Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, курсовая работа
Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..
Соглашения Уругвайского раунда ГАТТ потребовали от Японии пересмотра своей агропродовольственной политики. В ответ правительство приняло программу аграрной реформы, которая нацелена на более рыночную ориентацию агропродовольственного сектора страны. Программа рассчитана на шесть лет, начиная с 1995 г., и стоит около 65 млрд. долл. США.
В соответствии с этой программой с ноября 1995 г. введено новое регулирование рисового подкомплекса — основного сектора сельского хозяйства Японии. Теперь государственные закупочные цены распространяются только на 14% всего потребляемого риса: правительство будет закупать по этой цене рис только утех производителей, которые участвуют в национальной программе сокращения посевов под рисом. Остальное зерно может продаваться на открытом рынке. И хотя высокие импортные барьеры на рис тем не менее сохраняются, это значительная либерализация аграрного рынка в стране. Кроме того, программа реформы
предполагает инвестиции в сельскую инфраструктуру, поддержку дальнейших структурных преобразований и помощь фермерам в неблагоприятных природных зонах.
Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.
В ходе сравнительного анализа аграрного сектора России и развитых стран было выяснено, что общая поддержка аграрного производства в России, измеренная в абсолютных величинах, ниже, чем в США и в Евросоюзе. Без учета средств региональных, местных бюджетов, внебюджетных источников, пожертвований и т. п. в США на одного жителя в сельской местности в 2010 году было выделено в 117 раз больше средств, чем в России. Это указывает на низкое и недостаточное финансирование сельского хозяйства России для создания благоприятных условий для предпринимательства.
Важную роль в повышении конкурентоспособности аграрного сектора России играет не только поддержка сельхозпроизводителей, но и развитие сельских территорий, инфраструктуры аграрного рынка, консультационной деятельности и научного обеспечения. Развитые страны накопили достаточный опыт государственной поддержки аграрного сектора в условиях ВТО, который необходимо анализировать и адаптировать.
Тем не менее России за последние годы удалось увеличить производство собственной продукции, тем самым добиваясь увеличения экспорта и снижения импорта агропродукции.
В 2014 году особое внимание будет уделено таким направлениям как создание условий для развития сельских территорий, повышение занятости и доходов населения от предпринимательской деятельности, развитие кооперации на селе. Решение социальных проблем сельских жителей относится к приоритетным направлениям социально-экономической политики государства.
В работе проведен анализ аграрной политики в развитых странах. Успех аграрной политики США и Канады заключается в том, что сельское хозяйство обеспечивает страны своим продовольствием, государство способствует производителям реализовывать продукцию.
Можно подвести итог, что финансирование сельского хозяйства в России уступает другим странам. В России слабо используются инструменты аграрной политики, однако можно отметить тенденцию к увеличению производства продукции и незначительного сокращения потребности в импорте.
1 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 г. государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». М.: Минсельхоз РФ, 2012. С. 6—7.
2 Информация
сайта Минсельхоза РФhttp://www.mcx.ru/news/news/