Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.
Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.
Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. По словам Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, депутата Государственной Думы Е.Фёдорова ситуация в сфере малого и среднего бизнеса складывается весьма обнадёживающая. В настоящее время, в условиях кризиса, снизился поток товаров, поступающих из-за рубежа. В связи с этим российскому предпринимательству стало легче в плане конкуренции - продукция отечественных товаропроизводителей стала пользоваться большим спросом.

 Правительство Российской Федерации  объявило о том, что намерено  всячески поддерживать малый  бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса?

Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В 2009 году на финансирование программ поддержки малого предпринимательства выделили 10,5 млрд. рублей, и регионы получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле 2009 года также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В 2009 году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса. С 1 января 2010 года также вступила в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса.[6]

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

На мой взгляд, у малого бизнеса в России на сегодняшний день очень хорошие перспективы развития, хотя экономическая ситуация в стране сложная и работать приходится в непростых условиях. Смятение и растерянность от резко изменившейся экономической ситуации у владельцев небольших фирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активной экономической деятельности в малом бизнесе, несмотря на негативную динамику развития данного сектора экономики в начале 2009 года.  

 Все действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства, конечно  при активном участии самих предпринимателей, помогут многим успешно развивать своё дело. Но всё будет зависеть от того насколько быстро и безболезненно перенесет Россия мировой финансовый кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, снижает уровень безработицы, предоставляя новые рабочие места и т.д. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Малое бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

Сегодняшнее состояние малого бизнеса в России – это результат мирового финансового кризиса, после которого экономика страны только начала медленно подниматься, поэтому условия для развития малого предпринимательства минимальны. Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике страны, темпы развития малого предпринимательства можно назвать устойчивыми, так как уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база, регулирующая отношения субъектов предпринимательства. Изменился социальный образ предпринимателя и отношения к нему общества. А основное, по моему мнению, это то, что государство стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства. Правительство РФ верит в успехи малого бизнеса и стремится создать максимально благоприятные условия для его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса // Экономика и жизнь. 2007. № 7. с. 57-68
  2. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы// Федеральная газета. 2007. № 1-2. с.3-5
  3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист. 2008. № 10. с. 21-23
  4. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир. 2008. №11. с.7-8
  5. ИохинВ.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник – М.:Экономика. 2008. 544с.
  6. Карпов С..А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист. 2009. №1 с.11-13
  7. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть. 2008. №8-9.  с.8
  8. Кудрин Л..А. Финансовый кризис в России // Финансы. 2008. №10 с.21
  9. Мониторинг административных барьеров развития малого предпринимательства. –М., ЦЭФИР, 2007.
  10. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66
  11. Постановление правительства Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  12. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 696с
  13. Руденко А.И., Экономика предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – Мн.: 2007. – 264с.
  14. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2009 года //  Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального Института Системных Исследований Проблем Предпринимательства. 2010.
  15. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть.2009. №2 с.11-12
  16.   Статистические данные информационного агентства РОСБАЛТ (http://www.rosbalt.ru)
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
  18. Фесюн А. В. Формирование бизнес-инкубатора межригионального типа: Дисс. канд. эконом. наук. – Волгоград: ВГУ, 2009. -  124 с.
  19. Фесюн А.В. К вопросу о создании бизнес-инкубаторов в макрорегионах / А. Фесюн // Тезисы докладов IV ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр южного научного центра РАН. 9-18 апреля 2008 г. – Ростов на Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.
  20. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М., Сфера. 2008. с.5-12
  21. Шиняева Н. Большой шаг малого бизнеса // ЭЖ-Юрист. 2007. № 32
  22. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27
  23. http://www.kreditbusiness.ru  - Кредитный портал Кредит Бизнес.Ru
  24. www.samarastat.ru - Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области и Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области.

 


 



Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития