Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:44, курсовая работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого
государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в
жизни и деятельности любого общества.
Вопрос 1: Рынок природных ресурсов. Сущность, функции, особенности рынка
земли.
Вопрос 2: Формирование рынка земли в России.
. особенности Российской цивилизации (отношение к земле)
. история аграрного вопроса в России
. Характеристика Столыпинской реформ
Вопрос 3:Аграрный сектор в современной России.
Вопрос 4: Современные воззрения на рынок земли в России
. цена земли и факторы определяющие цену на землю
. земельный кодекс
перекупщик-торговец. А крестьянские хозяйства получали в лице государства
покупателя для своих семян, скота.
Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические
отношения. Право государства на насилие в экономике впервые
продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его
реформ. Организованное волею государства перемещение миллионов граждан тоже
стало уроком и
образцом власти, утвердившейся после
1917г.
Экономисты России о реформе Столыпина
Столыпинская реформа не была чем-то неожиданным. И в аппарате
государства, и среди политических партий, и в кругах экономистов, и в
обществе аграрные проблемы обсуждались очень активно.
Школа общинников - Воронцов, Карышев, Посников - отрицала какие-либо
перспективы для частной собственности в русской деревне. Она продолжила
линию крестьянского социализма Н.Г. Чернышевского и разных групп
народников. В России будет не капитализм, а народные формы производства. В
селе аграрное дело будет сочетаться с кустарными промыслами.
Соответственно, в политическом плане будет народовластие. Разумеется,
общинники критиковали Столыпина за то, что он чужд российской традиции, что
он пытается насадить в России то, что привезено из Европы и что он сам
видел в западном крае своего губернаторства в Гродно.
Школа либералов - Георгиевский и другие - защищала частную
собственность. Она выступала за европейский путь развития России.
Но на первое место либералы ставили политические преобразования и
развитие промышленности. Первые создадут условия для аграрной реформы, а
второе даст селу машины. Словом: сначала создать демократию - затем
займемся экономикой. А в экономике - сначала проведем индустриализацию,
затем займемся селом.
При этом либералы
без экономической базы невозможна. Игнорировали и то, что развивать
промышленность изолировано от сельского хозяйства удавалось только странам
типа Англии, где был приток капиталов из колоний и где был внешний рынок в
этих же колониях.
Сегодня для нас, переживших и предварительное - до экономической базы
- создание советской
власти, и индустриализацию
села - многое в подходе либералов звучит спорно. Но тогда они были «на
коне» и третировали Столыпина, который на первое место ставил экономические
реформы именно на селе.
Школа умеренных реформаторов. Наиболее яркими ее представителями были
Чупров, Каблуков, Мануйлов. Эта школа опиралась на экономистов московского
университета.
В стратегическом плане они были согласны со Столыпиным. А дальше шли
разногласия. Во-первых, в вопросе о темпе реформ Чупров отстаивал идею не
быстрого, резкого, революционного, а постепенного преобразования общины. Во-
вторых, не путем насилия со стороны власти, а в ходе внутреннего развития
самой общины. В-третьих, умеренные реформаторы сомневались в том, что в
условиях российского села возможно только чисто фермерское хозяйство. Они
писали об артелях, кооперативах и других коллективных структурах.
Итак, наиболее близки Столыпину были либералы. Но в целом среди
экономистов Столыпин не нашел ни значительной поддержки, ни авторитетных
защитников своей реформы.
Столыпин мечтал отдать землю в собственность крестьянам. Тогда камнем
преткновения был консерватизм крестьянской общины, неохотно выделявшей
единоличнику часть своей земли. -Поразительное сходство с нынешней
реформой. Снова «единоличник», то есть фермер, выделяется из «общины».
Сходство чисто внешнее, а различие - существенное. Современное
законодательство дает собственнику, получившему свидетельство на земельную
долю, все права. Можно выделить свою долю земли из общей собственности и
вести фермерское хозяйство. Можно эту земельную долю продать, что, конечно
не просто, но юридически возможно. У крестьянства проблем с получением
земли почти нет. Его трудности в ином. Оставшись с землей один на один,
фермер ничего не может сделать без денег, техники, удобрений и т.д. -
Отличие нынешней земельной реформы от той, что была в начале XX века,
заключается в решении финансовой проблемы.
В 90-х годах двадцатого столетия в России предпринята очередная
попытка вывести сельское хозяйство, деревню на цивилизованный, проверенный
и в Старом и в Новом Свете путь развития, предполагающий частную
собственность на средства производства, включая землю, и рыночные
инструменты саморегулирования. По времени эта попытка растянулась на десять
лет. Исторически срок небольшой для того, чтобы приблизиться к цели, но
вполне достаточный для оценки темпов и способов движения.
Сегодня аналитики имеют
по аналогу. Бесспорным аналогом для нынешних сельскохозяйственных
преобразований может служить реформа в сельском хозяйстве, проводимая
Российским правительством с 1906 по 1913 гг., известная в истории как
Столыпинская реформа. У реформы начала и конца двадцатого века был один и
тот же объект - земельные отношения. Была схожа цель - переход к
крестьянской частной собственности на землю, применялись единые принципы:
ненасильственности преобразований и добровольности выбора крестьянами формы
хозяйствования.
К сожалению, даже простое сопоставление двух реформ - аграрных
преобразований конца XX века и опыта Столыпинской реформы - по масштабам
достигнутых преобразований и по их экономической эффективности заставляет
снизить уровень оптимистичности в оценке нынешних изменений в жизни
российской деревни. Достаточно сказать, что за шесть лет Столыпинской
реформы крестьянским семьям, решившим выделиться из общин и начать свое
независимое хозяйство, было выделено почти 15% сельхозугодий, ныне же в
распоряжении
семейных хозяйств различного типа менее
1% сельхозугодий.
Вопрос 3: Аграрный сектор в современной России.
Сегодняшние аграрные преобразования отличаются от Столыпинской
реформы тем, что в то время аграрная реформа являлась основной,
приоритетной линией в государственной политике России, нынешняя же аграрная
реформа – составная часть общей экономической реформы. Это серьезное
основополагающее отличие, существенно влияющее на то положение, в котором
оказались сегодня сельское хозяйство, обслуживающие его отрасли. Достаточно
сказать, что
«архитекторы» современной
не учли этого фактора при разработке модели реформирования отдельных
отраслей, в том числе и сельского хозяйства. Хотя совершенно очевидно, что
принцип «единого рецепта» для излечения российской экономики от «болезней
социализма» совершенно не приемлем.
Российская федерация
истории, связанный с нарастанием диспропорций в экономике, разрывом
хозяйственных связей между предприятиями и регионами, спадом выпуска
продукции в большинстве отраслей промышленного и сельскохозяйственного
производства. Сокращается национальный доход, ощущается острая нехватка
ресурсов, на многих
предприятиях останавливается
Господство командно-административной системы за несколько десятилетий
привело к хроническому кризису сельского хозяйства России, к обострению
проблемы продовольственного снабжения населения. Материально-техническое
обеспечение сельского хозяйства значительно отставало от высокоразвитых
стран. И это
все случилось с некогда
зерна, богатейшей природными ресурсами страной.
Возьмем к примеру сельское хозяйство. Некоторые политики и экономисты
суть реформы в нем сводят исключительно к частной собственности на землю.
Но ограниченный оборот земли не означает автоматического появления
эффективного собственника. Быть собственником земли важно. Но не менее
важно распоряжаться результатами своего труда и знать, что они будут
обществом востребованы. Очевидно, что в отношении оборота
сельскохозяйственных земель необходимо предусмотреть определенные
ограничения: изменение их целевого использования, концентрацию земельных
долей в руках одного собственника и наличие профессионального опыта у
землевладельцев.
Базовыми условиями для привлечения капитала в любую сферу экономики, в том
числе и сельское хозяйство, являются доход на вложенный капитал и гарантии
возвратности средств. Однако доходность сельскохозяйственной деятельности
определяется ее технологическим уровнем, который сегодня крайне низок.
Поэтому простое декларирование тезиса купли-продажи земли, хотя и создает
предпосылки для привлечения капитала в аграрную сферу, но не решает
указанные проблемы. Для того чтобы в сельское хозяйство пришел инвестор и
сформировался эффективный собственник, государство должно
продемонстрировать реальную заинтересованность в развитии агропромышленного
комплекса, в частности, через государственную поддержку кредитования под
залог земли и использованием закладных на землю.
Информация о работе Рынок земли его специфика. Факторы определяющие цену на землю