Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Содержание

Введение .............................................................................................................
Глава I. Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, структура и функции
Понятие и сущность рынка…………………………………………….
Условия возникновения рынка………………………………………..
1.3. Структура рынка и его классификация……………………………….
1.4. Основные функции рынка……………………………………………..
1.5. Достоинства и недостатки рынка………………………………………..
Глава II. Рыночный механизм и его элементы
2.1. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка…………………………
2.2. Конкуренция и монополизм……………………………………………...
2.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и
его эффективность……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 149.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 
2.4. Рыночный механизм решения экономических проблем и его эффективность 
 
      Рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей на спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей. В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить и в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна). 
     Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе. 
     На первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной, естественной ценой. Конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

1. Рынок — это многосложная  сфера взаимодействия покупателей  и продавцов, производителей и  потребителей, осуществляемого через  движение цен при регулирующем  воздействии институциональных  норм и правил. Предпосылками  возникновения рынка служат общественное  разделение труда, экономическая  самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

2. Рынок как развитая  система отношений товарного  обмена представляет собой совокупность  отдельных рынков, прежде всего  рынков ресурсов. Рынки классифицируются  в зависимости от объектов  обмена, характера обмениваемых  товаров, условий функционирования  и т.д.

3. Функции рынка определяются  решаемыми им задачами. Рынок  отвечает на вопросы: что, как  и для кого производить? Он  выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.

4. Конкуренция — одно  из основополагающих понятий  рыночной экономики. Это движущий  механизм рынка, фактор внутреннего  развития, борьба участников рынка  за лучшие условия производства  и реализации продукции.

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических  ресурсов. Принято различать конкуренцию  совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для  формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой  институциональной среды.

5. Экономическая деятельность  связана с неопределенностью  и риском. Неопределенность выбора  обусловливается неполнотой и  неточностью информации, неизбежностью  ошибок в процессе прогнозирования.  Не существует «патентованных»  рецептов снижения риска. Повышению  надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений.

6. Позитивные функции  рынка делают его в принципе  достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается  в институциональном регулировании.  Отклонения от условий совершенной  конкуренции свидетельствуют о  несовершенстве рынка.

7. Рынок не способен  противостоять монополистическим  тенденциям. Он непригоден для  устранения внешних эффектов. Рынок  не заинтересован и не может  производить общественные блага.  Он не способен обеспечить  социальные гарантии и противодействовать  социальному расслоению. Несовершенства  рынка нейтрализуются мерами  государственной экономической  и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.    Введение в рыночную экономику: Учебник / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. - М.: Вита-пресс, 2004. - 447 с. 
2.    Введение в экономику: основы экономического анализа: Учебное пособие / Под ред. Б.И. Герасимова. - Тамбов: ТГТУ, 2004. - 140 с. 
3.      Латова Ю.В. Экономическая теория. Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой. - Тула: ТулГУ, 2003. - 292 с. 
4.    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 983 с. 
5.   Микроэкономика: Учебник / Под ред. В.М. Гальперина, С.М. Игнатьева, В.И. Моргунова. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 503 с. 
6.  Субботина Т.П., Мир и Россия: Пособие для дискуссий // Интернет библиотека. - http://wnr.economicus.ru. 
7.  Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеленовой. - М.: Экзамен, 2005. - 592 с.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок: условия возникновения, современная структура и функции рынка