Рыночный механизм России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рыночного механизма России на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить сущность рынка и основные элементы рыночного механизма
2. Изучить основные модели рыночного равновесия
3. Исследовать условия возникновения рыночного механизма в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Однако наряду с развитием  нетрадиционных рыночных структур большой  удельный вес в движении продукции  между отдельными уровнями продуктовых цепочек продолжают занимать традиционные рыночные каналы, в первую очередь такие, как прямые поставки заготовительным организациям или перерабатывающим предприятиям. По традиционным каналам идет основной поток поставок в государственные продовольственные фонды. Многие производители, используют традиционные каналы под давлением местной администрации: часть - в силу инерции. Но дело в данном случае в другом. Тяжелое финансовое положение перерабатывающих предприятий во многих регионах, да еще и ценовые ограничители со стороны местной администрации делают неэффективными в настоящее время эти каналы движения продукции. Задолженность перерабатывающих предприятий перед производителями по расчетам за поставленное сырье нередко достигает 2-9 месяцев, что нарушает нормальный процесс функционирования по всей вертикальной цепочке.

В то же время в переходной экономике сами традиционные структуры  также не остаются неизменными.

Это хорошо заметно на примере традиционных крупных перерабатывающих предприятий. Проблемы сырьевой обеспеченности, а также трудности сбыта готовой продукции заставляют перерабатывающие предприятия приспосабливаться к условиям переходной экономики. Они диверсифицируют каналы закупок, главным образом прибегая к услугам частных посредников, все больше закупают сырье у фермеров и личных подворий (последние превратились в отдельных случаях в основных поставщиков сырья на переработку).

С другой стороны, перерабатывающие предприятия диверсифицируют каналы сбыта, меняют и расширяют ассортимент  продукции.

Существенным образом  диверсифицировались у перерабатывающих предприятий каналы реализации готовой  продукции, однако объемы каналов сократились. Увеличилось число случайных  покупателей. Возросло значение нетрадиционных каналов сбыта, таких как продажа посредникам, реализация на рынке, на оптовых продовольственных ярмарках. Продуктовая цепочка на стадии после переработки упростилась (выпрямилась), из цепочки исчезает традиционное оптовое посредническое звено (оптовые базы), резко возросло значение прямых поставок на потребительский рынок. Многие предприятия начинают вывозить продукцию для реализации за пределы области.

В то же время переориентация на новые каналы сбыта и новый  ассортимент продукции не везде  проходит гладко: мешают сила инерции  и привязка к традиционным клиентам, отсутствие маркетингового подхода к производству. Серьезным препятствием является ограничительная региональная политика администрации, регулирующая цены, уровни рентабельности, надбавки, сужающая возможности для маневра. Высокие производственные издержки - основной ограничитель сбыта как внутри области из-за низкой покупательной способности населения, так и за ее пределами в крупных городах-традиционных потребителях продукции этих предприятий, поскольку к высоким производственным издержкам добавляется транспортная составляющая.

Важной специфической  чертой переходной экономики является постепенно формирующаяся межрегиональная  интеграция на уровне самих рыночных агентов, то есть самостоятельный выход  и производителей продукции и  потребителей за пределы области, на общенациональный рынок. В прежние годы такой проблемы не было: за производителями были "закреплены" конкретные получатели продукции, поэтому ни первые, ни вторые не беспокоились о том, где купить и кому продать продукцию. Первой реакцией на отмену распределительной системы стала межрегиональная дезинтеграция, стремление к региональной замкнутости. Однако прошло несколько лет, и постепенно начинают восстанавливаться межрегиональные связи, причем на уровне самих производителей и покупателей, формируются межрегиональные оптовые рынки.

Удельный вес таких  производителей еще невелик, и кроме  того, за пределами области продукцию  реализует чаще крупные производители. Более того, процесс межрегиональной  интеграции идет зачастую рядом с дезинтеграцией, что проявляется в том, что нередко местная администрация устанавливает прямые запреты на вывоз продукции, опасаясь дефицита на локальном рынке. Кроме того, ограничительным моментом для вывоза продукции является отсутствие информации о рынках соседних регионов, о ценовой ситуации, о состоянии спроса, а также неумение эту информацию получить. То есть одним из препятствий для динамичной межрегиональной торговли выступает информационный вакуум и инерция. Поэтому основной поток сельскохозяйственной продукции, если и выходит за пределы области, то как правило в приграничные или близлежащие области.

Серьезным ограничителем  для вывоза продукции в другие регионы самими производителями  являются высокие транспортные издержки, делающие нецелесообразным поставки. В этих случаях производители охотно продают продукцию посредникам, приезжающим из других областей, которые берут на себя транспортировку продукции.

Сокращение традиционных посреднических звеньев является характерной  чертой переходного периода, и в настоящее время упрощение продуктовых цепочек себя оправдывает.

В то же время одновременно с уменьшением роли традиционных заготовительных структур постепенно возникают новые частные посреднические структуры, которые как правило  существуют параллельно с традиционными посредниками, поскольку пока еще не в состоянии полностью функционально заменить традиционных заготовителей. Во-первых, деятельность повсеместно возникающих более или менее крупных посреднических структур, как правило, связана с поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия из других областей, либо с экспортно-импортными операциями. В то время как крупные посредники, работающие на локальном рынке (внутри области, района), встречаются пока еще достаточно редко. Во-вторых, еще, как правило, на внутрирегиональном рынке отсутствуют специализированные посредники, то есть компании занимающие определенную продуктовую рыночную нишу.

В-третьих, там, где заготовительные  организации сохранились, на сельскохозяйственных рынках начинает появляться два уровня посредников между производителем и переработчиком; например, сначала мелкие частные посредники, которые закупают непосредственно у производителей, либо крупные локальные посредники, которые нередко полностью блокируют доступ к сырью "напрямую" для покупателей из других регионов: купить продукцию можно только через посредников.

В меньшей степени  изменились каналы реализации продукции  традиционного оптового звена. Основной объем поставок направляется в розничную  сеть и на предприятия общепита. Сбыт продукции за пределами области для традиционных оптовых предприятий не характерен, что отвечает их изначальному функциональному назначению - обеспечение внутри областного потребительского рынка. Зато новые посреднические структуры, возникающие на оптовых рынках продовольствия динамичны, имеют диверсифицированные каналы и закупок и сбыта, активно вовлечены в межрегиональную и даже внешнюю торговлю.

Новым явлением, отмечаемым на локальных рынках в последние  годы, является формирование новых, прежде не существовавших продуктовых цепочек. В первую очередь они возникают там, где традиционные производители сырья начинают это сырье частично перерабатывать, продавая уже готовую продукцию, то есть там, где сложилась продуктовая дифференциация. Интересный пример представляют формирующиеся во многих регионах короткие мясные цепочки. Фермеры и личные подсобные хозяйства перестают поставлять скот на переработку, забивают скот в хозяйстве и поставляют мясо помимо городского рынка (это обычная практика) напрямую в розничную сеть и общепит. То есть из традиционной цепочки выпало по крайней мере три звена (заготовитель-переработчик-холодильник), налицо очень удобная короткая цепочка производитель-розничный сбыт-конечный потребитель. Подобная цепочка демонстрирует ряд преимуществ: небольшой объем поставки для небольших розничных структур, сжатые сроки поставки, высокое качество, и быстрая оборачиваемость денег, так как расчеты за наличные.

Несмотря на то, что в условиях переходной экономики происходят изменения  на всех уровнях продовольственных цепочек, в отдельных продуктовых сегментах формирование цепочек имеет свою специфику и происходит под воздействием совокупности факторов технологического и экономического характера. Так, специфика зерновой цепочки уже видна на первичном рынке: основными поставщиками зерна являются крупные хозяйства (сельскохозяйственные предприятия), доля фермеров в поставках ограничивается несколькими процентами, личные подсобные хозяйства зерно не производят. Уже только это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование рыночных структур: определяющее значение на первичном зерновом рынке имеют каналы, по которым движутся большие объемы продукции: заготовительные организации, частные посредники. Значение других каналов таких, как городской рынок, продажа с машин, через розничную сеть, продажа населению невелико.

      Итак, изучив материал  этого параграфа, я пришла к  выводу, условия возникновения рыночного  механизма в России зарождались  сравнительно долго. Россия никак  не могла определиться, какой путь развития ей выбрать далее: налево – к социализму, с его стабильность, системой социальных гарантий, или направо – к рынку. Все преобразования в российской экономики проводились под лозунгом: «Социализм и рынок не противоречат друг другу», - т.е. пытались соединить два совершенно несовместимых понятия.

     И только в 1992 году, когда была провозглашена отмена  директивного планирования и  свобода предпринимательства, наметились  более существенные попытки перехода  к рынку. Но все равно  все рыночные реформы проводились неорганизованно и без четкого назначения цели, и это привело к тому , что процесс перехода к рынку в России длиться и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог в своей  курсовой работе, и проанализировав теоретический материал, который я использовала при написании работы, я пришла к следующему выводу, что рынок – это сложнейший механизм взаимодействия между субъектами экономических отношений. Процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

     И фактически  только сравнительно недавно  наметился основной путь формирования  основных структур в рыночном  механизме РФ, который имеет следующие  перспективы развития:

    1. произойдет перераспределение между традиционными и нетрадиционными каналами движения продукции в пользу последних; между недиверсифицированными и диверсифицированными в ползу последних; значение частных посредников на всех продовольственных рынках не только возрастет, но и увеличится число идентифицируемых торговых посреднических структур;
    2. усилится процесс межрегиональной продовольственной интеграции, возрастет значение межрегиональных оптовых рынков;
    3. сократится значение в настоящее время распространенных, но на самом деле квазирыночных отношений между контрагентами, в первую очередь, бартера;
    4. усилятся процессы формирования современных форм торговли на конечно потребительском рынке (цепочки магазинов, объединение под единой торговой маркой и пр.;
    5. можно ожидать, повсеместного возникновения регулируемых оптовых рынков, не исключено, что в отдельных случаях за счет использования мощностей традиционных оптовых предприятий;
    6. усилится процесс формирования отраслевых ассоциаций рыночных агентов, защищающих интересы своей группы производителей; в частности, это реальный путь легализации и поддержания новых посреднических структур на рынках продовольствия.

     

     В заключении, также отмечу, что поставленные  мной во введении курсовой  работы цели достигнуты – курсовая работа завершена.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Вэриан. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. М.:ЮНИТИ, 1997.
    2. Храмова И.Г. (ИЭПП)  Верхайм П. (Кильский университет) Рыночные структуры продовольственного комплекса в условиях переходной экономики РФ // ИЭПП 2004 г.
    3. Концентрация производства: условия, факторы, политика. М.:ТЕИС, 2001.
    4. С.Г.Светуньков  Модели спроса и предложения в пространстве цена-объем-доход // Спб.: Экономическая школа, 2004. Т.1. - 349с
    5. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демянко Ю.Г.. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. – Владивосток: Дальнаука, 2003. - 86 с.
    6. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. - Томск, 2002.- 324 с.
    7. Подберезкин А.И. Русский путь: сделай шаг! - М., 2002. - 320 с.
    8. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М., 1997
    9. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997.
    10. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2000
    11. Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А., 2002 г. – 752 с.
    12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 640 с.
    13. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2004.- 592 с.   

1 Угол наклона кривых связан с важнейшей характеристикой спроса и предложения – степенью их эластичности.

2 Храмова И.Г. (ИЭПП)  Верхайм П. (Кильский университет) Рыночные структуры продовольственного комплекса в условиях переходной экономики РФ // ИЭПП 2004 г.

3 Источник: Краткосрочные экономические показатели, Российская Федерация, Госкомстат, июнь 1996 г.

4 * - рассчитывается как отношение числа предприятий, использующих диверсифицированные каналы к общему числу опрошенных предприятий по каждому уровню цепочки (290 всего).


Информация о работе Рыночный механизм России