Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа
С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………
Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Одной из моделей является монополия, для которой характерны:
Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:
Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.
В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Ценовая конкуренция предполагает
продажу товаров по более низким,
чем у конкурентов, ценам. Снижение
цены возможно либо за счет снижения издержек
производства и обращения, либо за счет
уменьшения прибыли. Мелкие и средние
фирмы для того, чтобы удержаться
на рынке, часто соглашаются на небольшую
прибыль. Крупные монополии могут
себе позволить на некоторое время
вообще отказаться от получения прибыли,
чтобы с помощью дешевой
Неценовая конкуренция основана
на предложении товаров более высокого
качества, с большей надежностью и сроками
службы, использовании рекламы и других
способов стимулирования сбыта.
Для совершенной конкуренции
Монополистическая (несовершенная) конкуренция
характеризуется тем, что монополии
имеют возможность влиять на условия
реализации товаров.
Монополия - это рыночное господство одного
продавца, любое господствующее положение
одного лица (или группы лиц) в какой-либо
сфере деятельности. В экономике различают
рыночное господство продавцов: одного
— собственно монополия и нескольких
-олигополия, а также рыночное господство
покупателей: одного - монопсония и нескольких
-олигопсония.
Основными признаками монополизма в производстве
и на рынке являются: высокая концентрация
хозяйственной деятельности в руках одной
или нескольких объединившихся фирм (по
российским законам - обычно свыше 35%);
доминирующее положение этих фирм на рынке
определенных товаров; установление монопольных
цен и получение сверхприбылей.
Суть монополистической деятельности
фирмы сводится к тому, что она намеренно
сокращает количество своих продаж и тем
самым создает искусственный дефицит
на рынке, что приводит к повышению цен.
По происхождению можно выделить два основных
вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия
причинам.
Искусственная монополия — это монополия,
специально созданная путем концентрации
в чьих-то руках определенной хозяйственной
деятельности. Монополии имеют следующие
положительные черты:
• во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат;
• во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам.
К недостаткам монополий, прежде всего,
можно отнести нерациональное распределение
ресурсов. Оно происходит, когда
в погоне за сверхприбылями монополисты
искусственно ограничивают производство
и поднимают цены. В результате
этого нарушается механизм рыночного
регулирования эффективности экономики,
который действует в условиях конкуренции.
Усиление неравенства доходов в обществе
связано с монопольно завышенными ценами
и сверхприбылями, так как получение последних
означает относительное уменьшение доходов
остальной части населения. Экономический
застой и торможение научно-технического
прогресса возможны потому, что монополисты
не испытывают давления конкурентов и
часто могут иметь высокие прибыли и без
дополнительных усилий, благодаря своей
власти на рынке сбыта. Это не способствует
совершенствованию производства, повышению
его эффективности, улучшению качества
продукции, расширению ее ассортимента
и развитию НТП. Кроме того, монополисты
заинтересованы в полном физическом использовании
работающего оборудования. Таким образом,
в монополистическом секторе действуют
две противоположные тенденции: одна —
к развитию научно- технического прогресса,
другая — к его торможению. К негативным
проявлениям монополизма относится опасность
его влияния на политическую демократию.
Такая опасность очевидна, поскольку экономическая
власть позволяет монополистам активно
влиять на политику в своих интересах.
Финансируя политические партии и предвыборные
кампании, они добиваются принятия нужных
решений, получают различные привилегии
(выгодные контракты, налоговые льготы,
субсидии и др.), ущемляя права и интересы
других людей.
В современной экономике
2.3. Роль
государства в рыночной
Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:
-Разрабатывая законы, нормы и правила. -Покупая и продавая товары и услуги. -Осуществляя трансфертные платежи. -Облагая налогами.
Предпринимая попытки стабилизировать экономику. Воздействуя на распределение ресурсов.
1. Государственные органы власти
определяют правовую основу, в соответствии
с которой устанавливаются основные нормы
(правила) владения собственностью и функционирования
рынков. Если правовая основа не допускает
частной собственности на предприятия,
то экономика социалистическая; если предприятия
находятся в собственности отдельных
лиц и действуют ради частной прибыли,
то экономика - капиталистическая. Даже
в наиболее "чистых" капиталистических
экономиках существуют ограничения на
права собственности. Вдобавок к этому
государственные органы всех уровней
регулируют экономическое поведение,
устанавливая подробные правила (нормы)
деятельности предприятий. Регулирующие
правила простираются от зональных требований,
ограничивающих использование земли и
размещение предприятий, а также правил
соблюдения техники безопасности и охраны
здоровья на предприятиях и строительных
правил до попыток полного запрещения
некоторых видов экономической деятельности,
таких, как продажа героина. Некоторые
правила относятся ко всем предприятиям;
в их число входят законы против мошенничества
и расовой дискриминации при найме на
работу, а также антитрестовские законы,
которые (кроме всего прочего) запрещают
соглашения между конкурентами об установлении
фиксированных цен.
2. Государственные структуры покупают
и производят много товаров и услуг, таких,
как оборона, образование, парки и дороги,
которыми они обеспечивают фирмы и домашние
хозяйства. Большая часть этих блат, например
оборона и образование, предоставляется
пользователям без непосредственной их
оплаты. Некоторые, как, например, поездки
на местных автобусных маршрутах, пользование
автотрассами и государственные издания,
оплачиваются непосредственно пользователями.
3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам. Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой- либо непосредственной экономической услуги. Государственные расходы равны сумме государственных покупок товаров и услуг и выплат трансфертов.
4. Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. Остальное финансируется за счет займов. Наибольшая часть суммарных и федеральных налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения.
5. Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции. Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, федеральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет.
6. С помощью расходов и налогов
государство, конечно же, играет ведущую
роль в распределении ресурсов в экономике.
Оно воздействует на то, как производятся
блага, посредством регулирования и правовой
системы. Оно воздействует на то, для кого
производятся блага, через налоги и трансферты,
посредством которых изымается доход
у одних и передается другим.
Помимо этих прямых воздействий, государство
также оказывает косвенное воздействие
на распределение ресурсов через налоги
(и субсидии, которые прямо противоположны
налогам), на цены и уровень производства
на отдельных рынках. Когда правительство
облагает некий товар, например сигареты,
налогом, то это в целом уменьшает объем
производства данного товара; когда оно
вводит субсидии на товар, например на
молоко, то это в целом увеличивает объем
производства.
Полномочия в налогообложении
оказываются, таким образом, полномочиями
в воздействии на распределение
ресурсов в экономике или в
изменении того, что производится.
Облагая налогом сигареты, правительство
может сократить количество выкуриваемых
людьми сигарет и тем самым
укрепить их здоровье. Облагая налогом
полученный в результате работы доход,
государство воздействует на количество
времени, в течение которого люди
хотят работать. Поскольку косвенное
влияние государства на распределение
ресурсов (через воздействие на относительные
цены) имеет такой же эффект, как
и прямое, налоги многое проясняют
в функционировании рыночной системы
и оказывают глубокое воздействие
на способ распределения обществом
ограниченных ресурсов.
Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка