Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.
Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Изучить теоритические основы антимонопольной политики .
Раскрыть сущность и функции антимонопольной политики.
На примере зарубежных стран и России рассмотреть антимонопольную политику на современном этапе.
Показать перспективы антимонопольной политики.

Содержание

Содержание.
Введение.……………………………………………………………………………………………………………………………
Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….
Сущность и функции антимонопольной политики……………………………………………………
Инструменты (методы) антимонопольной политики……………………………………………….
Направления антимонопольной политики………………………………………………………………..
Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………
2.1 Особенности регулирования монополий в России……………………………………………………
2.2 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………………………………………………..
2.3 Перспективы развития антимонопольной политики………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономической теории..docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

                      К основным методам проведения антимонопольной политики относятся:

                      1. Ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60 нарушением антимонопольного законодательства.

                      2. Контроль над усилением экономической концентрации. Наряду с запретами вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль экономической концентрации. Она возникает: 

                      - В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

                      - Когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

                      3. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

                      4. Запреты на действия органов  власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

                      5. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния торгового рынка и доли фирм на нём предприятия включаются либо исключаются из государственного реестра. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями отдельных видов продукции. Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля.

                      Однако  некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:

                      • создания уникального товара;

                      • эффективного маркетинга;

                      • разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

                      Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

                      Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное значение антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. 

                      1.3. Антимонопольная политика-это система мер, направляемых на усилие и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

                      Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

                      прямое  регулирование цен;

                      налогообложение;

                      регулирование естественных монополий.

                      Рассмотрим эти направления более подробно.

                      Прямое  регулирование цен

                      Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

                       

                      Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен

                      На  рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

                      Если  монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода. По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

                      MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

                      MR= P+Q(dP/dQ).

                      Если  объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

                      Если  объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

                      Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).

                       

                      Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

                      Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

                      Если  государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

                      Налогообложение

                      Другая  форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

                      1. Потоварный налог

                      Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

                      п=TR-(TC+tQ),

                      а условие максимизации прибыли принимает вид

                      (п)`=0,

                      dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

                      MR=MC+t,

                      где t — ставка потоварного налога.

                      Графически  влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 5.16

                       

                      Рис. 5.16. Установление потоварного налога на монополию

                      Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

                      Введение  налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

                      Многие  экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

                      2. Группа паушальных налогов

                      Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

                      В этом случае прибыль монополиста составит

                      п=TR-TC-g,

                      где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

                      Условие максимизации прибыли записывается как

                      (п)`=0,

                      (TR)`=(TC)`,

                      MR=MC.

                      Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

                      3. Налог на прибыль

                      Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

                      Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

                      max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

                      (пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

                      Если  ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то

                      (100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий. 
                       
                       
                       

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах