Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных возрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Содержание

Введение
1. Безработица как социально-экономическая категория 4
2. Виды безработицы 13
3. Пути решения безработицы 20
4. Занятость и безработица за июнь 2006года 25
Заключение
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

безрабоица.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Но у многих предприятий просто нет денег  на такие выплаты, и дешевле оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии скрытой безработицы. Кроме того, нередко россияне стесняются быть «безработными» и предпочитают где-то «числиться», даже ценой отказа от помощи со стороны Службы  занятости. [3, с.125]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути решения безработицы

Путями решения  безработицы являются их способы  сокращения. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные  методы.

Уровень фрикционной  безработицы  может  быть снижен за счет:

  1. улучшения     информационного     обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).   Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  2. устранения факторов, снижающих мобильность 
    рабочей  силы.  Для  этого  необходимо  прежде  всего: 
    а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта  в другой.

На протяжении первой половины 90-х гг. в России было сделано немало в этом направлении:  проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система  прописки.

Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального переобучения   и  переквалификации.

Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий  и   научных  институтов.

Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много  различных мер.

Познакомившись с  некоторыми  из  них уже выяснили, что спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо  будет нанять дополнительных работников.

Отсюда и  проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы: повышение доходов граждан —> рост спроса на товары —> рост производства пользующихся спросом товаров —> рост занятости на предприятиях,   производящих эти товары.

Серьезным изъяном  этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами   увеличения   спроса   являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести 
    к росту объемов  производства на отечественных 
    предприятиях и  соответственно занятости  на  них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию 
    предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции.  Тогда отечественным  предприятиям  удастся  увеличить  свою  долю  на  рынке  и нарастить масштабы  производства  и  занятости;
  • поощрение   иностранных   инвестиций   в  экономику России.  Результатом таких инвестиций  становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства  и  занятости для  россиян. [3, с.233]

 Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие  событий.

Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся  найти работу по  найму.

Содержание  этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам  в течение  определенного  времени   можно  практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор»,   уступая   место   новичкам.

В России поддержку  самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа  поддержки   малого предпринимательства,  реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за  низкой   квалификации   и  отсутствия  опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости   (например,   предоставление   определенных налоговых льгот фирмам,  в штате которых молодые  работники  составляют  оговоренную  долю);
  • создание специальных фирм,  предлагающих работу  именно  молодежи;
  • создание  центров  обучения   молодых людей  тем 
    профессиям,  шансы на занятость в которых наиболее  высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только  фрикционной   и  структурной  безработице. [3, с.250]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Занятость  и безработица за июнь 2006года

      В I полугодии 2006 года в службу занятости населения области обратилось за содействием в трудоустройстве 26954 человека, из них число незанятых граждан среди обратившихся составило 21685 чел., получили статус безработного 15302 человека.

При содействии службы занятости населения в январе-июне 2006 года:     нашли работу (доходное занятие) 20810 человек, в том числе 10982 безработных. Получили услуги по профориентации, психологической поддержке и социальной адаптации 35072 человека. Направлено на профессиональное обучение 1954 безработных гражданина, приняли участие в общественных работах 2442 человека.

Уровень трудоустройства  в июне 2006 г. составил 84,4% от численности  обратившихся в службу занятости  в течение текущего месяца граждан, ищущих работу.

На 1 июля 2006 года численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости области, - 15388 человек (не занятых трудовой деятельностью - 14785 чел.), из них 14084  безработных.

Потребность в работниках (вакансии), которой располагала  служба занятости на конец июня 2006 года, составила 7588 человек.

Уровень регистрируемой безработицы по области (рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) на конец июня 2006 года  - 2,1%.

Справочно: На 01.06.2006г. уровень безработицы по Российской Федерации составлял 2,5%  и по Северо-Западному федеральному округу - 1,6%.

Коэффициент напряженности  на рынке труда области (число  незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в  расчете на одну вакансию) составил на конец июня 2006 года 1,9 чел.

Занятость и безработица в России в октябре 2006 года

Численность экономически активного населения к концу  октября 2006г. составила, по оценке, 74,6 млн.человек, или около 52% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В сентябре 2006г. на них работало 38,1 млн.человек, или 54,9% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в сентябре 2006г. составило 40,0 млн. и было больше, чем в сентябре 2005г. на 0,2 млн.человек, или на 0,4%.

 

 

 

 

Таблица 1

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях 
(без субъектов малого предпринимательства)

 

Сентябрь 
2006г., 
тысяч

В % к

Январь- 
сентябрь 
2006г.  
в % к 
январю- 
сентябрю 
2005г.

Справочно

сентябрю 
2005г.

августу 
2006г.

сентябрь 2005г. 
в % к

январь- 
сентябрь 
2005г. 
в % к 
январю- 
сентябрю 
2004г.

сентябрю 
2004г.

августу  
2005г.

Всего замещенных рабочих мест (работников)

39953,0

100,4

99,7

100,4

99,0

99,9

99,0

в том числе:

             

работников списочного состава (без внешних совместителей)

38063,0

100,3

99,7

100,3

98,9

99,6

98,9

внешних совместителей

928,7

100,6

111,5

100,4

100,2

111,6

100,6

работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера

961,3

105,1

91,3

106,9

103,2

102,1

101,7


Безработица. В конце октября 2006г., по оценке, 5,0 млн.человек, или 6,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,6 млн.человек, в том числе 319,6 тыс.человек в Чеченской Республике.

Таблица 2

Динамика численности  безработных

на конец месяца

 

Общая численность 
безработных1)

Численность официально 
зарегистрированных безработных

тыс. 
человек

в % к

тыс. 
человек

в % к

соответст- 
вующему периоду предыдуще- 
го года

преды- 
дущему 
периоду

соответст- 
вующему периоду  
предыдуще- 
го года

преды- 
дущему 
периоду

2005г.

Январь

6080

91,9

99,5

1938

118,2

100,9

Февраль

6056

87,5

99,6

2019

120,9

104,2

Март

5820

89,9

96,1

1997

120,1

98,9

I квартал (в  среднем за месяц) 

5985

89,7

98,9

1984

119,7

108,8

Апрель

5610

93,1

96,4

1972

119,9

98,8

Май

5406

96,8

96,4

1882

118,1

95,4

Июнь

5400

97,7

99,9

1816

116,7

96,5

II квартал (в  среднем за месяц)

5472

95,8

91,4

1890

118,3

95,3

Июль

5397

98,8

99,9

1799

114,5

99,0

Август

5395

99,5

99,9

1766

110,8

98,2

Сентябрь

5444

96,0

100,9

1715

105,0

97,1

III квартал  (в среднем за месяц)

5412

98,1

98,9

1760

110,0

93,1

Октябрь

5491

93,1

100,9

1690

98,8

98,6

Ноябрь

5543

90,3

100,9

1740

94,5

102,9

Декабрь

5660

92,6

102,1

1830

95,3

105,2

IV квартал (в  среднем за месяц)

5565

92,0

102,8

1753

96,1

99,6

Год (в среднем  за месяц)

5608

93,7

 

1847

110,6

 

2006г.

Январь

5776

95,0

102,1

1839

94,9

100,5

Февраль

5893

97,3

102,0

1906

94,4

103,7

Март

5780

99,3

98,1

1905

95,4

100,0

I квартал (в  среднем за месяц) 

5816

97,2

104,5

1883

94,9

107,4

Апрель

5674

101,1

98,2

1875

95,1

98,4

Май

5571

103,1

98,2

1793

95,2

95,6

Июнь

5338

98,9

95,8

1732

95,4

96,6

II квартал (в  среднем за месяц)

5528

101,0

95,0

1800

95,2

95,6

Июль

5104

94,6

95,6

1721

95,7

99,3

Август

4874

90,3

95,5

1707

96,7

99,2

Сентябрь

4910

90,2

100,7

1656

96,6

97,0

III квартал  (в среднем за месяц)

4963

91,7

89,8

1695

96,3

94,1

Октябрь

4950

90,1

100,8

1634

96,7

98,7

1) С учетом численности официально зарегистрированных безработных по Чеченской Республике. Данные за период с июня 2006г. уточнены на основе итогов обследования населения по проблемам занятости за август 2006 года. [6, с.425]

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура