Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:53, курсовая работа
Аграрная сфера традиционно занимает особое положение в экономике России, являясь одним из основных секторов национального хозяйства, определяющих жизнедеятельность и продовольственную безопасность общества. Ее значимость определяется не только удовлетворением фундаментальных потребностей людей в продуктах питания, но и обеспечением продовольственной независимости страны, созданием стимулов для развития других отраслей национальной экономики за счет расширения межотраслевых связей. Это относится к каждой отрасли, подотрасли, хозяйствующему субъекту, входящим в народнохозяйственный комплекс и имеющим свои связи, взаимосвязи, взаимозависимости и т.п..
Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным производителям получение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство в предприятиях.
Целевые цены применяются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а так же для покрытия расходов, связанных с взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей.
На поддержку и регулирование агропромышленного производства из ресурсов федерального бюджета выделяются средства, которые используются для краткосрочного кредитования, залога сельскохозяйственной продукции, авансирования закупок сельскохозяйственной продукции на государственные нужды, лизинга в сфере агропромышленного производства, предоставления кредитным кооперативам долгосрочных кредитов при формировании их уставного капитала, если более 50% данного капитала принадлежит юридическим и физическим лицам.
Вместе с этим, создаются также специальные фонды для осуществления государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Устанавливается и соответствующий порядок расчетов с поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств, уплачивают страховщиком 50% страховых взносов, а остальная сумма уплачивается страховщиком за счет федерального бюджета.
Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны осуществляться с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей и обеспечения продовольственной безопасности страны. Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин. Устанавливается порядок и условия введения и применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговые цены рассчитываются с учетом цен, сложившихся на внутреннем рынке на отдельные виды продукции и сырья.
В целях обеспечения выполнения установленного плана производства основных видов сельскохозяйственной продукции предусматриваются в качестве мер государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса:
Государственная поддержка, осуществляемая за счет средств федерального бюджета, оказывается товаропроизводителями агропромышленного комплекса независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Государственное регулирование сельского хозяйства - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.
Направления развития сельского хозяйства в России разработаны в Государственной программе в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» .
Стратегическими целями государственной программы являются:
Для достижения поставленных целей в государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в рамках федеральных целевых программ, подпрограмм и основных мероприятий:
Государственная программа состоит из шести подпрограмм и четырёх ФЦП: подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», «Обеспечение реализации Государственной программы»;
федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (проект), «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года», «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014–2020 годы»[2].
Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей не только производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, но и её переработку, развитие инфраструктуры и регулирование рынков.
Очевидно, что эффективность государственной поддержки определяется прежде всего ростом объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечением качества этого продовольствия, а также повышением уровня жизни сельского населения. На сегодняшний день одним из основных стратегических направлений совершенствования аграрной политики России является развитие кооперации на селе.
В марте 2013 года Минсельхозом России совместно с Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Россельхозакадемией, союзами и ассоциациями кооперативов России был проведен Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов, одно из решений которого состояло в разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы».
Минсельхозом России совместно с АККОР, Центрсоюзом, союзами и ассоциациями кооперативов России проводится работа по разработке данной программы, проект ведомственной целевой программы направлен на рассмотрение в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Основная цель программы - развитие системы сельскохозяйственной кооперации как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно малых форм хозяйствования на селе) к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции.
Для достижения указанной цели предусматривается реализация следующих мер государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации: предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга), а также мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию учредителей кооперативов.
Возмещение за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи.
Роль основных отраслей сельской экономики (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство) по-прежнему высока в 25 субъектах Российской Федерации, где удельный вес этих отраслей в валовом региональном продукте (ВРП) составляет более 10 %. Среди этих субъектов есть те, где уровень развития аграрного производства достаточно высок — Белгородская область, Краснодарский край и ряд других. В эту группу входят и субъекты, где уровень экономического развития в целом низкий, и поэтому аграрное производство играет ключевую роль в сельской экономике. Это характерно как для субъектов Южного федерального округа: Республика Калмыкия — 32,8 %, Республика Дагестан — 21,7 % и др., так и для субъектов других федеральных округов: Костромская область — 11,2 %, Курганская область — 14,1 %, Республика Тыва — 10,8 %. В 22 субъектах России удельный вес основных отраслей сельской экономики в ВРП не превышает 5 %, из этих субъектов 12 относятся к Дальневосточному и Северо-Западному федеральным округам.
За период с 2006 по 2011 год только в 14 субъектах России увеличился удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в ВРП, в том числе в 6 субъектах прирост составил от 1,1 до 4,7 %, а в 8 субъектах — менее 1 %. Таким образом, в экономическом развитии сельских территорий возрастает роль других отраслей, особенно в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями для возделывания основных сельскохозяйственных культур.
Вместе с этим ухудшается ситуация в сельском хозяйстве. Сокращаются посевные площади основных видов культур в хозяйствах всех категорий. Увеличение прибыли сельскохозяйственных организаций на 64 % произошло только за счет роста полученных субсидий в 3,7 раза. При одновременном росте кредиторской задолженности происходит ухудшение экономического развития организаций агропромышленного комплекса России, что отражается и на социально-экономической ситуации в сельских районах.
Кроме этого, не удается остановить системный кризис в сельской местности России: сокращается число сельских населенных пунктов и численность сельского населения, растет разрыв между городскими и сельскими жителями по ожидаемой продолжительности жизни, сохраняется огромная разница в уровне материального благосостояния и распределении бедности, доступе к объектам социальной инфраструктуры. Природно-ресурсная направленность развития сельской экономики приводит к ухудшению экологической ситуации в сельских районах. Отток квалифицированных кадров и молодежи препятствует модернизации и инновационному развитию аграрного производства [13, с.58].
В России финансирование устойчивого развития сельских территорий в рамках госпрограммы в 2008—2011 годах было сокращено на 60 % по сравнению с плановыми расходами. В отличие от России в Европейском союзе на развитие сельских территорий в 2011 году по сравнению с 2008 годом было выделено на 37 % больше средств, в США — на 27 %. (таблица 1).
Таблица 1 - Финансирование программ сельского развития в России, ЕС и США из федерального (общего) бюджета в 2008—2011 гг.1
Наименование страны |
Годы |
2011 г. в % к 2008 г. | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Россия, млрд. руб. |
8,14 |
8,97 |
7,7 |
7,72 |
95,3 |
Евросоюз, млрд. евро |
10,53 |
13,98 |
14,36 |
14,4 |
137,1 |
США, млрд. долл. |
18,97 |
48,02 |
40,03 |
24,06 |
126,8 |
Различия в подходах к реализации государственной поддержки развития сельских территорий в России, ЕС и США находят отражение и в объемах федерального финансирования в расчете на одного сельского жителя (табл. 2).
Таблица 2 - Финансирование программ развития сельских территорий из федерального (общего) бюджета в 2010 г2.
Показатель |
Российская Федерация |
Евросоюз |
США |
Численность сельского населения, млн. чел. |
38,30 |
130,10 |
56,60 |
Финансирование программ развития сельских территорий, млрд. руб. |
7,70 |
582,21 |
1208,21 |
Федеральное финансирование в расчете на 1 сельского жителя, руб. |
201,00 |
4475,00 |
23670,60 |
В рублях по курсу на 01.01.2010 (1 евро = 43,46 руб., 1 доллар США = 30,185 руб.)
Без учета средств
региональных, местных бюджетов, внебюджетных
источников, пожертвований и т. п.
в США на одного жителя в
сельской местности в 2010 году
было выделено в 117 раз больше
средств, чем в России. Не вселяет
оптимизма и новая