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы. Функции управления и контроля над ними должны выполнять государство и общество в целом. В отношении естественных многопродуктивных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

     Можно выделить следующие специфические проблемы, характерные для современной российской экономики:

     ·   проблема износа основных фондов;

     ·   отсутствие скоординированности функционирования отраслей на федеральном и региональном уровнях;

     ·   институциональные проблемы создания среды функционирования естественных монополий. Разработка законодательства, формирование органов управления;

     ·   проблема асимметрии информации и коррумпированности чиновников;

     ·   проблема неэффективного проведения приватизации;

     ·   проблема не разработанности четкой стратегии реформирования, учитывающей взаимозависимость микро-, мезо- и макроэкономики и влияния реформ на государство (увеличение ВВП, повышение конкурентоспособности страны, стратегическую безопасность), общество (повышение общественного благосостояния, решение социальных проблем) и экономику (эффективное функционирование естественных монополистов и других основных отраслей промышленности).

     Выбор форм и методов формирования стратегии  государственного регулирования естественной многопродуктивной монополии определяется отраслевыми особенностями такой естественной монополии и спецификой их проявления на региональном и федеральном уровнях. Они обусловлены уникальностью производимого товара и специфичностью активов (длительный период окупаемости и немобильность), технологическими возможностями производства и уровнем технико-экономической оснащенности.

     В вопросе эффективности применяемых  инструментов государственного регулирования  естественной многопродуктивной монополии необходимо отметить несовершенство тарифного регулирования. Стратегия государственного регулирования должна ориентироваться не просто на понижение тарифов, а на соблюдение множества факторов, касающихся безопасного функционирования отрасли, надежности, соблюдения экологических стандартов.

     Оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как способ адаптации монопольных структур экономики к изменившимся условиям хозяйствования.

      
 
 

     Список  использованной литературы: 

Информация о работе Регулирование многопродуктивных естественных монополий