Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, курсовая работа
Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..
"Современная аграрная политика государства, ее инструменты, результативность их применения в РФ и в развитых странах: сравнительный анализ."
Содержание
Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..
Обеспечение нормального функционирования и взаимодействия всех элементов народнохозяйственного комплекса при сохранении его целостности в таких условиях требует качественно новых подходов в определении места и роли каждого из структурообразующих элементов.
Сельское хозяйство — одна из основных и сложных отраслей экономики Российской Федерации. Производственно-хозяйственная, а также иная деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций, объединений и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, призвана обеспечить потребительский рынок страны продовольствием, а многие промышленные предприятия — сырьем.
Целью данной работы является исследование аграрной политики, ее инструментов и результатов в России и в развитых странах. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
- дать понятие аграрной политики;
- рассмотреть существующие инструменты аграрной политики;
- охарактеризовать
- сравнить объемы и результаты аграрной политики России и развитых стран.
Объектом исследования в работе является аграрная политика государства.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации инструментов аграрной политики.
Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли: растениеводство, грибоводство, животноводство.
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства.
От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.
Отличительной особенностью развития сельского хозяйства является то, что в качестве главного средства производства здесь выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры.
В сельском хозяйстве в качестве средств производства выступают живые организмы, какими являются животные и растения. Последние развиваются на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом развития живых организмов.
Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых ресурсов, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство.
Территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции (зерна, картофеля, сахарной свеклы, молока, мяса и др.), так и техники и материальных ресурсов (топлива, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений).
Одной из важных особенностей сельского хозяйства является то, что созданная здесь продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства.
Важная особенность сельского хозяйства состоит в том, что здесь не совпадает рабочий период с периодом производства продукции. В сельском хозяйстве период производства складывается из времени, когда процесс совершается под воздействием труда человека (вспашка почвы, обработка, посев и посадка, уход за растениями, уборка урожая и др.) и когда он осуществляется непосредственно под воздействием естественных факторов (произрастание культурных растений, формирование урожая и т.д.).
Несовпадение периода производства и рабочего периода обуславливает сезонность сельскохозяйственного производства. Последняя оказывает существенное влияние на организацию производства, эффективное использование техники, трудовых ресурсов и в конечном итоге на эффективность отрасли в целом.
Разделение труда, а, следовательно, специализация производства в сельском хозяйстве проявляется по иному, чем в промышленности и других отраслях народного хозяйства. В целях рационального использования земельных, трудовых и материальных ресурсов здесь необходимо добиваться оптимального сочетания отраслей растениеводства с отраслями животноводства и развитием подсобных производств и промыслов. При совершенствовании общественного разделения труда необходимо учитывать специфические условия в конкретных регионах.
Несомненно, одной из главных особенностей сельского хозяйства является уровень и условия использования техники. В связи с тем, что в сельском хозяйстве, как правило, перемещаются орудия производства (машины, комбайны, сельскохозяйственная техника), а предметы труда (растения) находятся на одном месте, то характер технической вооруженности сельского хозяйства существенно отличается от промышленных отраслей. Общая потребность в энергетических ресурсах здесь значительно выше, по сравнению с отраслями промышленности. При этом территориальная рассредоточенность сельского хозяйства и сезонный характер производства требуют значительного увеличения потребности предприятий в технике и основных средствах производства.
В сельском хозяйстве по иному строится организация трудовых процессов в отраслях растениеводства и животноводства. Здесь исполнитель не имеет постоянного рабочего места как, например, в промышленности. В процессе производства сельскохозяйственной продукции в зависимости от времени года и специфики возделываемой культуры рабочие полеводства и механизаторы выполняют различные виды работ. Механизатор должен уметь работать практически на всех машинах и агрегатах, а рабочим полеводства необходимо уметь выполнять работы по подготовке семян и посадочного материала, уходу за растениями, заготовке кормов, уборке урожая. При этом вид работы может изменяться не только ежедневно, но в зависимости от условий и в течение одного рабочего дня.
Сельское хозяйство связано со многими отраслями промышленности (пищевой, химической и др.), образуя агропромышленный комплекс, основной задачей которого является надежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства России. Оно производит продукты питания для населения страны, сырьё для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. От развития сельского хозяйства во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.
Государственная поддержка сельского хозяйства является одним из рычагов, который позволяет обеспечить развитие отрасли. В последние годы государство стало более активно содействовать развитию различных форм хозяйствования на селе, формированию законодательной базы, осуществлять поддержку сельских товаропроизводителей, реализуя ряд целевых программ, нацеленных на социально-экономическое развитие. Основополагающим законом, регулирующим рыночные отношения субъектов аграрного рынка, стал Федеральный закон №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., который устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений.
Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Основными целями государственной аграрной политики являются:
1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
5) создание
благоприятного
6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Основные направления государственной аграрной политики заключаются в следующем:
1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
6) устойчивое развитие сельских территорий;
7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:
1) предоставление
бюджетных средств
2) применение
особых налоговых режимов в
отношении
3) осуществление
закупки, хранения, переработки и
поставок сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
для государственных и
4) регулирование
рынка сельскохозяйственной
5) информационное
обеспечение
6) антимонопольное
регулирование рынков
7) участие
общественных организаций в
8) проведение
закупочных интервенций, товарных
интервенций на рынке
9) другие меры,
предусмотренные
В целях стабилизации рынка государство может осуществлять закупочные и товарные интервенции, а так же залоговые операции. Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведение залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем, продовольствием. Товарные интервенции представляют собой организацию распродажи сельскохозяйственной продукции из федерального и регионального продовольственных фондав.
Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции осуществляется в форме выделения бюджетных ресурсов, предоставления кредитов, компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, приобретенной в установленном порядке в собственность государства.
Закупочные интервенции проводятся тогда, когда рыночные цены на продукции опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию в связи с сокращением спроса на неё. Товарные интервенции осуществляются в том случае, когда на рынке наблюдается дефицит сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствующих видах или при увеличении рыночных цен выше максимального уровня их колебания на продукцию.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции выступают рыночные или договорные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными применяются гарантированные цены. Они используются тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных или если реализация продукции осуществляется непосредственно государству.