Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.
Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Изучить теоритические основы антимонопольной политики .
Раскрыть сущность и функции антимонопольной политики.
На примере зарубежных стран и России рассмотреть антимонопольную политику на современном этапе.
Показать перспективы антимонопольной политики.
Содержание.
Введение.……………………………………………………………………………………………………………………………
Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….
Сущность и функции антимонопольной политики……………………………………………………
Инструменты (методы) антимонопольной политики……………………………………………….
Направления антимонопольной политики………………………………………………………………..
Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………
2.1 Особенности регулирования монополий в России……………………………………………………
2.2 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………………………………………………..
2.3 Перспективы развития антимонопольной политики………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….
Дискриминация цен
Закон Клейтона определил дискриминацию цен как незаконное деяние, но сначала внедрение этих статей закона в повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом проблем. Положение вещей поменялось лишь в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона—Патмана. Её основная мишень состояла в запрещении использования разных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как настоящей экономии издержек и производственных издержек, или попыток соответствия конкуренции.
Федеральная
Торговая Комиссия, а также Министерство
Юстиции США имеют право возбудить судебное
дело на основании поправки Робинсона-Патмана,
хотя фактически это бремя полностью несет
на себе ФТК; при нарушении положений,
предусмотренных поправкой Робинсона-Патмана,
также предусматривается возбуждение
исков частными лицами и последующая компенсация
нанесенного им вреда. Эта поправка вызывала
и вызывает более жестокие споры посреди
всех антимонопольных законов. Суть в
том, что этот закон из средства, способствующего
усилению конкуренции, может быть с легкостью
обращен в орудие защиты от конкуренции
извне. В связи с этими обстоятельствами
сферы внедрения данной поправки сейчас
несколько сокращены, а в 1976 году была
сделана попытка — справедливости ради,
безуспешная—добиться её полной отмены.
Антимонопольная политика в Германии
В Германии к органам проведения отраслевой политики относятся: Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, которые дают советы по выработке конкурентной политики; действует как консультативный орган).
Здесь контролю подвергаются:
приобретения активов предприятия полностью;
приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;
любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;
любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.
Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; если фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает такие факторы, как:
доля рынка (1/3 рынка для одной фирмы; не менее 50 процентов рынка для 3 фирм; не менее 2/3 рынка для 5 фирм);
финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
доступ к каналам распределения;
связи с другими предприятиями;
барьеры входа на рынок;
наличие товаров-субститутов;
возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей стороной рынка.
Антимонопольная политика в Японии
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в "трудных" случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд йен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;
в случае зарубежных обязательств Японии (чтобы их выполнить);
для поддержания курса йены;
в интересах занятости;
в
случае необходимости спасти предприятие
от банкротства.
Антимонопольная политика во Франции
Особенностью
отличается и антимонопольная (скорее,
однако, про-монопольная) политика регулирования
отраслевых структур во Франции. Здесь
в послевоенный период в соответствии
с политикой правительства предусматривалось
создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий
(национальных лидеров), которые должны
были защищать средние и мелкие предприятия
- своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось
также создание региональных правительственных
агентств для оказания помощи этим крупным
предприятиям в случае банкротства.
В 1980-е годы национальным лидерам отводится роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах рынка. 1990-е годы характеризуются как политика "ниш": происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям - нишам экономики - для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИ-ОКР, производства на экспорт, финансирование правительством инвестиций, подготовки рабочей силы, увеличении государственных закупок товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются:
коллективные ограничения торговли;
злоупотребления доминирующим положением;
контроль уровня розничной цены;
дискриминация покупателей.
К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия по конкуренции и Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния и поглощения.
Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает два подхода:
Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.
Структурный подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы носит естественный характер, т.е. она захватывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству продукции, ее доступной цене и быстрому обновлению, то никакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины ее рыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияний с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.
Реализация
положений антимонопольного законодательства
за рубежом осуществляется в административном,
судебном или смешанном порядке. В последнем
случае решения административных органов
могут быть обжалованы в судах.
2.3
Перспективы развития
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Т. Средства тратить с умом // Транспорт России. №10 (558), 5 марта 2009 г.
2. Авдашева, С. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве / С. Авдашева, Н. Дзагурова // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 110-122.
3. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства // (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал 2010г. №3
4. Качалин, Владимир Викторович. Культура конкуренции / В. В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 7. - С. 26-32. Зыкова Т. "Дочки" на вырост // Российская газета – Экономика «Транспорт и логистика». №4893, 21 апреля 2009 г.
5. Князева И.В. Антимонопольная политика в России // М. Омега-Л, 2009 г.
6. Российская газета // Федеральный выпуск №4873 от 24 марта 2009 г
7. Российская газета // Федеральный выпуск №4875 от 26 марта 2009 г.
8. Леле, Милинд. Абсолютное оружие. Как убить конкуренцию : захват и удержание рынка / М. Леле. - М. : ИД Коммерсанть ; СПб. : Питер, 2009. - 224 с.
9.. Фрадина, Т. И. Нетарифные методы регулирования торговли в условиях ВТО / Т. И. Фрадина // Экономика и управление. - 2009. - № 3. - С. 54-58.
10. www.gazeta.ru
11. www.rg.ru
12. ru.wikipedia.org
Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах