Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Содержание

Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

    На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену. Особенно ярко это проявляется в условиях так называемой монополии, когда продажу товара на рынке осуществляет один-единственный продавец. В этой ситуации у покупателей нет выбора: они либо платят назначенную монополистом цену, либо вынуждены отказаться от покупки товара.

    Монополии бывают естественные и искусственные.

Табл.1. Виды монополии.

Вид монополии

Причина возникновения

Примеры

Естественная

Требуются определенные (уникальные) природные условия 

Производство  минеральных вод («Боржоми», «Ессентуки»  и т. п.), вина (определенные сорта)         и т. д.

Существование возрастающей отдачи

Газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, железные дороги, почта и т. п.

Искусственная

Создание картелей

                                        Добыча алмазов, некоторых других  полезных ископаемых.

Слияние крупных фирм

Поглощение  крупными фирмами более мелких конкурентских  фирм


 

 

    Естественная монополия может возникнуть в двух случаях. Во-первых, когда производство продукта требует уникальных природных условий, которые невозможно воссоздать в другом месте, например, минеральная вода из какого-то определенного источника или вино, которое можно приготовить только из винограда, растущего только в какой-то одной определенной местности. Такая естественная монополия встречается очень редко.

    Во-вторых, естественная монополия может быть в некоторых отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя. Неразумно, например, конкурировать с имеющейся в городе системой электро- или водоснабжения (прокладывать параллельные прежним линии электропередач или водопроводные трубы). Экономисты объясняют эту ситуацию тем, что в таких отраслях существует значительная «экономия на масштабе», то есть возрастающая отдача. Например, если к уже существующей телефонной сети подключаются новые квартиры, то это не требует больших издержек. Поэтому чем больше абонентов подключено, тем меньше будут средние издержки обслуживания каждого. Другая компания, которая решить проложить свою телефонную линию в том же городе (селе, поселке, деревне), будет иметь гораздо более высокие издержки (затраты на приобретение и использование факторов производства), а отсюда следует то, что ее товар (в данном случае, услуга) будет стоить значительно дороже для покупателя (что для него, естественно, не выгодно).

    К естественным монополиям такого типа в нашей стране относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта.

    Противоположную монополии ситуацию, когда многим продавцам противостоит один покупатель, экономисты называют монопсонией. Монопсония существует, например, на рынке труда в, так называемых, «закрытых» городах, где единственным крупным работодателем является какое-нибудь одно предприятие.

   Олигополия.

    Между монополией и конкуренцией находится так называемая олигополия. В олигополистических отраслях на рынках господствует несколько очень крупных продавцов. (Таковы черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность, авиационный транспорт и т. д.) При олигополии продавцы конкурируют друг с другом, но конкуренция эта носит своеобразный характер. Дело в том, что в олигополистической отрасли, когда силы конкурентов примерно равны, фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, из которой неизвестно кто выйдет победителем, а убытки могут быть слишком велики. В этих отраслях производители некоторым неформальным образом (формально это запрещено антимонопольными законами) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом. Один  из способов такого согласования – «лидерство в ценах»: скажем, «Дженерал Моторз» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер», исходя из нее, назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Другой способ: цена назначается равной издержкам производства плюс заранее согласованный процент прибыли. Не ввязываясь в открытую ценовую конкуренцию, олигополисты предпочитают соревноваться между собой посредством неценовой конкуренции: повышения качества, улучшения послепродажного обслуживания.          

    Монополистическая конкуренция.

    В тех отраслях, где сравнительно много производителей, но их продукция защищена патентом или торговой маркой и не может быть произведена другими фирмами, существует монополистическая конкуренция. Это, прежде всего, отрасли по производству модной одежды, парфюмерной продукции, косметики, бытовой химии. К примеру, никто, кроме фирмы «Кристиан Диор», не может изготовлять духи «Дюна»: их состав, название и даже форма флакона не могут быть никем заимствованы. В то же время другие компании выпускают массу духов различных составов и наименований, которые конкурируют с «Дюной» за спрос покупателя. Таким образом, каждая из парфюмерных фирм обладает монополию на все производимые ею продукты, но отрасль в целом является вполне конкурентной и свободу потребительского выбора никто не ограничивает. В отраслях монополистической конкуренции первостепенное значение имеет очень интенсивная реклама, которая должна подкрепить престиж данной торговой марки.

 Совершенная конкуренция.

    При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате огромного количества сделок между продавцами и покупателями. При этом ни продавцы, ни покупатели не имеют возможности навязать друг другу свою волю и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены, или, иначе говоря, цены рыночного равновесия.

Все единицы  товара совершенной конкуренции  абсолютно одинаковы в представлении  покупателей и у них нет  возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной ими торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение.

Таким образом, максимизация прибыли фирмами в  условиях совершенной конкуренции  выгодна для всего общества, так  как обеспечивает потребителей необходимыми товарами при минимально возможных  издержках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 методы  конкуренции и экономические последствия их применения.

 

Чтобы устоять  в конкурентной борьбе, предприниматель  должен производить именно то, что  предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в  них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет  стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать  свою выгоду заставляет предпринимателя  совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать  издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая прежде всего о собственной выгоде, предлагает лучшие или более дешевые товары, тем самым принося пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Посредством конкуренции  происходит распределение доходов  в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.[7]

Существуют разные типы конкурентного поведения:

• креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство  над соперниками;

• приспособленческое – учитывающее инновационные  изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

• обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкретном рынке различают: лидеров; претендентов на лидерство; ведомых; новичков.

Очевидно, что  «ведомые» менее активны в  конкурентной борьбе, большей остроты  она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а  наиболее активными, атакующими конкурентами выступают «новички».

В целях обеспечения  лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

• ценовая конкуренция, когда производитель в целях  создания на рынке для своей продукции  более благоприятных условий  и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

• неценовая  конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

Все это –  методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

Конкуренция может  быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:

• продажа по цене ниже себестоимости;

• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;

• установление зависимости поставок конкретных товаров  от принятия ограничений в отношении  производства конкурирующих товаров;

• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

• недобросовестное копирование товаров конкурентов;

• нарушение  качества, стандартов и условий поставок товаров;

• промышленный шпионаж;

• переманивание  ведущих специалистов из соперничающих  фирм и т.п.

Недобросовестная  конкуренция запрещается законодательством  большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет недобросовестную конкуренцию как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4). Закон не допускает недобросовестную конкуренцию, в том числе:

• распространение  ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• продажу товара с незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности...

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца (ст. 4).

Итак, конкуренция  является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения  конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Конкуренция является благом для общества в целом, ибо  именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать  издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.

Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики