Современная аграрная политика государства, ее инструменты, результативность их применения в РФ и в развитых странах: сравнительный анали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_Agrarnaya_politika (2).docx

— 62.28 Кб (Скачать файл)

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным производителям получение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство в предприятиях.

Целевые цены применяются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а так же для покрытия расходов, связанных с взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей.

На поддержку и регулирование агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства, которые используются для краткосрочного кредитования, залога сельскохозяйственной продукции, авансирования закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды, лизинга в сфере агропромышленного производства, предоставления кредитным кооперативам долгосрочных кредитов при формировании их уставного капитала, если более 50% данного капитала принадлежит юридическим и физическим лицам.

Вместе с этим, создаются также специальные фонды для осуществления государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Устанавливается и соответствующий порядок расчетов с поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств, уплачивают страховщиком 50% страховых взносов, а остальная сумма уплачивается страховщиком за счет федерального бюджета.

Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны осуществляться с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности страны. Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин. Устанавливается порядок и условия введения и применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговые цены рассчитываются с учетом цен, сложившихся на внутреннем рынке на отдельные виды продукции и сырья.

В целях обеспечения выполнения установленного плана производства основных видов сельскохозяйственной продукции предусматриваются в качестве мер государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса:

  1. дотации и компенсации для поддержки элитного семеноводства и племенного дела в животноводстве;
  2. компенсация части затрат на электроэнергию и топливо при выращивании овощей в защищенном грунте на специализированных предприятиях;
  3. компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых свиноводческими комплексами и бройлерными птицефабриками;
  4. дотации на поддержку овцеводства;
  5. компенсация затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
  6. компенсация затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Государственная поддержка, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, оказывается товаропроизводителями агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

 

 

 

3 Сравнительный анализ аграрной политики в развитых странах и в РФ

3.1 Аграрная политика в РФ, ее инструменты, их результативность

Государственное регулирование сельского хозяйства - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.

Направления развития сельского хозяйства в России разработаны в Государственной программе в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» .

Стратегическими целями государственной программы являются:

  • обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО;
  • повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
  • устойчивое развитие сельских территорий;
  • воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства.

Для достижения поставленных целей в государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках федеральных целевых программ, подпрограмм и основных мероприятий:

  • стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;
  • осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
  • поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
  • повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • поддержка малых форм хозяйствования;
  • обеспечение эффективности деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
  • повышение качества жизни сельского населения;
  • стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
  • развитие биотехнологий;
  • создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
  • развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
  • экономически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.

Государственная программа состоит из шести подпрограмм и четырёх ФЦП: подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», «Обеспечение реализации Государственной программы»;

федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (проект), «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года», «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014–2020 годы»[2].

Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей не только производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, но и её переработку, развитие инфраструктуры и регулирование рынков.

Очевидно, что эффективность государственной поддержки определяется прежде всего ростом объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечением качества этого продовольствия, а также повышением уровня жизни сельского населения. На сегодняшний день одним из основных стратегических направлений совершенствования аграрной политики России является развитие кооперации на селе.

В марте 2013 года Минсельхозом России совместно с Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Россельхозакадемией, союзами и ассоциациями кооперативов России был проведен Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов, одно из решений которого состояло в разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы».

Минсельхозом России совместно с АККОР, Центрсоюзом, союзами и ассоциациями кооперативов России проводится работа по разработке данной программы, проект ведомственной целевой программы направлен на рассмотрение в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Основная цель программы - развитие системы сельскохозяйственной кооперации как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно малых форм хозяйствования на селе) к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции.

Для достижения указанной цели предусматривается реализация следующих мер государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации: предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга), а также мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию учредителей кооперативов.

Возмещение за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи.

Роль основных отраслей сельской экономики (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) по-прежнему высока в 25 субъектах Российской Федерации, где удельный вес этих отраслей в валовом региональном продукте (ВРП) составляет более 10 %. Среди этих субъектов есть те, где уровень развития аграрного производства достаточно высок — Белгородская область, Краснодарский край и ряд других. В эту группу входят и субъекты, где уровень экономического развития в целом низкий, и поэтому аграрное производство играет ключевую роль в сельской экономике. Это характерно как для субъектов Южного федерального округа: Республика Калмыкия — 32,8 %, Республика Дагестан — 21,7 % и др., так и для субъектов других федеральных округов: Костромская область — 11,2 %, Курганская область — 14,1 %, Республика Тыва — 10,8 %. В 22 субъектах России удельный вес основных отраслей сельской экономики в ВРП не превышает 5 %, из этих субъектов 12 относятся к Дальневосточному и Северо-Западному федеральным округам.

За период с 2006 по 2011 год только в 14 субъектах России увеличился удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в ВРП, в том числе в 6 субъектах прирост составил от 1,1 до 4,7 %, а в 8 субъектах — менее 1 %. Таким образом, в экономическом развитии сельских территорий возрастает роль других отраслей, особенно в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями для возделывания основных сельскохозяйственных культур.

Вместе с этим ухудшается ситуация в сельском хозяйстве. Сокращаются посевные площади основных видов культур в хозяйствах всех категорий. Увеличение прибыли сельскохозяйственных организаций на 64 % произошло только за счет роста полученных субсидий в 3,7 раза. При одновременном росте кредиторской задолженности происходит ухудшение экономического развития организаций агропромышленного комплекса России, что отражается и на социально-экономической ситуации в сельских районах.

Кроме этого, не удается остановить системный кризис в сельской местности России: сокращается число сельских населенных пунктов и численность сельского населения, растет разрыв между городскими и сельскими жителями по ожидаемой продолжительности жизни, сохраняется огромная разница в уровне материального благосостояния и распределении бедности, доступе к объектам социальной инфраструктуры. Природно-ресурсная направленность развития сельской экономики приводит к ухудшению экологической ситуации в сельских районах. Отток квалифицированных кадров и молодежи препятствует модернизации и инновационному развитию аграрного производства [13, с.58]. 

В России финансирование устойчивого развития сельских территорий в рамках госпрограммы в 2008—2011 годах было сокращено на 60 % по сравнению с плановыми расходами. В отличие от России в Европейском союзе на развитие сельских территорий в 2011 году по сравнению с 2008 годом было выделено на 37 % больше средств, в США — на 27 %. (таблица 1). 

Таблица 1 - Финансирование программ сельского развития в России, ЕС и США из федерального (общего) бюджета в 2008—2011 гг.1

Наименование страны 

Годы

2011 г.

в % к 2008 г.

2008

2009

2010

2011

Россия, млрд. руб.

8,14

8,97

7,7

7,72

95,3

Евросоюз, млрд. евро

10,53

13,98

14,36

14,4

137,1

США, млрд. долл.

18,97

48,02

40,03

24,06

126,8


 

  

Различия в подходах к реализации государственной поддержки развития сельских территорий в России, ЕС и США находят отражение и в объемах федерального финансирования в расчете на одного сельского жителя (табл. 2). 

Таблица 2 - Финансирование программ развития сельских территорий из федерального (общего) бюджета в 2010 г2.

Показатель

Российская Федерация

Евросоюз

США

Численность сельского населения, млн. чел.

38,30

130,10

56,60

Финансирование программ развития сельских территорий, млрд. руб.

7,70

582,21

1208,21

Федеральное финансирование в расчете на 1 сельского жителя, руб.

201,00

4475,00

23670,60


В рублях по курсу на 01.01.2010 (1 евро = 43,46 руб., 1 доллар США = 30,185 руб.)

 Без учета средств  региональных, местных бюджетов, внебюджетных  источников, пожертвований и т. п. в США на одного жителя в  сельской местности в 2010 году  было выделено в 117 раз больше  средств, чем в России. Не вселяет  оптимизма и новая Государственная  программа развития сельского  хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2013—2020 годы, где на финансирование мероприятий  по устойчивому развитию сельских  территорий максимальная сумма  средств федерального бюджета  составит всего 19,2 млрд. руб. в 2020 году[2].

Информация о работе Современная аграрная политика государства, ее инструменты, результативность их применения в РФ и в развитых странах: сравнительный анали