Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Содержание

Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В то же время  для производителей конкуренция  – зло, и предприниматели всячески стараются избежать ее, осуществляя  слияния фирм, заключая тайные соглашения в целях монополизации рынка. Свыше 200 лет назад Адам Смит писал: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
    1. Зарубежный опят конкурентноспособности предприятия.

 

Системное управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной  продукции. Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению нет оснований. Известно, что «королем» положения на рынке давно уже стал потребитель. Только тот товар, который создается в расчете на определенного покупателя, оказывается конкурентоспособным. Непроданный товар не может считаться товаром качественным, пусть даже он соответствует стандарту, технология его производства отработана, изготовитель высоко оценил его.

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной  форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный  стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.[3]

На себестоимость  товара – важнейший фактор конкурентоспособности – оказывают прямое влияние затраты на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации – неотъемлемая часть программ качества на фирмах. И международные стандарты  на системы обеспечения качества включают этот элемент.[9] Бесспорна роль высшего руководства фирм в создании такого климата в коллективе, когда принцип «качество прежде всего» перестает быть только лозунгом.   

Важнейший инструмент управления качеством – контроль сегодня претерпевает изменения. Совершенствуются принципы сертификации продукции, развивается сертификация систем управления качеством. На фирмах важным действующим лицом в бизнесе является менеджер по качеству, получивший  специальную подготовку. В развитых странах дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Существует аспирантура. Такие имена, как японский профессор К. Исикава, американцы Джуран и Фегенбаум, итальянец Сегецци известны на весь мир, а их труды  стали настольной книгой для всех, кто всерьез занимается  проблемой качества. Фирмы тратят немалые средства на обучение и переподготовку кадров, создают такую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию – престижно.

Известный специалист в области управления качеством  профессор Сегецци Г.Д., президент Европейской организации по качеству, отмечает, что высокая требовательность и постоянное внимание к повышению качества создают основу для совершенствования экономики в целом, чему свидетельством могут быть экономические успехи ФРГ и Швейцарии. Он же считает, что дефицит торгового баланса США связан с недостаточным в прошлом вниманием к проблеме качества.

Практика зарубежных фирм показывает, что не редко даже продукция самого высокого технического уровня и качества оказывается неконкурентоспособной.

По данным западногерманского филиала известный консультационной фирмой «Артур Д. Литтл» (США), около 80% качественных нововведений, предлагаемых для  внедрения в производство наукоемкой продукции, либо не соответствуют  структуре рынка, либо не пользуются спросом из-за слишком высокой цены. Лишь 15% новейшего оборудования может быть реализовано благодаря высокому техническому уровню. Основную же массу подобной продукции удается продать при условии ее приспособленности к уже действующим  производствам, подготовленности персонала а ее использованию, наличие комплексного сервиса.

Многие западные фирмы считают, что идея новой  продукции должна возникать не в  конструкторском бюро или научном  учреждении, а в отделе маркетинга, который разрабатывает как требования к качеству продукции, так и методы ее реализации.[12]

В ряде случаев  фирмы изменяют свою организационную  структуру, чтобы достигнуть более  четкой ориентации создаваемой продукции  на определенных потребителей. С этой целью, например, известная швейцарская фирма «Сиба-Гайги» создала стратегические коммерческие подразделения, объединяющие НИОКР, производство и маркетинг. Основная их задача – своевременно увидеть намечающие сдвиги в структуре потребительского спроса с тем, чтобы вовремя передать этот рыночный импульс в производство и успеть изменить его структуру.

Специалисты ФРГ, крупнейшего в мире экспортера машиностроительной продукции, считают что не теоретические  научные изыскания, а сфера реализации (рынок) должна приниматься за основу инновационной деятельности фирм. Они утверждают,  что путь наращивания капиталовложений на научные изыскания и последующая их коммерциализация требует значительно больших средств и связана с большим риском, поэтому целесообразно обращаться в конструкторские бюро и научные центры лишь при возникновении проблем, вызванных рыночными изменениями. На практике эта концепция производства новой продукции реализуется не в изготовлении «самых лучших в мире» изделий, а в создании товаров, необходимых для потребителей. Другими словами, качественной считается не та продукция, которая превосходит по техническому уровню мировые образцы, а та, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребителя.

По оценкам  Ф. Кросби, практически любой путь повышения качества даст положительные результаты. На вопрос в том, на сколько он длителен (это может быть 5 и более лет) и сколько он стоит – 2% или 20% от всех производственных расходов. Поэтому наиболее быстрым и менее рискованным путем повышения рентабельности производства через улучшение качества продукции признается применение «рыночного фактора».

Роль «рыночного фактора» в формировании подхода  к качеств, по мнению западных специалистов, дает более ощутимый эффект в случае использования так называемого  «агрессивного маркетинга». Так, фирмы Японии и США, получив «рыночный импульс», идут не по пути  освоения сначала внутреннего рынка, затем внешнего и организации производства за рубежом, а сразу начинают активную экспортную деятельность, нередко при этом вытисняя даже более совершенную по техническим показателям продукцию. Так, в начале 80-х гг. Япония практически вытеснила западногерманские магнитофоны фирмы «Грундиг», а в 1987 г. На рынке ФРГ японские магнитофоны  составляли  97%. Сейчас их на выпуск по лицензии перешли и западногерманские производители. Подобные тенденции отмечаются и в других отраслях.

Невозможно  создать конкурентоспособный товар, не зная  условий конкуренции  на рынке и своих конкурентов.

Для современных  рынков характерна неценовая конкуренция, и одним из ее видов является конкуренция качества. Вот почему методу управления качеством оказываются неэффективными, не дают возможности производить конкурентоспособную продукцию, если они не базируются на исследовании рынка. В арсенал неценовой конкуренции включают более высокие, чем у конкурентов, показатели качества и надежности, лучший дизайн, более низкую цену потребления (характеризующую снижение суммарных затрат потребителей на эксплуатацию изделия на весь срок службы в следствии его высокого качества), превосходство над товаром конкурента по технико-экономическим показателям (энергоемкость, материалоемкость); высокие экологические показатели, безопасность работы с изделием.[15]

Детальное изучение своего конкурента необходимо для того, чтобы зная его слабые стороны, использовать их в создании стратегии конкурентной борьбы, а зная его сильные стороны – учиться применять их в своей практике.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Меры госсударственной поддержки и перспективы развития.

 

Рассмотрим некоторые  аспекты деятельности государства  в этом направлении, сгруппировав их по детерминантам «национального ромба». 
   1. Параметры факторов производства. Как известно, факторы производства подразделяются на общие и специальные. Для обеспечения экономической безопасности государство в первую очередь должно вырабатывать и осуществлять регулирующие воздействия на развитие общих для всех отраслей национальной экономики факторов производства. Специальные факторы эффективнее развиваются силами самих экономических агентов разных уровней в процессе взаимодействия при осуществлении экономической деятельности.

Основными действиями государства  в развитии общих факторов производства являются формирование и создание механизмов реализации формальных институтов, ориентированных  на:

 • поддержание  высокого технического уровня комплекса элементов основных производственных фондов отраслей национальной экономики, обеспечивающего эффективное и качественное удовлетворение развитых потребностей общества в материальных благах;

 • постоянное наращивание  объема и степени использования воспроизводимых и сбережения невоспроизводимых материальных ресурсов, создание государственных резервов стратегических ресурсов, а также поиск и создание новых видов товаров-субститутов; 

 • постоянное усиление  кадрового потенциала, способного  обеспечивать своевременное и эффективное выполнение стратегических целей развития национальной экономики;

 
  • совершенствование производственной (наука, транспорт, вспомогательные  и обслуживающие производства) инфраструктуры и расширение социальной (образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство) инфраструктуры, обеспечивающих эффективное функционирование национальной экономики;

 
   • постоянное приращение финансовых  ресурсов для инвестирования  всех сторон экономической деятельности  в соответствии со стратегическими целями укрепления экономической мощи страны.

2. Стратегия фирм, их  структура и соперничество:

• постоянное совершенствование  гибкой антимонопольной деятельности и защиты конкуренции, направленных на поддержку национальных конкурентных преимуществ на международных и внутренних рынках стратегически важных товаров, услуг и факторов производства; 

 • государственную  поддержку образовательных программ, направленных на освоение менеджментом  принципов разработки и реализации  экономической стратегии предприятий;

 • реформирование  банковской системы страны с  целью создания благоприятных  условий для стратегических инвестиций  в развитие конкурентных преимуществ  предприятий национальной экономики;

 • совершенствование  формальных институтов, регламентирующих процессы банкротства и оздоровления несостоятельных предприятий и обеспечивающих невозможность использования института банкротства в конкурентной борьбе; 

 • создание и  развитие формальных и поддержка  неформальных институтов, регламентирующих  принципы добросовестной и санкции против недобросовестной конкуренции;

 
• разработку и реализацию протекционистской  политики в рамках договоренностей  с ВТО о поддержке стратегически  важных предприятий и отраслей национальной экономики;

 • поддержку малого  бизнеса с целью создания условий для снижения издержек производства за счет развития эффективной кооперации по комплектующим изделиям, полуфабрикатам и изделиям общепромышленного применения, а также издержек, связанных с компенсацией потерь, обусловленных потенциальным сокращением уровня занятости, инициированным вступлением в ВТО.[16]

  1. Параметры спроса:

• обеспечение защиты прав потребителей, способствующих повышению  их требовательности к качеству товаров  и услуг, производимых отечественными предприятиями как для внутренних, так и внешних рынков;

• поддержку общественных организаций, защищающих права потребителей, и придание им прав законодательной  инициативы в этой области;

• проведение в рамках договоренностей с ВТО ценовой  политики, способствующей формированию сбалансированного спроса на товары и услуги зарубежного и отечественного производства с учетом соотношения эластичности спроса и предложения этих товаров;

 • формирование  налоговой политики по регулированию  уровня доходов граждан, способствующей  повышению покупательной способности и как следствие — требовательности их к качеству товаров и услуг.

  1. Родственные и поддерживающие отрасли:

• стимулирование комплексного развития кластеров взаимосвязанных  стратегически важных отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности;

• стимулирование экспортной ориентации и импортозамещения потенциально конкурентоспособных предприятий  и отраслей национальной экономики, специализированных на производстве стратегически  важных ресурсов;

 • регламентацию  взаимоотношений между экономическими  агентами макро-, мезо- и микроуровней  на основе принципов индикативного  планирования;

• регулирование территориального размещения родственных и поддерживающих производств с учетом сложившегося размещения базовых отраслей национальной экономики;

• стимулирование процесса «вытягивания» потенциально конкурентоспособных  отраслей и предприятий до уровня конкурентоспособности на основе модели построения экономической стратегии этого процесса (рис.2).

Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики