Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Целью работы является проанализировать рынок труда в условиях современного финансового кризиса. В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую основу рынка труда.
2. Проанализировать изменения, которые произошли на рынке труда в течение последних лет.
Введение.............................................................................................................3
1. Трудовые ресурсы.........................................................................................4
1.1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда…………...…..........4
1.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы…....……12
1.3. Государственное регулирование рынка труда………………...……….29
2. Рынок труда России в условиях финансового кризиса…………….........38
2.1. Анализ рынка рабочей силы в условиях кризиса 2003 – 2009 год……38
2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости……….…42
Заключение........................................................................................................48
Список использованных источников………………………………………..49
…………………
Проблема структуры подготовки специалистов. Постоянно сокращается доля выпускников учреждений начального профессионального образования в общей численности выпускаемых специалистов. В структуре растущего выпуска высших учебных заведений преобладают специалисты общественных и гуманитарных профессий.
Аналитики службы занятости и кадровых служб предприятий указывают на появление в последние годы локальных дефицитов кадров инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих, при относительном перепроизводстве экономистов, менеджеров, юристов и специалистов ряда других модных профессий.
Данную проблему можно подразделить на две подпроблемы:
Первая — это избыток менеджеров, юристов, некоторых категорий экономистов и других гуманитариев. Пока неясно, является ли этот избыток абсолютным или относительным и временным. В конце концов, если экономика будет развиваться по постиндустриальному сценарию, то и гуманитариев может потребоваться достаточно много. Однако доля этих специальностей в структуре выпускников вузов будет меньше, чем в настоящее время.
Вторая — это нехватка на ряде предприятий кадров инженерно-технического персонала и рабочих. Выясняется, что большинство таких предприятий предлагает инженерам, техникам и рабочим заработную плату неприемлемо низкого уровня. Поэтому инженерно-технические специалисты в зоне досягаемости этих предприятий предпочитают работать в торговле, заниматься неформальной деятельностью или даже быть безработными. Простое правило рынка труда — «если вам не хватает работников — поднимайте заработную плату» — недостаточно осознается руководителями предприятий.
4. Экономические факторы
Рассмотрим воздействие на рынок труда динамики производства валового внутреннего продукта (в основном через его влияние на уровень спроса на труд в экономике). Спад производства валового внутреннего продукта продолжался в России с 1990 по 1998 г. (с перерывом в 1997 г.). Общее сокращение ВВП за период 1990–1998 гг. составило 44,2% (по отношению к 1989 г.). Численность занятых (по методологии баланса трудовых ресурсов) за тот же период сократилась с 75,6 млн до 63,8 млн человек, т. е. на 11,8 млн человек, или на 21,6%. Разница между показателями сокращения ВВП и занятости составляла 22,6 пп.
Некоторые специалисты называют эту разницу «трудовыми резервами», другие рассматривают как проявление «скрытой безработицы». Численность занятых, которая в данном случае характеризует общий объем удовлетворенного спроса на труд, сокращалась вслед за падением производства, но с некоторым отставанием. С началом роста производства в 1999 г. уровень спроса на труд также начал расти, но снова с отставанием от ВВП.
Существенным
фактором сокращения спроса на труд было
падение совокупного спроса в
экономике. В динамике спроса на товары
и услуги проявлялись три
Для формализации соотношения динамики численности занятых и ВВП были экспериментально проверены разные виды уравнений (линейные, полиномиальные, логарифмические, степенные и т. д.). Оказалось, что для всех проверенных видов уравнений коэффициент детерминации R2, который при проведении подобных расчетов обычно интерпретируется как уровень адекватности модели исходным данным, не превысил 0,57–0,58. То есть большинство проверенных видов уравнений, различающихся по сложности, не показали существенных различий по коэффициенту R2. Поэтому в условиях свободы в выборе вида уравнения
естественно
остановиться на самом простом для
использования в
ΔЧЗ = 0,380×ΔВВП + 0,614,
где
ΔЧЗ — рост численности занятых
по обследованиям, в разах к предыдущему
году; ΔВВП — ВВП в сопоставимых
ценах, в разах к предыдущему году. Коэффициент
детерминации R2 = 0,57.
Согласно данной модели, рост ВВП на 10% годовых порождает увеличение численности занятых на 3,2%.
Эксперименты по выводу уравнения регрессии между показателями динамики численности занятых и инвестиций показали, что перечисленные виды уравнений демонстрируют примерно одинаковый коэффициент детерминации в диапазоне 0,50–0,52.
Поэтому из совокупности подходящих уравнений был выбран
простой
линейный тренд:
ΔЧЗ = 0,191×ΔИОФ + 0,808,
где ΔЧЗ — рост численности занятых по обследованиям, в разах к предыдущему году; ΔИОФ — рост инвестиций в основные фонды в сопоставимых ценах, в разах к предыдущему году. Коэффициент детерминации R2 = 0,50.
Согласно
данной модели, рост инвестиций на 10% годовых
порождает увеличение численности занятых
на 1,8%. Далее в аналитических целях были
построены следующие уравнения взаимосвязи
численности безработных по обследованиям
с ВВП и инвестициями:
ΔЧБ = 2,729–1,679×ΔВВП,
где
ΔЧБ — рост численности безработных
по обследованиям, в разах к предыдущему
году; ΔВВП — ВВП в сопоставимых ценах,
в разах к предыдущему году. Коэффициент
детерминации R2 = 0,66.
Согласно
данной модели, рост ВВП на 10% годовых
порождает сокращение численности
безработных на 11,8%.
ΔЧБ = 1,938–0,914×ΔИОФ
где
ΔЧБ — рост численности безработных
по обследованиям, в разах к предыдущему
году; ΔИОФ — рост инвестиций в основные
фонды в сопоставимых ценах, в
разах к предыдущему году. Коэффициент
детерминации R2 = 0,68.
Согласно
данной модели, рост инвестиций на
10% годовых порождает сокращение численности
безработных на 6,7%.
1.3 Государственное регулирование рынка труда
1) Основные направления государственного регулирования рынка труда.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.
Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).
Все
более важное значение приобретают
также государственное содействие найму
и программы подготовки и переподготовки
кадров.
2) Концептуальные основы регулирования
В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80—90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 1.4).
Рис. 1.4.
Кривая Филлипса: Iр— среднегодовой
темп прироста цен; Lue— уровень безработицы,
%, W — годовой прирост заработной
платы, %
Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. Филлипсом на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958 г.
Если
допустить, что существует одинаковое
соотношение между темпами
Существует модифицированный вариант кривой Филлипса, основывающийся на разработанной Э. Фелпсом и М. Фридменом теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории естественный уровень безработицы достигается в ситуации, когда силы, вызывающие повышение и понижение темпов инфляции и заработной платы, уравновешивают друг друга и в результате их динамика стабильна. При такой трактовке кривая Филлипса имеет отрицательный наклон только в краткосрочном периоде. В длительном периоде, при естественном уровне безработицы с устойчивыми темпами инфляции эта кривая занимает вертикальное положение (рис. 1.5).
Рис. 1.5 Модифицированная кривая Филлипса: Lve— уровень безработицы, %; Iр — среднегодовой темп прироста цен, %
Долгие
годы кривая Филлипса служила базой
социально-экономического регулирования
в странах Запада. Многие западные экономисты
и сейчас исходят из того, что существует
однонаправленное движение изменений
в заработной плате и ценах и разнонаправленное
— в данных величинах и безработице. Однако
было немало примеров, когда безработица
и инфляция приобретали не обратную, а
прямую связь: несмотря на рост безработицы,
цены продолжали расти. Это вызывает критику
обоснованности кривой Филлипса как надежного
регулятора в экономике.
3) Косвенное регулирование рынка рабочей силы
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.
Меры
косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются
мерами общеэкономического регулирования
и воздействия на динамику занятости и
безработицы через конъюнктуру в стране.
Таким образом, современное государственное
регулирование рынка труда представляет
собой комплекс экономических, административных,
законодательных, организационных и иных
мер.
4) Биржи труда и частные посреднические фирмы
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
Информация о работе Рынок труда в условиях финансового кризиса