Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Содержание

Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 149.10 Кб (Скачать файл)

2. Стимулирующая функция состоит  в побуждении производителей  к созданию новой продукции,  необходимых товаров с наименьшими  затратами и получением достаточной  прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на  его основе - интенсификации производства  и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

3.   Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

4.   Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 
        5.   Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

6. Последняя, оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. 
     В рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта от другого. Но это не следует понимать как отсутствие личных контактов между потребителями и продавцами. Главное в другом – над каждым агентом рыночного хозяйства господствует не личность – в лице вождя племени, рабовладельца, феодала, политбюро с председателем правящей партии и т.п., а безличностная неумолимая сила рыночных механизмов.

Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве – объективный результат  действия механизмов цен и конкуренции.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер. На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

а) свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

б) примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;

в) рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

г) договорные отношения;

д) конкуренция;

е) государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;

ж) открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;

з) обеспечение социальной защищенности населения.

 

 

 

 

 

1.5. Достоинства и недостатки  рынка

 

 Рынок как определенная система распределения и использования ограниченных ресурсов имеет целый ряд очевидных преимуществ перед другими экономическими системами:

- рыночный механизм обеспечивает  эффективное распределение ресурсов. Он направляет ресурсы через  ценовой механизм туда, где они  наиболее необходимы обществу, использует  те технологии производства, которые  удешевляют его издержки. Как  отмечал А. Смит, каждый рыночный  субъект преследует лишь свою  выгоду, свой собственный интерес,  не ставя своей целью содействовать  общественной пользе. Однако, в конечном  счете, он направляется к этой  цели, наилучшим образом служа  интересам общества. Через рынок  стихийно регулируется структура  общественного производства и  потребностей. Автоматически решается  вопрос, что и в каком количестве  производить. Рыночная экономика  не знает таких присущих для  командно-административной системы  явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.; 
          - рыночную экономику характеризует гибкость и высокая степень приспособляемости производства к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. Например, в 70-е годы при четырех – шестикратном повышении цен на нефть рынок ответил разработкой альтернативных энергоносителей (атомных, ветряных и др.), внедрением ресурсосберегающей технологии и добычи нефти на дне океана;

- оптимальное использование НТР.  Стремясь получить максимально  высокую прибыль, товаропроизводители  идут на определенный риск: выпускают  товары с новыми потребительными  свойствами, вводят новейшие технологии, то позволяет иметь временные  преимущества в конкурентной  борьбы за счет снижения индивидуальных  издержек и получения сверхприбыли. Таким образом, сам рыночный  механизм создает постоянно действующие  стимулы для повышения эффективности производства; 
- способность к удовлетворению самых разнообразных потребностей, повышение качества и услуг, быстрота корректировки возникающих колебаний цен; 
     - очевидным преимуществом рыночного механизма является то, что он может функционировать без прямого вмешательства государства. Рынку нужна только экономическая свобода, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Отсюда всемерное развитие инициативы, творчества. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду. Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения доходов по труду, на практике осуществляет жесткий централизованный контроль за их уровнем, что неизбежно порождает уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду.

 Однако рыночная экономика имеет и отрицательные стороны.                      К ним относятся следующие:

- рыночная экономика не имеет  механизма защиты окружающей  среды, сохранения природных ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана, редких видов животных и т.д.; 
           - рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт, фундаментальные научные исследования и др.);

- рынок беспощаден к слабой  части населения (детям, инвалидам,  пенсионерам и матерям-одиночкам);

- рынок не гарантирует право  на труд, доход и не обеспечивает  перераспределения доходов. По  словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Рынок постоянно снижает уровень занятости, вытесняя из производства слабых контрагентов;

- рынок и рыночные отношения  являются благоприятной средой  для возникновения мафии и  мафиозных структур, проведения  махинаций. Теневая экономика  существует во всех странах  с рыночной экономикой и занимается  игро- и наркобизнесом, торговлей оружием и т.д.;

- рыночная экономика, особенно  неразвитая и свободная, характеризуется  нестабильностью, неравномерностью  развития отдельных регионов  и отраслей и подвержена кризисам  пере – или недопроизводства, инфляции;

- в рыночной экономике возникают  ситуации, когда чисто рыночные  механизмы оказываются не в  состоянии обеспечить эффективное  использование ресурсов. Эти случаи  получили название "провалы" (фиаско) рынка (market failures).

Выделяют четыре типа фиаско рынка:

- монополия (их разновидности);

- несовершенная информация;

- внешние эффекты;

- общественные блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Рыночный механизм и его элементы

2.1. Рыночная  инфраструктура и субъекты рынка

 

   Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – рыночную экономику. Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью и т.п.

     Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

     В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

     В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, поселок, село. 
Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

    На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

     Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

     Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

     Социально – бытовая инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

     Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка