Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, что тесно связано с созданием мелких и средних предприятий.
Как известно, малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью.
Малый бизнес- процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) в рыночном пространстве с ограниченным количеством ресурсов (капитал, численность персонала и т.д.), который осуществляется в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для развития предпринимательского дела, для выполнения финансовых обязательств государственными налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы.

При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий. [6]

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия по  сокращению инвестиционных и  налоговых расходов;

3) пересматривать методы работы  с контрагентами (например, предприятия  будут отказываться от предоплаты  на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков  и криминальных кредитных касс - "общаков") и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

В целом, влияние кризиса на малый бизнес выражается в существующих либо возможных в будущем финансовых проблемах - отсутствие оборотных средств и возможности получения займов (особенно, под невысокие проценты или без залога, а также на создание нового бизнеса), сложности с получением займов от государственных (муниципальных) фондов поддержки малого бизнеса из-за недостаточных размеров их денежных активов, снижение потребительского спроса (как следствие – снижение прибыли и рентабельности), вероятность неплатежей от контрагентов, что приводит к отказу от привычных схем расчётов, прекращению работы с некоторыми поставщиками и подрядчиками, что также отражается на прибыли предприятия.

  Одной из основных мер для  выхода из финансового кризиса  является поддержка малого бизнеса. Государственные и региональные  власти предпринимают различные  шаги для оказания помощи предпринимателям  в непростых условиях.

Так, в 2009 году Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). [2]

Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку МСБ; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели.

Принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСБ, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого и среднего бизнеса.

Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков.

В конце июня 2009 года во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации. Упрощен доступ малых и средних компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов (в Татарстане, Москве и на базе Сбербанка) с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции.

Во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства.

Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502.[10]

В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

Принятые и реализуемые в 2009 г. меры поддержки малого и среднего бизнеса были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов.

Данные меры поддержки по-разному повлияли на развитие малого бизнеса в регионах на территории РФ.

Так, если рассматривать динамику развития малого предпринимательства в Самарской области, то можно сказать, что прослеживается спад количества малых предприятий и других показателей.

По данным  Информационно-консалтингового агентства Самарской области в первом квартале 2009 года произошло уменьшение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 74 единицы — на 0,1%, по сравнению с 1 кварталом 2008 года.

Доля малых предприятий (без микропредприятий) в основных экономических показателях Самарской области составила:

  • в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) — 11,0%;
  • в обороте организаций — 16,5 %;
  • в инвестициях в основной капитал — 4,2 %.

 

За 1 квартал 2009 года в сфере малого и среднего бизнеса Самарской области с учетом средних предприятий и предпринимателей без образования юридического лица было постоянно занято 295,4 тыс. чел., что составляет 24,5% от всех занятых в экономике области. Общая численность занятых в малом и среднем бизнесе составила 368,8 тыс. человек.

Однако численность работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса Самарской области гораздо больше, т.к. у каждого предпринимателя без образования юридического лица, а их за 1 квартал 2009 года насчитывалось 66 713 человек. можно предположить, что численность занятых в сфере малого бизнеса Самарской области составляет более 40 % от всех занятых в экономике области.

Численность предпринимателей без образования юридического лица увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,4% или на 5,17 тыс. человек.

Основная доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) занята в организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 25,7 % от общей численности занятых на малых предприятиях области (34,7 тыс.чел.), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг 22,3% (29,3 тыс. чел.), строительством — 12,3% (13,2 тыс.чел.), обрабатывающими производствами — 17,6% (23,9 тыс.чел.), это связано с тем, что в данных отраслях сосредоточено наибольшее количество малых предприятий, на которых численность работников, занятых на одном предприятии превышает средний показатель по области. На долю этих отраслей приходится 77,9% от общей численности занятых на малых предприятиях и 22,1% приходится на остальные отрасли.

Среднемесячная заработная плата сотрудников на малых предприятиях по сравнению с 1 кварталом 2008 года увеличилась на 640,1 рубля или на 5,5%.

Доля инвестиций в основной капитал в общеобластном уровне:

  • малых предприятий (без микропредприятий) — 4,2 %
  • средних предприятий — 2,6 %.

В 1 квартале 2009 года наибольший объем инвестиций в основной капитал направлен малыми предприятиями (без микропредприятий), занимающихся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 31,0% (227,0 млн. рублей), строительства — 17,8% (130,3 млн. рублей), осуществляющим операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг — 17,1% (125,6 млн. рублей), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 14,1% (103,4 млн. рублей), обрабатывающими производствами — 9,3 % (68,3 млн. рублей), транспорт и связь — 7,4% (54,0 млн. руб.). Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее инвестиционно привлекательной для малых предприятий по-прежнему является сфера оптовой и розничной торговли, имеющая высокую самоокупаемость и оборачиваемость вложенных средств, а наименее привлекательными — обрабатывающие производства и производства по добыче полезных ископаемых, что в основном связано с дефицитом производственных площадей для размещения небольших производств, более сложным процессом оформления заемных средств, более длительным сроком окупаемости, неблагоприятным налоговым режимом, высокой стоимостью подключения к электросетям.[24]

Инвестиции в основной капитал на средних предприятиях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 616,8 млн. рублей — на 67,9% , на малых предприятиях уменьшились на 801,8 млн. рублей — на 52,2%.

Инвестиции в основной капитал по средним предприятиям, распределились главным образом по следующим отраслям:

    • строительство — 51,7 млн. рублей,
    • предприятия транспорта и связи - 7,6 млн. рублей,
    • ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 48,9 млн. рублей,
    • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 63,9 млн. рублей,
    • обрабатывающими производствами — 75,7 млн. рублей.

 

Активные меры, предпринимаемые в условиях кризиса Правительством Самарской области для оказания региональной поддержки малому и среднему бизнесу (к которым относится: финансовая и имущественная  поддержка, стимулирование спроса на отечественные товары малых предприятий, снижение налогового бремени и административных барьеров, информационная поддержка) можно представить в виде таблицы:

 

 

2.3 Перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в России

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития