Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:16, контрольная работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.
Целью регулирования естественных монополий является обеспечение экономических условий для роста благосостояния общества и предотвращение перераспределения национального богатства в пользу монополистов. Это регулирование затрагивает преимущественно "выходные" параметры деятельности фирм не вмешиваясь во внутрифирменную стратегию.
Можно выделить ряд наиболее общих направления деятельности институты государственного регулирования естественных монополий:
1.
Усиление государственного
2.
Изменение формы собственности
субъектов естественных
3.
Совершенствование ценового
4.
Развитие элементов
5.
Защита прав потребителей
Выбор
отдельного метода или комбинации при
организации системы
Для достижения более эффективного функционирования отраслей естественных монополий необходима выработка системного подхода государства к регулированию этих отраслей с целью координации интересов общества и хозяйствующих субъектов, защиты потребителей от злоупотреблений монопольным положением и нарушений интересов потребителей, развития отраслей с естественной монополией в интересах общества. Это должно происходить за счет усиления государственного влияния на естественные монополии, совершенствования ценового и тарифного регулирования, развития конкуренции, где это возможно, совершенствование правовых основ.
Стратегической целью реформирования электроэнергетики Российской Федерации является обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, создание условий для надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Необходимость реформы в этой сфере вызывается тем, что энергетика России существует в режиме, когда вертикально интегрированная компания исключает возможность любой конкуренции и привлечения инвестиций, общий уровень износа оборудования превысил отметку в 50%, действует затратный механизм тарифообразования и поэтому у энергетиков отсутствует реальная мотивация сокращать издержки.
Затянувшееся формирование полноценной системы рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии может также в значительной мере препятствовать выполнению приоритетной задачи проведения реформы на ближайшие 3- 4 года - обеспечению стабильного притока инвестиций в конкурентные секторы электроэнергетики. Правительство РФ своим Постановлением от 07.04.2007г. №205 уже внесло изменения в нормативные акты, обеспечивающие поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке по нерегулируемым государством ценам. Но согласно принятым поправкам объемы электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке, даже в 2011г. достигнут лишь 15-20%.
Могут существовать основные мероприятия, которые должны быть осуществлены для повышения эффективности функционирования естественных монополий и создания условий для развития конкурентных отношений:
- создание самостоятельных компаний - владельцев сетей, являющихся непосредственно естественными монополиями путем выделения их из состава предприятий монополистов, доминирующих на этих рынках;
- государственное регулирование тарифов и услуг, предоставляемых этими компаниями;
- государственный контроль за не дискриминационным доступом конкурирующих предприятий к инфраструктурным сетям.
Движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям – установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.
Органы контроля и регулирования могут быть разделены с учетом отраслевой и функциональной специализации. Факторы важные при выборе между местной и общенациональной структурой органов регулирования и контроля важны и при рассмотрении отраслевой специализации органов контроля. Доводы в пользу наличия специализированного органа для каждого сектора состоят в том, что отрасли обладают различными характеристиками, что существует экономия от специализации и от агрегирования, что большее число учреждений диверсифицируют риск институциональных неудач, что большее число органов создает больше возможностей для политического эксперимента. И, наоборот, имеются некоторые вопросы, которые выходят за пределы отраслей и которые могут принести выгоды от согласованного механизма действий. В некоторых странах различные органы контроля ответственны за разные функции, например, занимаются экономическим регулированием водоснабжения, но не занимаются регулированием его технического состояния и экологических аспектов деятельности.
В
качестве возможных средств обеспечения
общественно приемлемого
Выдача
лицензий и сертификатов на производство
товаров и услуг предоставляет
возможность государственным
Для ценового регулирования естественных монополий могут быть использован ряд инструментов, например, непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов или косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.
Корпоративное
регулирование естественных монополий
предусматривает
Государство с помощью конкурентной политики может содействовать разделению конкурентных и регулируемых сфер внутри естественной монополии. Например, некоторые виды деятельности в системе железнодорожного транспорта монопольны по причинам технологического характера. Такой монополизм не может быть устранен традиционными рыночными методами, что обусловливает необходимость четкого выделения сектора, нуждающегося в особом режиме функционирования и управления, в прямом государственном регулировании.
На
примере железнодорожного транспорта
разграничение и выделение
Регулирование
естественных монополий должно быть
гибким и соответствовать этапу
развития отрасли и происходящим
в ней технологическим
Заключение
Формирование
стратегии регулирования
Подход к регулированию естественных многопродуктивных монополий должен строиться на положении, согласно которому естественные многопродуктивные монополии - составная часть «планируемой системы», в которую входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы. Функции управления и контроля над ними должны выполнять государство и общество в целом. В отношении естественных многопродуктивных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.
Можно выделить следующие специфические проблемы, характерные для современной российской экономики:
· проблема износа основных фондов;
· отсутствие скоординированности функционирования отраслей на федеральном и региональном уровнях;
· институциональные проблемы создания среды функционирования естественных монополий. Разработка законодательства, формирование органов управления;
· проблема асимметрии информации и коррумпированности чиновников;
· проблема неэффективного проведения приватизации;
· проблема не разработанности четкой стратегии реформирования, учитывающей взаимозависимость микро-, мезо- и макроэкономики и влияния реформ на государство (увеличение ВВП, повышение конкурентоспособности страны, стратегическую безопасность), общество (повышение общественного благосостояния, решение социальных проблем) и экономику (эффективное функционирование естественных монополистов и других основных отраслей промышленности).
Выбор форм и методов формирования стратегии государственного регулирования естественной многопродуктивной монополии определяется отраслевыми особенностями такой естественной монополии и спецификой их проявления на региональном и федеральном уровнях. Они обусловлены уникальностью производимого товара и специфичностью активов (длительный период окупаемости и немобильность), технологическими возможностями производства и уровнем технико-экономической оснащенности.
В
вопросе эффективности
Оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как способ адаптации монопольных структур экономики к изменившимся условиям хозяйствования.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Регулирование многопродуктивных естественных монополий