Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………
2. Стимулирующая функция состоит
в побуждении производителей
к созданию новой продукции,
необходимых товаров с
3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
4. Посредническая функция обеспечивает
встречу экономически обособленных производителей
и потребителей с целью обмена результатами
труда. Также экономически обособленные
производители в условиях глубокого общественного
разделения труда должны найти друг друга
и обменяться результатами своей деятельности.
Без рынка практически невозможно определить,
насколько взаимовыгодной является та
или иная технологическая и экономическая
связь между конкретными участниками
общественного производства. В нормальной
рыночной экономике с достаточно развитой
конкуренцией потребитель имеет возможность
выбора оптимального поставщика (с точки
зрения качества продукции, ее цены, сроков
поставки, после сбытового обслуживания
и других параметров). В то же время продавцу
предоставляется возможность выбрать
наиболее подходящего покупателя.
5. Информационная
функция дает участниками рынка через
постоянно меняющиеся цены объективную
информацию об общественно необходимом
количестве, ассортименте и качестве тех
товаров и услуг, которые поставляются
на рынок. Стихийно протекающие операции
превращают рынок в гигантский компьютер,
собирающий и перерабатывающий колоссальные
объемы точечной информации и выдающий
обобщенные данные по всему тому хозяйственному
пространству, которое он охватывает.
Это позволяет каждому предприятию постоянно
сверять собственное производство с меняющимися
условиями рынка.
6. Последняя, оздоравливающая функция
как бы «очищает» экономику от ненужной
и неэффективной хозяйственной деятельности.
Те предприниматели, которые не учитывают
запросы потребителей и не заботятся о
прогрессивности и рентабельности (доходности)
своего производства, терпят поражение
в конкурентной борьбе и наказываются
«банкротством». И наоборот, общественно
полезные и эффективно работающие предприятия
процветают и развиваются.
В рыночной системе отсутствует
личная зависимость одного субъекта от
другого. Но это не следует понимать как
отсутствие личных контактов между потребителями
и продавцами. Главное в другом – над каждым
агентом рыночного хозяйства господствует
не личность – в лице вождя племени, рабовладельца,
феодала, политбюро с председателем правящей
партии и т.п., а безличностная неумолимая
сила рыночных механизмов.
Дифференциация доходов в
Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер. На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
а) свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
б) примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
в) рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
г) договорные отношения;
д) конкуренция;
е) государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
ж) открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
з) обеспечение социальной защищенности населения.
1.5. Достоинства и недостатки рынка
Рынок как определенная система распределения и использования ограниченных ресурсов имеет целый ряд очевидных преимуществ перед другими экономическими системами:
- рыночный механизм
- рыночную
экономику характеризует гибкость и высокая
степень приспособляемости производства
к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры.
Например, в 70-е годы при четырех – шестикратном
повышении цен на нефть рынок ответил
разработкой альтернативных энергоносителей
(атомных, ветряных и др.), внедрением ресурсосберегающей
технологии и добычи нефти на дне океана;
- оптимальное использование НТР.
- способность к удовлетворению самых
разнообразных потребностей, повышение
качества и услуг, быстрота корректировки
возникающих колебаний цен;
- очевидным преимуществом
рыночного механизма является то, что
он может функционировать без прямого
вмешательства государства. Рынку нужна
только экономическая свобода, которая
подразумевает свободу предпринимательства,
свободу выбора продавцов и покупателей,
свободу ценообразования. Отсюда всемерное
развитие инициативы, творчества. Рынок
в должной мере вознаграждает тех, кто
интенсивно и эффективно работает, строго
дифференцирует доход каждого и тем самым
постоянно поддерживает действенные стимулы
к труду. Командно-административная система,
провозглашая на словах принцип распределения
доходов по труду, на практике осуществляет
жесткий централизованный контроль за
их уровнем, что неизбежно порождает уравнительное
распределение, не создающее должных стимулов
к труду.
Однако рыночная экономика имеет и отрицательные стороны. К ним относятся следующие:
- рыночная экономика не имеет
механизма защиты окружающей
среды, сохранения природных
- рынок
не создает стимулы для производства товаров
и услуг коллективного пользования (дороги,
образование, общественный транспорт,
фундаментальные научные исследования
и др.);
- рынок беспощаден к слабой
части населения (детям,
- рынок не гарантирует право на труд, доход и не обеспечивает перераспределения доходов. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Рынок постоянно снижает уровень занятости, вытесняя из производства слабых контрагентов;
- рынок и рыночные отношения
являются благоприятной средой
для возникновения мафии и
мафиозных структур, проведения
махинаций. Теневая экономика
существует во всех странах
с рыночной экономикой и
- рыночная экономика, особенно
неразвитая и свободная,
- в рыночной экономике
Выделяют четыре типа фиаско рынка:
- монополия (их разновидности);
- несовершенная информация;
- внешние эффекты;
- общественные блага.
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная
инфраструктура и субъекты
Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – рыночную экономику. Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью и т.п.
Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.
В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.
На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.
На медиумуровне (нередко
говорят «мезоуровень») инфраструктура
представляет собой совокупность объектов
или сооружений, обслуживающих определенную
территорию: республика, край, область,
город, поселок, село.
Это местные системы обеспечения электроэнергией,
водой, теплом, связью, профессиональным
и народным образованием, здравоохранением
и т. д.
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.
Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.
Социально – бытовая инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.
Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.
Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка