Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Содержание

Введение.
1.Теоретические основы изучения конкуренции как составляющей рыночной экономической системы.
1.1. Сущность конкуренции как института в рыночной экономике.
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1.3. Роль государственных инвестиций в развитии конкуренции.
2. Особенности развития конкуренции в современной России
2.1.Анализ деятельности федеральной антимонопольной службы.
2.2. Сравнительный анализ конкуренции на различных рынках.
2.3. Методы конкуренции и экономические последствия их применения.
3.Рекомендации по совершенствованию конкуренции как института рыночной экономики.
3.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования в рыночной экономике.
3.2. Меры государственной поддержки конкурентоспособности и перспективы развития конкуренции.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 2. Модель построения экономической стратегии «вытягивания» потенциально конкурентноспособных отраслей  

 Приоритеты инвестиционной  политики, направленной на формирование  и поддержку в длительной перспективе  конкурентных преимуществ национальной  экономики, устанавливаются на основе анализа баланса положительных и отрицательных последствий реализации (выигрышей и потерь) того или иного направления совершенствования детерминант конкурентных преимуществ для потенциального изменения уровня экономической безопасности.   Прокомментируем подобный подход к оценке прироста (потерь) ВВП в результате реализации мер, связанных с ростом (снижением) уровня экономической безопасности, зависящего от уровня конкурентоспособности национальной экономики.[18]

  Повышение или снижение склонности к импорту, естественно, вызывает большие или меньшие валютные расходы. Чем больше импортных товаров поступает на отечественные рынки, тем больше валюты покидает страну. 
   Увеличение (уменьшение) спроса на импортные товары приводит к необходимости либо сворачивать, либо развивать отечественное производство. Сворачивание отечественного производства приводит к росту безработицы, усилению миграции, необходимости переподготовки кадров и другим социальным последствиям. Развитие отечественного импортозамещающего производства сокращает перечисленные издержки, но увеличивает издержки, связанные с расширением производства. 
   Экономическая экспансия выражается в строительстве на территории страны иностранных предприятий с целью проникновения на отечественные рынки. Эти предприятия предоставляют новые рабочие места, сокращая необходимость создания рабочих мест отечественными работодателями. Снижение интенсивности экономической экспансии, наоборот, создает проблему создания новых рабочих мест отечественными работодателями и роста обусловленных этим издержек.

 В случае низкого  уровня развития конкурентных  преимуществ объем работ, связанных  с их совершенствованием, достаточно  велик. Эти работы требуют привлечения  разнообразных материальных, кадровых, финансовых ресурсов. Издержки на осуществление этих функций чрезвычайно велики. Высокий уровень развития конкурентных преимуществ не требует фундаментальных изменений, обусловленных детерминантами «национального ромба».[23]

 Наконец, проблема  протекционизма. Обычными средствами защиты отечественных производителей от импортной интервенции являются таможенные тарифы. Ввозные пошлины, например, на подержанные импортные автомобили чрезвычайно высоки, что становится дополнением доходной части государственного бюджета (или внебюджетных средств). Однако вступление в ВТО вынуждает отказаться от такого дохода. 
   Таким образом, уровень конкурентоспособности национальной экономики оказывает существенное влияние на величину общего и душевого ВВП. Поэтому установление приоритетов при решении проблемы повышения конкурентоспособности должно базироваться на прогнозировании возможных изменений (как в положительную, так и в отрицательную стороны) величины ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 2009 — С. 31-33
  2. Бондаренко И. Институциональная экономическая теория: некоторые основные вопросы // Мировая Экономика и Международные Отношения. 2009
  3. Пол Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.:  Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 2010 — 704 с.
  4. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 2008. — 792 с.
  5. Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание.  М., 2008.
  1. Авдашева С., Розанова Н. «Подходы к классификации рыночных структур в экономике России». – Вопросы экономики. № 6.
  1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 2012 г.
  2. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. 2008.
  1. Толкачев. С.  «Несовершенная конкуренция». - Российский экономический  журнал. 2009 г.  № 5.
  1. Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости». Москва. 2009 г.

  1. Автономов В.С. «Введение в экономику», изд. «Вита-Пресс», 2008.
  2. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 2010.
  3. Никологорский Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики. 2010
  4. Журавлева Г.П. "Экономика: учебник", Москва, Юристъ, 2011.
  5. Строуп Р., Гвартни Дж. «Азбука экономики», 2008.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » // Российская газета. 2010. 11 марта
  7. Сушкевич А. Как использовать ФАС для защиты интересов своего бизнеса // http://www.forbes.ru/svoi-biznes-column/biznes-i-vlast/74797-kak-ispolzovat-fas-dlya-zashchity-interesov-svoego-biznesa
  8. Цариковский А. Антимонопольное законодательство имеет прямую связь с улучшением инвестиционного климата //http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_32292.html
  9. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009

 

  1.  Цыганова А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование», Москва, «Логос», 2009.
  2. Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости», Москва, 2009.
  3. http://www.finbook.biz/ - электронная библиотека
  4. http://www.biglib.com.ua/ - народная библиотека

 

 

 


Информация о работе Совершенствование конкуренции как института рыночной экономики