Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.
Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.
Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Важнейшими факторами, влияющие на развитие малого бизнеса в России, являются:
В настоящее время в России
условия для развития малого
бизнеса, особенно производственного,
далеко не самые благоприятные.
До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
Поддержка малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям:
Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого бизнеса, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого бизнеса, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.[12]
В настоящее время оказанию действенной поддержки малым предприятиям препятствуют отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта. Представлять такую возможность, причем на доступных условиях, должна инфраструктура поддержки малого бизнеса. Очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может. Именно поэтому одна из первых задач (первая, пожалуй, все-таки создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие бизнеса) - это создание комплексной инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности.
Основные из них - это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого бизнеса, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство науки и технологий РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ, Министерство общего и профессионального образования РФ и другие.
К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.
Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений
Объектами инфраструктуры являются:
Бизнес-центры оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые сдают в аренду офисные помещения.
Агентства поддержки малого бизнеса. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.
Технопарки – это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требуют значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время зарегистрированы более 150 технопарков.
Основные задачи, которые решают технопарки:
• экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;
• оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;
• помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;
• предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей;
• оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.
Инновационно-технологические центры создаются, как правило, на базе научно - исследовательских институтов и центров. Цели аналогичны целям технопарков, отличаясь тем, что в уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий.
Учебно-деловые центры занимаются подготовкой кадров для рыночной экономики, нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес - школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России созданы 77, а также 52 их филиала в небольших городах.
Региональные информационно - аналитические центры. Эти структуры были созданы в 1994-1997 года в 39 регионах России. В задачи информационно - аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно - технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.
Инкубирование бизнеса является одним из инфраструктурных механизмов поддержки предпринимательства, рассчитанных на долгосрочный период. Бизнес-инкубаторы помогают созданию малых и средних предприятий, как правило, инновационного типа. В макрорегионах эта функция становится все более важной, так как выход предприятий на старые и новые рынки усложняется из-за усиления внутренней и внешней конкуренции.[8]
В России бизнес-инкубированию как направлению поддержки малого предпринимательства присуща эволюционно обусловленная специфика. Существуют проблемы как в теоретико-методологической области, так и при реализации концепции бизнес-инкубирования на практике, такие как отсутствие единого понятийно-категориального аппарата, неурегулированность вопросов организации финансирования и кредитования бизнес-инкубаторов, привлечения высококвалифицированных кадров и т.д.
Актуальные тенденции трансформации российского экономического пространства определяют необходимость разработки нового подхода к инкубированию бизнеса. Важным условием успешной деятельности
бизнес-инкубатора является его адекватность существующей экономической среде, а также способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия. Даже малое предприятие теперь не может функционировать без учета взаимодействия местных, региональных, макрорегиональных и глобальных условий. В соответствии с макроэкономическим масштабом интеграции регионов бизнес-инкубаторы должны ориентироваться на комплексное развитие макрорегионов, вырабатывать межрегиональный характер деятельности.
Формирование бизнес-инкубатора межрегионального типа поможет полнее использовать разнообразные ресурсы заинтересованных регионов и само становится ресурсом для нового масштабирования экономической системы макрорегиона. Для укрепления статуса и организационной структуры такого инкубатора могут привлекаться как внутренние, так и внешние ресурсы объединяющихся регионов, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной или международной основе. В результате функционирования бизнес-инкубатора нового типа хозяйственные субъекты макрорегиона получат больше возможностей для развития культуры и коммуникаций, обмена опытом и знаниями, интеграции ресурсов и отношений, согласования стратегий и тактик поведения в общей системе воспроизводства. Создание бизнес-инкубатора межрегионального типа должно основываться на принципах гармоничной консолидации национально-государственных и региональных интересов, согласования действий органов власти, предпринимателей и населения в рамках задач социально-экономической модернизации российского общества.[10]
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса в России
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в России большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
На малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. В России же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии, как руководителей, так и членов коллектива.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную, причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.[3]
Малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие.
Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития