Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ роли денег в экономике, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Действительно, реальная деловая информация состоит главным образом из высказываний, описывающих разного рода платежи, которые либо кем-то проведены, либо кем-то получены. Изрядную роль в этого рода информации играют цены, отражающие относительную стоимость различного рода товаров и услуг, выраженную в денежных единицах, а также будущие финансовые обязательства, также выражающиеся в денежной форме. Все эти функции денег отражены в следующем определении: деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Вообще, исследовать происхождение денег, их функции и роль в экономике - значит исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа развития человеческой цивилизации.
В целом можно сказать, что понятие "законное платежное средство" в финансово-правовом смысле, так же как и в гражданско-правовом, ценно тем, что способно выполнить функцию определения имущества, обязательного для принятия кредитором в целях прекращения финансово-правового обязательства.. Точкой отсчета для определения понятия "законное платежное средство" применительно к сфере финансово-правового регулирования являются ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Как уже отмечалось, ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", будучи не узкоотраслевым, а общеправовым законом, ввел понятие "единственное законное средство наличного платежа", которым охватываются банкноты и монеты Банка России.
Можно было бы утверждать, что
применительно к сфере
Прежде всего, согласно п. 3 ст. 58 НК РФ "уплата налога производится в наличной или безналичной форме". Однако из этого положения не следует, что налогоплательщик может выбирать форму уплаты налога наличными деньгами или в безналичном порядке. Более того, из этой статьи не следует, что уплата налога наличными деньгами всегда возможна по той причине, что наличные деньги как законное средство наличного платежа (ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)") должны быть обязательно приняты при осуществлении любого, в том числе налогового, платежа.
Финансовое право, регулируя финансовые отношения как вторичные, производные от товарно-денежных, регулируемых гражданским правом, логически принимает и платежные правила, установленные в гражданском законодательстве. Иной порядок, построенный на индивидуально-отраслевых структурах расчетов, вносил бы путаницу в организацию всего платежного оборота. В частности, в п. 2 ст. 861 ГК РФ установлено: "расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом". Что касается последней части этой статьи, то такие расчеты, как известно, возможны в рамках лимита расчета по одной сделке, устанавливаемого ЦБ РФ.
При уплате налога юридическим
лицом образуется налоговое расчетное
правоотношение между ним и кредитной
организацией, являющейся юридическим
лицом. Соответственно, по логике гражданского
законодательства оно (расчетное правоотношение)
должно осуществляться в безналичном
порядке. Налично-денежные налоговые платежи
между юридическими лицами (организацией-
Что касается уплаты в бюджете
неналоговых платежей, то такая уплата
в основном подчиняется гражданско-
Почти все виды безвозмездных и безвозвратных перечислений также возможны только в безналичном порядке. Исключением являются денежные пожертвования в бюджеты от физических лиц.
Таким образом, в рамках финансового, как и гражданского, правоотношения банкноты и монеты Банка России не обладают универсальным свойством быть обязательно принятыми в качестве платежей на всей территории РФ. В сфере финансово-правового регулирования банкноты и монеты Банка России обладают свойством быть безусловно принятыми при осуществлении всех видов платежей лишь физическими лицами. В целом можно сказать, что фактически в сфере финансовых правоотношений банкноты и монеты Банка России обладают свойством быть обязательно принятыми в качестве платежей лишь в тех случаях, когда возможность таких платежей не запрещается и не ограничивается законодательством РФ и нормативными актами ЦБ РФ.
В связи с этим ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", устанавливающие банкноты и монеты Банка России как законное средство наличного платежа, не выдерживают критики с точки зрения определения их свойства быть обязательно принятыми на всей территории РФ.
Итак, в сфере финансово-правового
регулирования безналичные
Возникает вопрос: почему законодатель
в ФЗ "О Центральном банке
РФ (Банке России)" при условии
реального существования
Во-первых, как свидетельствует
история, в сферу денежного обращения
в наибольшей мере всегда вносил дезорганизацию
сегмент налично-денежного
Во-вторых, право денежной эмиссии является суверенным правом государства. Как правило, все суверенные права государства имеют материальные формы реализации и в этом смысле являются манифестацией государственного суверенитета. В связи с этим эмиссия наличных денег и признание именно их законным средством наличного платежа имеют и непосредственно политико-правовое значение.
Представляется, что, устанавливая понятие "законное средство наличного платежа" в ст. 30 ФЗ "О Центральном Банке РФ (Банке России)", законодатель акцентировал следующую мысль: банкноты и монеты Банка России, а не какие-либо другие наличные деньги (с экономической точки зрения) обязательны к приему на всей территории РФ. В этом смысле "законное средство наличного платежа", данное в ст. 30 вышеназванного Закона, призвано упорядочить денежное обращение в стране таким образом, чтобы банкноты и монеты Банка России были гарантированы максимально. Неслучайно ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" содержатся в главе 6 этого Закона, которая называется "Организация наличного денежного обращения".
С учетом всего вышеотмеченного, ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" должна быть откорректирована. По крайней мере, часть 2 ст. 30 Закона должна быть исключена. В таком случае акцент в статье будет перенесен на существование банкнот и монет Банка России, которые являются законным средством наличного платежа и обеспечиваются всеми активами Банка России. Представляется, что такая редакция ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" будет соответствовать реальности и выделять банкноты и монеты Банка России в системе средств наличного платежа на территории РФ.
Итак, подводя итог изложенному,
можно сказать, что в сфере
финансово-правового
Учитывая, что финансово-правовое
регулирование является преимущественно
императивным, в данной сфере не
допускается использование
Можно сказать, что в финансово-правовом смысле содержание понятия "законное платежное средство" состоит в том, что оно (законное платежное средство) является практически единственным средством исполнения финансово-правового обязательства. Исключением является возможность исполнения в ряде случаев налогового обязательства в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 НК РФ).
Такое явление вполне закономерно. Государство в целях выполнения своих задач и функций заинтересовано в исполнении своих финансовых обязательств перед кредиторами только в тех платежных средствах, которые оно способно гарантировать. В этом случае в идеале платежные средства, гарантированные государством (законное платежное средство), из сферы финансового оборота перейдут в сферу гражданского оборота, а затем через налоги и прочие платежи опять в сферу финансового оборота. Таким образом, денежное обращение в стране может быть максимально гарантированно. Соответственно, финансовый оборот - это денежный оборот, который максимально ориентирован на законное платежное средство.
В плоскости права можно сделать следующий вывод: финансово-правовое регулирование и практика реализации финансового правоотношения во всякий исторический период должны быть максимально ориентированы на законное платежное средство. Отход от использования законного платежного средства в сфере финансово-правового регулирования свидетельствует о нарушении денежного обращения в стране и, скорее всего, незаконности финансово-правовых актов.
Таким образом, с точки зрения содержания понятие "законное платежное средство" в финансовом праве принципиально отличается от этого же понятия в гражданском праве, где, как уже отмечалось, оно является крайним и принудительным средством исполнения обязательства.
В этой связи инструменты неденежной эмиссии государственных органов, функционировавшие в системе финансовых правоотношений в отдельные исторические периоды, очевидно, являлись незаконными средствами платежа.
3.2 Проблемы развития функций денег в России
Первый реформаторский шаг
к рыночной конкуренции был
Опыт СССР показывает необходимость общественной идеологии. В настоящее время необходимо заполнить сознание людей хотя бы светлыми идеалами, а в лучшем случае создать реалистичные и гласные концепции выхода из кризиса с государственной поддержкой конкретных программ. Идеология на микроуровне (уровне отдельных предприятий) поможет создать стимулы и условия для качественно труда.
Вероятно, залог будущего успеха состоит в двух факторах: открытая общественная политика предприятия, соответствующая его финансовым проектам и целям на мировом рынке (с целью формирования общественного сознания сотрудников) и наличие высокотехнологичного автоматизированного аппарата управления.
Популярное истолкование теории Адама Смита противоречит первому фактору: успех бизнеса в рыночной экономике обеспечивается стремлением бизнесмена к личной выгоде (борьба с конкурентами, защита коммерческой информации). Очевидно, что такой бизнес должен проводиться без вмешательства государства, но если он приводит к оттоку капиталов из страны, то личная выгода бизнесмена идёт не на пользу, а во вред обществу. Так происходит при склонности людей создавать «блуждающие» капиталы и использовать их для беспошлинного ввоза в страну товаров (челночный бизнес) и некоторых бартерных сделках с зарубежными предприятиями. Таким образом, научные достижения и литература в области коммерции (типа «как быстро сделать деньги») на самом деле способствует разорению государства, а в общественном сознании закрепляется мысль о том, что неблагополучно само государство (а не его население).
Информация о работе Современные функции денег и особенности их проявления в экономике России