Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.
Переход к рыночной экономике
требует от государства более
зрелого подхода в
Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Стратегией долгосрочной экономической политики развитых стран в послевоенный период являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды.
Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.
Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их влияния на общественное развитие.
Так как тема моей курсовой работы называется «Рыночный механизм: сущность и функции», то написание этой работы следует начать с определения рынка.
Рынок -
это система экономических
Основными признаками модели свободного рынка являются:
Рассмотрев, основные составляющие рынка и признаки модели свободного рынка (или рынка совершенной конкуренции - т.е. это такой тип рынка, внутри которого происходит борьба между фирмами, их может быть сколь угодно много за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства), мы сможем выделить основные элементы рыночного механизма, которые уже упоминались выше, непосредственно в определении рынка.
Основными элементами экономической теории, с помощью которых познаются закономерности рыночного механизма, являются понятия спроса и предложения и их графическая интерпретация. Эти два понятия отражают логику поведения главных субъектов рынка – покупателей и продавцов. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара и /или услуги в определенном количестве и по определенной цене.
Понятие спроса. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:
При этом
из огромного спектра
Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный – к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.
Согласно
закону спроса потребителями,
при прочих равных условиях, будет
куплено тем большее
Зависимость
между ценой товара и спроса
на него можно представить
табличным, графическим и
Эта же
зависимость может быть
Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:
Цена, руб. |
Объем спроса, кг |
10 |
250 |
20 |
200 |
30 |
150 |
40 |
100 |
50 |
50 |
а) при каждом данном уровне цен;
б) в конкретный период времени;
в) при неизменных прочих факторах.
Другими словами движение вдоль кривой
спроса (от одной точки к другой)
отражает изменение в
Функциональная зависимость между объемом спроса (Q ) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т.е. в виде формулы.
Q
Q = а – bP,
Где a, b – численные коэффициенты.
В нашем условном примере она будет выглядеть следующим образом:
Q
Неценовые факторы спроса. Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, опроеделяющих объем спроса, следует отметить:
С учетом всех факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
Q
Отразить такое множество переменных на обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть учтено иным образом. Если изменение цены в графической интерпритации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.
Допустим,
вследствие уменьшения дохода
произошло уменьшение
Действие неценовых факторов (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т.е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками А, В и С. При первом взгляде на нее может сложиться впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от P до P ) физический объем спроса растет (от Q до Q ). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D в положение D, а затем и D , что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D , даже подъем цен от P до P неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.
Для выявления влияния того
или иного фактора на размер
спроса следует
Рассмотрим
некоторые из перечисленных
Спрос и доходы. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.
Так, ситуация
со спросом на большинство
потребительских товаров на
Повторим, однако, что так обстоит дело в большинстве, но не во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.