Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью работы является проанализировать рынок труда в условиях современного финансового кризиса. В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу рынка труда.
2. Проанализировать изменения, которые произошли на рынке труда в течение последних лет.
Введение.............................................................................................................3
1. Трудовые ресурсы.........................................................................................4
1.1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда…………...…..........4
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы…....……12
1.3. Государственное регулирование рынка труда………………...……….29
2. Рынок труда России в условиях финансового кризиса…………….........38
2.1. Анализ рынка рабочей силы в условиях кризиса 2003 – 2009 год……38
2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости……….…42
Заключение........................................................................................................48
Список использованных источников………………………………………..49
…………………
Другой особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах. Данные, существующие на этот счет, противоречивы, однако, по оценкам, доля таких работников в совокупной занятости в конце 90-х гг. была не менее 15% (в США в 1997 г.— 6%). Подобная ситуация нередка для небогатых стран с относительно образованной рабочей силой.
Главной особенностью российского рынка труда является то, что, как и в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. Так, только в декабре 1997 г. число таких работников составляло 4,1 млн. человек, или 9,2% от среднесписочной численности занятых.
Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России в 1997 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее (в Эвенкийском автономном округе — в 636 раз, в Республике Тыва — в 352, в Ингушетии — в 278, в Калмыкии — в - 106, в Архангельской области —в 85, в Республике Алтай — в 65). В то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей.
Несмотря
на все эти трудности, можно надеяться,
что с нынешним квазирынком достаточно
скоро будет покончено. В 1997 г. на долю
негосударственного сектора экономики
уже приходилось 72,6% общей численности
занятых. В обстановке конкуренции предприятия
будут стремиться к оптимизации состава
и численности работников в свою очередь,
работники получат возможность поиска
работы на наиболее выгодных условиях.
Все это, однако, может быть реализовано
только при создании подлинно конкурентной
среды на основе приватизации, при отмене
регистрации, препятствующей свободному
передвижению рабочей силы, при создании
рынка жилья и действенной системы содействия
найму.
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы
1. Общие факторы
Изучение состава факторов, влияющих на конъюнктуру рынка труда — соотношение спроса и предложения рабочей силы и, следовательно, безработицу — имеет первостепенное значение для определения будущих контуров политики занятости. В России в начале 1990-х гг. либеральная мифология утверждала, что переход к рынку неизбежно порождает безработицу, резкий рост эффективности производства выталкивает работников с приватизированных предприятий, а безработицу порождает завышенная заработная плата в российской экономике.
Вопросы о том, почему в послевоенной Германии, современном Китае и ряде других стран рыночные реформы сопровождались мощным ростом спроса на труд, почему в Финляндии начала 1990-х гг. огромный всплеск безработицы наблюдался без всяких реформ, почему в России и сопредельных странах безработица росла при явно заниженной заработной плате, инфляция галопировала безотносительно к безработице, и почему приватизированные предприятия (кроме добывающих экспортируемое сырье) вместо повышения эффективности производства просто банкротились и выбрасывали на улицу своих работников, не обсуждались, как выходящие за рамки «классики» либерализма.
На самом деле в каждой стране или группе стран, имеющих схожую траекторию экономического развития, есть собственный набор факторов, воздействующих на рынок труда и безработицу. Даже международно признанные экономические закономерности, вошедшие в учебники, вроде «кривой Филлипса», могут по-разному действовать в различных условиях, или не действовать вообще.
Безработица
возникает при различных
EL=
f1 (Y) + f2 (I) + f3 (M) +
f4 (NX) – f5 (CО) – f6 (PG)
где EL
— уровень занятости; Y
— производство ВВП; I
— инвестиции; М
— денежная масса (степень монетизации
ВВП); NX — сальдо внешней торговли;
CО — отток капитала; PG
— прирост населения (трудоспособного
возраста). Знаки «+» и «–» соответствуют
оценкам положительного или отрицательного
(обратного) влияния фактора на уровень
занятости.
Основными факторами, влияющими на предложение труда, спрос на труд и безработицу в стране, являются экономические и демографические. Наибольшее значение имеют экономические факторы, так как от них в первую очередь зависит спрос на рабочую силу. Именно количеством, точнее недостатком, рабочих мест и уровнем занятости определяется наличие и величина безработицы.
Экономические факторы занятости представляют собой сложную систему явлений и процессов, воздействующих на спрос на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы.
Некоторые факторы поддаются только качественной оценке. Это в первую очередь общий объем национального богатства, в том числе обеспеченность природными ресурсами. В официальных публикациях Росстата национальное богатство сводится к основным фондам. Это, конечно, полезный показатель, в том числе для некоторых видов расчетов численности и цены рабочих мест, но реальных оценок богатства он не заменяет. Если бы существовали надежные данные о базовом уровне национального богатства России и сопредельных стран, включающие стоимостные оценки природных ресурсов, земли и т. д., сопоставление этих показателей с уровнями занятости и безработицы могло бы дать
очень интересные результаты.
Не
имея таких данных, мы можем только
высказать мнение, что в странах бывшего
СЭВ и бывшего СССР, обеспеченных нефтегазовыми
и некоторыми другими природными ресурсами,
кризис 1990-х гг. протекал мягче и вызвал
меньшую безработицу, чем в странах, не
обеспеченных такими ресурсами. Также
важный фактор, по которому нет достоверных
статистических данных, — это сальдо ввоза
и вывоза капитала из России за рубеж.
В основном существуют только неофициальные
оценки этого фактора. Публикации Центрального
банка РФ и Росстата, в том числе по методологии
платежного баланса, представляются заниженными.
Вывоз капитала, уменьшая инвестиционные
возможности экономики, способствует
росту безработицы. В то же время есть
экономические процессы, сопровождаемые
соответствующими статистическими показателями,
количественное измерение которых хотя
и не абсолютно надежно, но достаточно
для целей их сопоставления с показателями
занятости и безработицы. Эти показатели
можно использовать для статистического
анализа факторов занятости и безработицы.
Среди них наибольшее влияние на конъюнктуру
рынка труда оказывают и динамика общего
объема производства валового внутреннего
продукта (ВВП), который стимулирует спрос
на труд, а также инвестиции, сальдо внешней
торговли. При этом капитальные вложения
(инвестиции) выполняют двойственную функцию:
они являются фактором динамики ВВП и
к тому же непосредственно создают рабочие
места на предприятиях.
2. Демографические факторы и экономическая активность населения
Предложение труда на уровне национального хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения. «Предложение труда», «предложение рабочей силы» и «трудовой потенциал» — близкие по смыслу понятия в условиях рыночной экономики. Основным фактором их формирования с точки зрения количества является демографическая (в том числе миграционная) ситуация. С точки зрения качественного состава на их формирование, наряду с демографическим фактором, влияют развитие системы образования и профессиональной подготовки, система здравоохранения, социально-психологические факторы. Ниже будут рассмотрены основные факторы, влияющие на предложение труда.
Трудовой
(человеческий) потенциал — это, во-первых,
количество потенциальной (временно незанятой)
и функционирующей рабочей силы в национальной
экономике, во-вторых, совокупность качественных
характеристик этой рабочей силы (состояния
здоровья, образовательного и профессионально-
Численность населения в трудоспособном возрасте в последние годы в России росла, хотя общая численность населения снижалась (Приложение 1). Динамика этого показателя рассматривается как основной демографический фактор предложения рабочей силы на рынке труда. В 1992 г. численность населения в трудоспособном возрасте составляла 83,1 млн. человек, а затем начала расти в результате волнообразных изменений в возрастной структуре населения. Иначе говоря, в данный период поколения россиян, вступающих в эту возрастную группу, превосходили
численность людей, умирающих в трудоспособном возрасте или выходящих за его верхние пределы. В 2008 г. численность населения в трудоспособном возрасте составляла 90,1 млн. человек, в 2010г. ожидалось начало сокращения, вплоть до 74,8 млн. человек в 2026 г.1
Рассматривая показатели численности населения трудоспособного возраста, отметим существующие проблемы. Во-первых, за 1992–2005 гг. положительный баланс между входом населения в трудоспособный возраст и выходом из него составил около 7 млн. человек. Этот огромный прирост числа рабочих рук в стране редко упоминался в средствах массовой информации и не учитывался должным образом в государственной экономической политике. О нелегальных мигрантах знают почти все, о колоссальном внутреннем приросте рабочей силы — почти никто. Куда делись эти люди, если численность экономически активного населения, составлявшая в 1990 г. около 75 млн. человек, в последние годы снова оценивается Росстатом в 73–75 млн. человек? Разумеется, такое расхождение свидетельствует о сильной недооценке экономической активности. Иными словами речь идет о теневой (ненаблюдаемой) экономике.
Миллионы людей, которые «незаметно» пополнили в прошедшее десятилетие трудовой потенциал страны, в основном распределились между сферами занятости (часть прироста численности занятых в экономике в 1999–2006 гг.), экономической неактивности, в том числе образования, и неформальной экономической деятельности. Часть населения, дополнительно вошедшего в трудоспособный возраст, пополнила ряды безработных.
Если основная проблема 1990-х — начала 2000-х гг. состояла в приросте населения трудоспособного возраста на фоне сначала спада, затем недостаточно быстрого (с точки зрения решения проблем занятости) роста производства и спроса на труд в стране, то в перспективе просматривается проблема сокращения численности этой категории населения. Возникает демографическая основа для дефицита рабочей силы. По-видимому, остановить процесс сокращения численности населения в трудоспособном возрасте уже не удастся. Но смягчить остроту проблемы можно методами демографической политики.
Главное направление — сокращение смертности населения трудоспособного возраста в первую очередь от «внешних причин» (несчастных случаев, отравлений, травм) и социально обусловленных заболеваний. В долгосрочной перспективе (16 лет и более) даже незначительный рост рождаемости, который наметился в последние годы, в сочетании с сокращением детской смертности, могут несколько повысить численность лиц, входящих в трудоспособный возраст.
Наиболее дискуссионным направлением политики поддержания трудового потенциала является стимулирование миграционного притока иностранной рабочей силы.
Статистически наблюдаемая и скрытая (неформальная) миграционные ситуации в России существенно различаются между собой. Если рассматривать миграционную ситуацию через призму официальной статистики, можно предположить, что она слабо влияет на рынок труда и занятость в стране.
В 1994 г. миграционный прирост населения России (разница между притоком и оттоком) составлял почти 1 млн. человек и даже превысил естественную убыль. Начиная с 1995 г., при стабильной естественной убыли в 700–900 тыс. человек ежегодно, «компенсирующий» вклад миграции постепенно снижался. В 2006 г. естественная убыль составила 689,5 тыс. человек, а миграционный прирост —128,3 тыс. человек (компенсация —18,6%). По отношению к численности экономически активного населения миграционный прирост 2006 г. составил 0,17%. Если учесть, что лица трудоспособного возраста составляют среди иммигрантов порядка 70–80%, то годовое дополнение к численности экономически активного населения немногим превышает 0,1%.
По данным ФМС, количество легальных трудовых мигрантов в Российской Федерации (нарастающим итогом) в 2004 г. составляло 460 тыс. человек, в 2005 г. —702 тыс. человек и в 2006 г. —1150 тыс. человек (т. е. 1,6% от экономически активного населения). В России представлена иностранная рабочая сила из 120 стран. Среди стран «дальнего зарубежья», поставляющих мигрантов в Россию, по данным за 2004 г., лидируют Китай (94,1 тыс. человек, или 20,4% иностранной рабочей силы), Турция (48,0 тыс. и 10,4%) и Вьетнам (41,8 тыс. человек и 9,1%). Данные официально наблюдаемой численности иностранной рабочей силы из стран СНГ приведены в (Приложении 2) и в (Приложении 3). Показатель, равный 343,7 тыс. человек, совершенно незначителен по масштабам российского рынка труда — менее 0,5% экономически активного населения. Среди зарегистрированных иностранных работников преобладают украинцы (в 1994 г. — 78% и в 2005 г. — 41%).
Информация о работе Рынок труда в условиях финансового кризиса