Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью работы является проанализировать рынок труда в условиях современного финансового кризиса. В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу рынка труда.
2. Проанализировать изменения, которые произошли на рынке труда в течение последних лет.
Введение.............................................................................................................3
1. Трудовые ресурсы.........................................................................................4
1.1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда…………...…..........4
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы…....……12
1.3. Государственное регулирование рынка труда………………...……….29
2. Рынок труда России в условиях финансового кризиса…………….........38
2.1. Анализ рынка рабочей силы в условиях кризиса 2003 – 2009 год……38
2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости……….…42
Заключение........................................................................................................48
Список использованных источников………………………………………..49
…………………
С 1994 по 2005 г. доля граждан Таджикистана выросла с 0,8% до 15%, Узбекистана — с 2,1% до 14%. Стабильно высоко представительство граждан Молдовы, Армении. Граждане Беларуси считаются гражданами Союза России и Беларуси, поэтому в качестве иностранной рабочей силы не учитываются.
На слушаниях в Государственной Думе 17 марта 2006 г., посвященных законопроектам по вопросам миграции, были названы следующие цифры: в России насчитывается 750 тыс. зарегистрированных и 10–15 млн. незарегистрированных иммигрантов. Вполне возможно, что максимальные оценки экспертов сильно завышены и численность нелегальных работников не превышает 4–5 млн. человек, но даже в этом случае незарегистрированная миграция радикально меняет оценки воздействия данного фактора на российский рынок труда. Присутствие трудовых мигрантов становится массовым явлением, а их доля возрастает по крайней мере до 5–10% официальной численности экономически активного населения.
Трудовые мигранты такой численности уже производят заметную часть ВВП России, но при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные средства, полученные в качестве заработной платы («remittance»). Согласно оценкам, «гастарбайтеры» вывозят из России примерно по 1000 долл. на человека в год, т. е. от 5 млрд. до 12 млрд. долларов.
Однако главной проблемой массовой нелегальной трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая (на данном этапе) на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружение рабочих мест (для того, чтобы они отвечали уровню квалификации россиян) и главное — о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.
Формально дело выглядит так, что «гастарбайтеры» занимают рабочие места, от которых отказываются россияне. Фактически предприниматели сознательно делают так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали неприемлемыми для россиян, после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов. Безусловно, ситуация, сложившаяся в данном секторе рынка труда, является неблагоприятной как для российского общества, так и для большинства мигрантов.
Таким образом, демографические, в том числе миграционные, процессы оказывают существенное воздействие на состояние рынка труда, занятости и безработицы в России.
Экономически активное население составляет 66,2% от численности обследуемого населения. В начале 1990-х гг. численность экономически активного населения, по оценкам, превышала 75 млн человек. Затем колебалась в районе 70 млн человек и выше (табл. 2.2.3)9, чтобы в ноябре 2006 г. достигнуть 73,7 млн человек. Официальная оценка на июль 2007 г. составляет 75,2 млн человек. Могла ли сокращаться реальная численность экономически активного населения в 1990–2000-е гг., когда, как показано
выше, численность
населения трудоспособного
Чтобы убедиться в справедливости этой оценки достаточно к 75 млн человек учтенного экономически активного населения прибавить 5–8 млн человек неформально занятых, 4–5 млн человек экономически неактивного населения, нуждающегося в работе, но не отнесенного к числу безработных и минимум 4–5 млн человек нелегальных трудовых мигрантов. Отметим, что последние вообще не входят в официальные оценки численности населения России и численности населения в возрасте 15–72 лет.
Официальные данные о численности рабочей силы оказываются занижены, т. к. неформально занятое население и лица, нуждающиеся в работе, но не ищущие ее, «остаточным» методом зачисляются в экономически неактивное население.
Кратко рассмотрим состав этой категории.
По данным за ноябрь 2006 г., общая численность экономически неактивного населения в возрасте 15–72 лет составила 37,6 млн человек, из них за пределами трудоспособного возраста (в основном пенсионеры, хотя есть и подростки в возрасте 15 лет) — 16,9 млн человек. Еще насчитывается 2,9 млн пенсионеров в трудоспособном возрасте, т. е. неработающих граждан, вышедших на пенсию до достижения пенсионного возраста. Таким образом, общая численность пенсионеров в составе экономически неактивного населения — около 20 млн человек, т. е. больше половины, и это вполне естественно, поскольку верхняя граница обследуемого возраста определена в 72 года. Следующей по массовости группой являются учащиеся дневной формы обучения — 9,3 млн человек. Число лиц в составе экономически неактивного населения, ведущих домашнее хозяйство, составляет 1,9 млн человек и число лиц, по другим причинам не желающих работать, — менее 1,9 млн человек.
И следующая группа, почти незаметная для широкой аудитории, — лица, желающие работать, но не подпадающие под определение безработных — 4,8 млн человек. Из них ищут работу, но не готовы приступить к ней — 355 тыс. человек, не ищут работу (на период обследования) — 4,4 млн человек. Из этих последних считаются «отчаявшимися найти работу» 0,9 млн человек.
Общая численность незанятых россиян, определенная как сумма безработных и экономически неактивных, нуждающихся в работе, составляет, таким образом, на ноябрь 2006 г. 9,4 млн человек.
Конечно, среди «экономически неактивных» граждан имеются такие, кто фактически занятые в неформальной экономике, как есть они и среди людей, официально причисленных к безработным. Некоторые лица, говоря об отсутствии у них работы, имеют в виду не отсутствие доходов от какой-либо хозяйственной деятельности, а отсутствие работы «с трудовой книжкой». Но есть среди экономически неактивного населения, желающего работать, встречаются граждане, реально проживающие в депрессивных регионах страны или по другим причинам находящиеся в ситуации, когда искать работу бессмысленно. Это весьма проблемная группа населения. То, что статистики относят этих людей к экономически неактивному населению, а не к безработным, нисколько не улучшает их социального положения.
Рассмотрим
некоторые аспекты влияния на
экономику и рынок труда
Есть направления, по которым гендерная и возрастная структуры населения могут реально воздействовать на экономическую активность и занятость. Например, молодые женщины фертильного возраста часто заняты воспитанием детей и их экономическая активность ниже, чем у ряда других половозрастных групп. Поэтому при прочих равных условиях (постоянном уровне детности семей, постоянном уровне и степени дифференциации доходов в семьях) повышение доли молодых женщин в населении может оказывать понижающее влияние на предложение труда (экономическую активность) в данном обществе.
Многие пожилые люди, которых Росстат включает в свои обследования как потенциально экономически активных (до 72 лет) реально уже не могут работать по состоянию здоровья, поэтому старение потенциальной рабочей силы также понижает общий уровень экономической активности.
Для иллюстрации предположения о влиянии возрастной структуры потенциально трудоспособного населения на общий уровень экономической активности были произведены расчеты, которые приведены «Приложении 4». В ней показана возрастная структура населения в возрасте 15–69 лет за 1992–2005 гг. и уровни экономической активности по возрастным группам, взятые из материалов «Обследования населения по проблемам занятости», произведенного Росстатом в ноябре 2005 г. Цель расчетов —получить ответ на вопрос о том, каким был бы уровень экономической активности в возрастной группе 15–9 лет в целом при возрастных уровнях активности 2005 г. и при возрастных структурах за 1992–005 гг. Существенно, что возрастная шкала обследований занятости (15–2 года) не вполне совпадает со шкалой учета возрастной структуры населения. Поэтому пришлось выбрать диапазон 15–9 лет, как наиболее близкий к диапазону 15– 72 года, а последнюю группу ограничить интервалом 60–69 лет.
Условный (расчетный) уровень экономической активности за год
определялся по формуле:
где IEA — уровень экономической активности; Li — численность населения i-й возрастной группы; Ai — уровень экономической активности населения i-й возрастной группы в 2005 г.
Оказалось,
что потенциальный уровень
Среди
причин роста в последние годы
возрастной составляющей экономической
активности — увеличение доли населения
25–54 лет, характеризующегося наивысшей
экономической активностью, сокращение
доли населения 60–69 лет, с пониженной
активностью, и другие изменения. Согласно
расчетам, в 2004–2005 гг. около 37% учтенного
Росстатом прироста уровня экономической
активности населения было детерминировано
изменениями в его возрастной структуре.
3. Образование, как фактор рынка труда.
В современной западной литературе широкое распространение получила теория «человеческого капитала» Т. Шульца и Г. Беккера. Концепция «человеческого капитала» исходит из того, что работники осуществляют «вложения в образование и профессиональную подготовку, а также расходы на миграцию и поиск работы».
В международных сопоставлениях Программы развития ООН (ПРООН) используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Методология ИРЧП не признается в России официально (Федеральной службой государственной статистики), но соответствующие данные широко используются исследователями. Напомним, что в числе главных составляющих этого индекса: ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; уровень образованности населения и реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП).
Уровень образования — одна из немногих социальных характеристик, которая по крайней мере с формально-статистической точки зрения непрерывно повышается в нашей стране. Как показано в «Приложении 5», число специалистов (лиц с высшим, неполным высшим и средним профессиональным образованием) увеличилось в период между последними двумя переписями населения с 322 человек на 1000 взрослого населения (32,2%) до 462 человек (46,2%).
Общий
рост численности и доли специалистов,
как и существенное увеличение числа
студентов вузов к настоящему
времени, по сравнению с началом 1990-х гг.,
тем не менее, обременены определенными
проблемами качества и профессионально-
Проблема качества образования. К сожалению, массовый приток студентов, особенно мужчин, в вузы связан не только с потребностью в учебе, а с желанием получить отсрочку от службы в Вооруженных Силах. В то же время отход от конкурсной системы поступления, существовавшей в советское время, повсеместное формирование платных потоков в государственных вузах и распространение негосударственных вузов, заменили интеллектуальный ценз получения высшего образования на
финансовый.
Как показывает практика, уровень коррупции в государственных вузах выше, чем в негосударственных. В частности, взятки за поступление в вузы и сдачу экзаменов и зачетов практикуются в первую очередь там, где есть «бюджетные» потоки. В секторе платного обучения (государственного и негосударственного) оснований для нелегальных поборов меньше, деньги идут официально, через бухгалтерию. Однако стимулов к отчислению нерадивых студентов (и тем самым селекции и поддержания качества выпускаемых специалистов) в условиях платного образования в любом случае нет. Высшие учебные заведения преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли и забывают о долгосрочных целях поддержания репутации и престижа. Так что даже там, где все легально, трудно провести грань между торговлей знаниями и торговлей дипломами.
Качество образования страдает также от старения преподавательского корпуса. Согласно последним опубликованным данным Росстата на эту тему, в 2009 г. средний возраст занятого населения составлял 39,5 года, в образовании — 41 и в науке — 44,3 года. Молодежь практически не приходит в научные и проектно-конструкторские учреждения и слабо пополняет состав преподавателей вузов. Ясно, что главная причина такой ситуации — низкий уровень заработной платы в данных отраслях.
Информация о работе Рынок труда в условиях финансового кризиса