Рыночный механизм России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  для примера товары-заменители  – маргарин и масло. Дешевый  маргарин воспринимается как  масло для бедных. Поэтому с  ростом доходов населения следует  ожидать падения спроса на него и переключение потребителей на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор. Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т.е. не падать, а расти.

          На рис.1.3 представлен пример реакции  спроса на нормальные и аномальные  товары в условиях падения  доходов населения в начальный период реформ в России.  

 


 


                            


 




 
 




Рис.1.3.Спрос на товары в начальный период реформ в России (1990=100%):

а) аномальные товары; б) нормальные товары

     С понижением достатка люди стали употреблять больше хлеба (на 10%) и картофеля (на 19%), т.е. увеличили спрос на аномальные товары. Одновременно они сократили потребление мяса (на 19%) и фруктов (на 16%), уменьшив спрос на нормальные товары. Да это и понятно: стараясь сэкономить на еде, люди вынужденно увеличивают потребление дешевых (и менее качественных) продуктов.

     Кстати, динамика  потребления нормальных и аномальных  продуктов питания в силу описанной  закономерности может служить  надежным критерием уровня жизни  в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

     Спрос и цены на другие товары. По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай – кофе, говяжье мясо – куриные окорочка, уголь – нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар (см. на рис 1.2. это сдвиг кривой влево вниз к D ), т.е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.

     Конкретнее, если мы  анализируем спрос на уголь  в связи с забастовками шахтеров  в России, а нам известно, что  цены на товар-субститут угля  нефть снижаются, то, как, это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет.

     Изменение цен на  комплиментарные товары, дополняющие  данное благо в потреблении  (их примерами могут служить  фотопленка и фотоаппараты, бензин  и автомобили, сахар и ягоды), ведет  к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.

     Так, рост цен на  сахар в сезоны приготовления  варенья ведет к уменьшению  спроса на ягоды. Не случайно в российских женских журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.

     Спрос и ожидания. Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что после девальвации они резко подорожают. На какое-то время даже воскресли признаки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т.п.

     Сезонные, предпраздничные  колебания продаж также можно  отнести к изменениям спроса  под влиянием потребительских  ожиданий.

     Спрос и потребительские предпочтения. Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

     Но не только мода  меняет предпочтения. Куда более  масштабной причиной их изменения  является технический прогресс. На глазах нынешнего поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

     Понятие предложения. Так как рынок – это взаимодействие покупателей и продавцов, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

     Предложение аналогично  спросу можно определить как  желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

     Соответственно величина  предложения – это количество  товара, которое продавцы готовы  произвести и продать в течение  определенного промежутка времени.

     Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

     Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены достаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.

     Зависимость между  ценой и предложением также  как и зависимость между ценой  и спросом можно представить в виде таблицы, в графической инртерпретации и аналитическом виде.

     Допустим мы имеем  дело с тем же нехитрым товаром  – колбасой. При прочих равных  условиях, т.е. при допущении неизменности  других факторов, влияющих на  предложение существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения.(табл.1.2.).

     Используя  данные таблицы, представим ситуацию  с рыночным предложением в   виде графика (рис.1.4), в координатах  цены (P) и количества (Q).

                                                                                        Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т.е. при сохранении прочих условий неизменными.


                                                                                В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен:


Q = f (P).

                             Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:

Q

= aP + b,

или в конкретной числовой форме:

                                               Q = 5P.

    Неценовые факторы предложения. После выявления закономерностей, присущих главному фактору предложения – цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:

  • технические возможности производителя, характер применяемой технологии (K);
  • цены используемых ресурсов (P );
  • налоги и дотации (T, S);
  • ожидания продавцов (W);
  • цены на другие товары (P );
  • число продавцов (N);
  • прочие факторы (B).

      С учетом зависимости  от этих факторов


Функция предложения примет вид:

Q = f (P, K, P , T, S, W, P , N, B).

     И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой предложения и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменением же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис.1.5).

     Сдвиг вправо (в сторону  увеличения, на графике от  S до S ) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

     Соответственно сдвиг  влево (в сторону уменьшения  предложения, на графике из  положения S в положение S ) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.

    Итак, в этом параграфе мы рассмотрели основные элементы рыночного механизма – спрос и предложение, и их неценовые факторы. Далее, соответственно, мы сможем пронаблюдать взаимодействие этих двух механизмов – формирование рыночного взаимодействия и равновесной цены, об этом и пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

     Мы уже заем, что  спрос на ресурсы, товары и  услуги меняется под воздействием  вкусов и предпочтений, новых  технологий и т.д. На рынке  любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение полностью находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Исследуем модель рыночного равновесия в графическом виде, т.к. такая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей: она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности (рис.2.1).


                                             P

                                    Избыток                  S


P


 

P                                        O


 

P


                                Дефицит                   D               


                     Q Q      Q         Q Q         Q

     Рис.2.1. Взаимодействие спроса и предложения                                       

     Совместим линии спроса  и предложения на одном графике  (рис.2.1). Совпадение интересов покупателей  и продавцов на нашем графике  характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой O. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену P и количество Q называют равновесной ценой или равновесным количеством.

     Итак, равновесие на рынке достигается  при установлении равновесной  цены.

     В свою очередь последняя есть  цена, при которой объем спроса  равен объему предложения. Иначе  говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

P

= P
= P
,

где P - цена предложения; P -цена спроса.

     При данной цене на рынке  устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и/или услуг:

Q

= Q
= Q
,

Где Q - объем предложения; Q -объем спроса.

     Напротив, при любом ином уровне цен объемы предложения и спроса не совпадают. Если реальная цена выше равновесной (P >P ), то возникнет излишек предложения. На графике хорошо видно, что при такой цене продавцы готовы предложить значительно больше товаров, чем покупатели могут купить (Q >Q ). Если цена ниже равновесной (P < P ), возникнет избыток спроса или недостаточное количество товара – дефицит, т.е. количественно предложение меньше спроса (Q < Q ).

Информация о работе Рыночный механизм России